Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура педагогики 5 страница




ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА

Признавая урок в качестве основной формы обучения, советская дидактика в тесном контакте с передовыми учителями постоянно ищет пути его дальнейшего совершенствования.
Многое делается для того, чтобы с первых минут урока овладеть активным вниманием учащихся. С этой целью учитель сразу включает детей в активную познавательную деятельность: проводит небольшие по объему фронтальные самостоятельные работы, устный счет и таким образом привлекает всех детей к активной работе на уроке.
Определенное значение для поддержания рабочего настроя учащихся имеет поэлементное усвоение учебного материала, т. е. подразделение его на небольшие законченные элементы, и последовательная отработка их до полного усвоения.
Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью.
Особенно важно соблюдение этого требования в начальной школе. Младшие школьники усваивают знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено целью урока, не является ее выражением.
Элементы игры в учебных занятиях с младшими школьниками. Игра, являясь основным видом деятельности дошкольника, продолжает занимать важное место в жизни младших школьников, она рассматривается в качестве важного компонента основной деятельности) младших школьников — учения. Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи н труде. Игра — важное средство повышения у учащихся интереса к учению.
В начальном обучении широко распространены дидактические, или обучающие, игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие учащихся.
В различных видах учебной деятельности используется широкий арсенал разнообразных игр. На уроках русского языка с успехом используются игры-загадки, игры-драматизации, орфографические игры. Игра может способствовать созданию у ученика I класса более полных представлений о геометрических фигурах: круге, квадрате, прямоугольнике. На уроках чтения и природоведения могут с успехом использовать игры-путешествия, игры в следопытов.
Прекрасные образцы использования игры в учебном процессе даны в книге В. А. Сухомлинского. Школьники под руководством своего наставника знакомились с окружающей природой, жизнью людей труда, изучали нашу Родину, жизнь и труд народов зарубежных стран, их борьбу против эксплуатации, национального неравенства, расизма и других форм угнетения. И делали это в форме разнообразных игр, путешествий и др. Игровые элементы сочетались с серьезными занятиями: сбором материала учащимися по различным вопросам, его анализом, обобщением, формированием выводов. Здесь не было подмены учения игрой, против чего предостерегала научная дидактика во все времена.
Средства осознания учениками красоты и привлекательности учения. И. П. Павлов утверждал, что всех людей можно подразделить на два типа — художников и мыслителей. Лишь в самое последнее время стало известно, что в основе этого деления лежит особенность деятельности больших полушарий головного мозга, их функциональная специализация. Левое полушарие является базой развития логического мышления, а правое — конкретного, образного. Эти особенности достаточно устойчивы, они особенно ярко проявляются в детском и юношеском возрасте, определяя отношение школьников к различным воздействиям на них извне.
Игнорировать эти особенности или преуменьшать их значение — значит ослабить степень воздействия учебного процесса на учащихся.
Приходится, однако, отмечать, что современная дидактика концентрирует свое внимание на вскрытии механизма процесса обучения, характера деятельности обучающих и учащихся и значительно меньше занимается изучением средств, вызывающих эмоциональное отношение школьников к учебному процессу. В какой-то степени и этот недостаток восполняется работами учителей-практиков. Им-то приходится считаться с этой особенностью своих питомцев. Учителя используют различные приемы для активизации чувств учащихся.
В. А. Сухомлинский озаглавил один из своих очерков книги «Сердце отдаю детям» такими словами: «Дайте ребенку радость умственного труда, радость успеха в учении». В этом очерке он называет желание ребенка учиться хорошо огоньком, который озаряет весь смысл детской жизни, мир детских радостей. Этот огонек легко потушить неосторожным прикосновением к детскому сердцу — резким словом или равнодушием. Живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний является только успех ребенка в учении, только гордое осознание и переживание той мысли, что я делаю шаг вперед, поднимаюсь по крутой тропинке познания. Этот призыв педагога-гуманиста, нашего современника, обращен не только к работающим учителям, но и к молодой смене, он призывает не оставлять ни одного ребенка в беде, помочь даже самому слабому глубоко почувствовать радость успехов в учении.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Домашняя учебная работа учащихся тесно связана с их работой на уроке. Успех ее зависит от того, как прошел урок и как учителем дано домашнее задание. Поэтому, чем выше качество урока, тем успешнее домашняя работа учащихся.
Домашние задания можно подразделить на три группы: устные (изучение материала учебника, заучивание стихотворений, правил), письменные, (выполнение письменных упражнений, решение задач, написание сочинений и т. д.) и учебно-практические (проведение опытов, наблюдений, изготовление деталей, моделей).
Важным вопросом организации домашней работы учащихся является ее объем. Учащиеся разных классов должны затрачивать различное время на выполнение домашних заданий.
С учетом гигиенических и педагогических требований к организации умственных занятий учащихся в Уставе средней общеобразовательной школы определено, что домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения:
I класс — до 1 часа;
II класс — до 1,5 часов;
III и IV классы — до 2 часов;
V и VI классы — до 2,5 часов;
VII класс — до 3 часов;
VIII—X (XI) классы — до 4 часов.
Учителю важно знать некоторые дидактические правила определения содержания домашних заданий.
В содержание домашшто задании входит материал, имеющий существенно важное значение для усвоения знаний. Это указывает на то, что все второстепенное, несущественное с точки зрения науки, практики, жизни не должно входить в содержание задания. Очень важно разрабатывать домашние задания, их содержание и объем при планировании всей темы. В этом случае задания будут разнообразными и явятся органической частью учебного материала, изучаемого в классе. И наконец, при таком порядке можно правильно сочетать изучение теоретического материала с практическими заданиями.
Для повышения активности учащихся при выполнении задания важно включать в содержание заданий некоторые новые действия.
Для учащихся младших и средних классов важно указывать порядок выполнения задании: l) выучить правило на стр. 15; 2) выполнить упражнения № 3 и 4 на стр. 16. В таком порядке учащиеся и записывают задание, чтобы сначала усвоить правило, а потом выполнить упражнение. Вопрос о том, когда давать домашнее задание, решается учителем и зависимости от цели и структуры урока. Как правило, задание дается тогда, когда всем ходом урока дети подготовлены к осмысленному его восприятию и сознательному выполнению. Важно иметь в виду, что задание дастся при наличии полного внимания учащихся, без спешки, в спокойной обстановке.
Каждое задание должно быть в той или иной форме проверено учителем. Лучше, если учитель сможет охватить проверкой всех учеников и провести ее возможно точнее, чтобы не оставалось ошибок в работах учащихся. Важным вопросом является приучение учащихся к ежедневному выполнению заданий. Здесь необходима система мер. Ученики будут регулярно заниматься, если: их тщательно проинструктировать и научить самостоятельно работать;
продумать четкую систему контроля за их работой;
добиться соблюдения учениками твердого распорядка дня, в котором домашним занятиям будет отведено определенное время;
приучить школьников самостоятельно разрешать встретившиеся трудности. Необходимо указать, что характер и методика домашней работы во многом зависят от методики работы учителя на уроке.
В истории советской школы отношение к домашним заданиям не было одинакоиым. Сразу после революции домашние задания были запрещены «Положением об единой трудовой школе РСФСР» и рядом других нормативных документов. Практика работы школы показала ошибочность этого подхода, и начиная с 30-х гг. в связи с общим упорядочением работы школы домашние задания вводятся как составная часть учебной работы школьников.
Введение домашних заданий положительно повлияло на обучение и воспитание учащихся. Но в последние годы в связи с ростом и усложнением содержания учебного материала постепенно возрастал и объем домашних заданий учащихся.
Причин перегрузки школьников домашними заданиями много. Но самой главной из них следует считать слабую осведомленность многих учителей в вопросах детской физиологии и психологии.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ОТСТАЮЩИМИ И НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧЕНИКАМИ

Иногда даже при правильной организации учителем учебной работы в классе есть несколько отстающих и неуспевающих учеников. Это явление вызвано самыми разнообразными причинами, иногда — продолжительной болезнью. Может оказаться также, что учитель не учел особенностей ученика и не совсем правильно построил свою работу с ним. Некоторые ученики не всегда правильно оценивают трудности того или иного предмета и поэтому отстают, другие увлекаются одним предметом в ущерб остальным. Много случаев неуспеваемости учащихся из-за отсутствия контроля за их учебой и поведением со стороны родителей.
Отставание, неуспеваемость и второгодничество пагубно влияют на ученика. Он теряет уверенность в своих силах и часто бросает учебу. Неуспеваемость и второгодничество наносят большой материальный ущерб государству. Поэтому преодолеть отставание и неуспеваемость — важнейший долг учителя.
Одним из средств преодоления отставания является дополнительная работа с учащимися. Прежде чем начинать дополнительные занятия, важно узнать причину и характер отставания ученика, чтобы правильно наметить формы работы и ее объем. Если ученик отстал по болезни, но является хорошо успевающим, целесообразно сочетать работу под руководством учителя с самостоятельной работой. Если же ученик ленится, то не следует очень опекать его, нужно заставить его работать под контролем учителя, товарищей, родителей.
Дополнительные занятия могут носить как добровольный, так и обязательный характер. Возможно и полезно привлечение сильных учащихся для помощи слабым. Но эту работу должен организовать учитель. Не следует, однако, злоупотреблять дополнительными занятиями. Особенно вредно оставлять на дополнительные занятия весь класс. Такие занятия не дают должного эффекта.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ

Нельзя дать хорошего урока без тщательной его подготовки. Подготовка учителя к уроку включает в себя разработку плана каждого конкретного урока. Составление плана начинается с определения места урока в изучении темы, затем определяются его цель и содержание, разрабатываются методы обучения.
В плане записывается тема и цель урока, указывается, как будет проводиться повторение, изложение нового материала, какие методы будут использованы. Учитель указывает основное направление изложения, записывает факты, примеры (предложения или слова для уроков по родному языку, примеры и задачи по математике), как будет проведено закрепление, кого надо спросить. В конце плана записывается домашнее задание.
В малокомплектных школах из-за неизбежного чередования работы учителя с различными классами происходит большая потеря рабочего времени. Многие учителя смирились с этим. Пока учитель дает инструктаж одному классу, учащиеся другого класса сидят без дела.
Как избежать потери учебного времени? Этого можно добиться путем тщательного планирования всей учебной работы. Важно, чтобы учитель, составляя план, рассчитал время по видам работы. Точный расчет времени можно произвести в том случае, если в плане намечены этапы урока, во время которых один из классов занимается с учителем, а другой — самостоятельно. Поэтому при составлении плана урока лучше сначала точно определить, когда и на протяжении какого времени каждый класс будет заниматься с учителем или самостоятельно. С учетом времени самостоятельных занятий подбираются задания. Лучше всего, если учителю удастся постепенно уравнять время на занятия под своим руководством и на самостоятельную работу детей.
При распределении времени на работу с учителем и самостоятельные занятия учащихся следует принять во внимание ряд обстоятельств. Приходится выделять больше времени для занятий под руководством учителя в младшем классе, а также в том, где намечен для изучения больший по объему и сложности материал. При планировании учитывается уровень подготовки класса и степень усвоения материала. Тщательно планируются и самостоятельные задания учащихся. Чтобы не допустить потери времени на уроке, нужно заранее готовить эти задания. Большое значение имеют четкая формулировка задания («Реши задачу двумя способами», «Составь обратную задачу»), обучение учащихся приемам выполнения различных видов самостоятельных работ, подготовка резервных заданий для быстро работающих учащихся. Непродуманные задания не вызывают активности школьников.
Все самостоятельные задания должны в той или иной форме контролироваться. Формы контроля могут быть разнообразными: самоконтроль учащихся по образцу, написанному на доске, проверка хода работы на уроке при обходе учеников, тщательный контроль при проверке тетрадей.
Для лучшего сочетания работы учащихся под руководством учителя с их самостоятельной работой в условиях однокомплектной школы считается целесообразным составлять план урока не по каждому классу в отдельности, а комплексно — по этапам работы на уроке со всеми классами.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

Если ранее наиболее типичной была двухкомплектная школа, то теперь большинство начальных школ стало однокомплектными. В однокомплектной начальной школе со всеми тремя классами работает один учитель. Учащиеся-первоклассники пользовались всегда в этих школах особым вниманием учителя, с ними приходится проводить один-два урока в день отдельно, так как в начале обучения они не имеют никаких навыков самостоятельной работы. В условиях перехода школ на новые учебные программы эта необходимость стала еще более ощутимой. Возрос объем теоретического материала, стали иными, более разнообразными учебные задания. Все это требует от учителя большей затраты времени на непосредственную работу с учащимися.
Министерство просвещения рекомендует увеличить число ежедневных уроков в однокомплектной школе до шести за счет сокращения продолжительности каждого урока до 30 минут.
При такой организации учебных занятий учитель проводит уроки с учащимися одного класса только по русскому языку и математике, так как учебная работа по этим предметам представляет для учащихся наибольшие трудности и должна проходить под руководством учителя. В первом полугодии каждого учебного года целесообразно проводить отдельные уроки с учащимися первых классов, а во втором — чередовать проведение таких учебных занятий в течение всей учебной недели. На одном из объединенных уроков учитель организует совместные занятия учащихся трудом, физкультурой, музыкой, изобразительным искусством. Объединенный урок используется для проведения так называемых однотемных занятий с учащимися всех трех классов.
Такая организация учебных занятий требует составления различных вариантов расписания на первое к второе полугодия. Специфичным для расписания в первом полугодии будет проведение отдельных уроков, по два ежедневно, с учениками первых классов.

Вопросы и задания

1. Расскажите, как развивались и совершенствовались формы обучения.
2. Почему урок яявляется основной формой организации учебной работы? 3. Что нового внесла в построение урока советская дидактика и передовая школьная практика?
4. Посетите урок опытного учителя и решите, по каким основным показателям можно оценить его результативность.
5. Какие типы уроков применимы в начальной школе?
6. Как можно увеличить воспитательное значение урока?
7. Какие возможности повышения эффективности урока выдвинуты в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду»?
8. Как можно добиться повышения роли урока в трудовом воспитании учащихся?
9. Ознакомьтесь с тематическим планом учителя. Проанализируйте план. Вместе с учителем наметьте план изучения одной из тем.
10. Как подготовить и провести экскурсию в природу? Составьте план проведения экскурсии. Дайте педагогическое обоснование плана.
11. Каковы рациональные способы организации домашней работы учащихся?
12. Как строится дополнительная работа с учащимися начальной школы?
13. Коковы особенности системы учебной работы учителя в малокомплектной школе? Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся


Н. В. Савин. Педагогика
"Просвещение", Москва, 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с сокращениями

Учащиеся усваивают знания, чтобы наилучшим образом подготовить себя к жизни, к дальнейшему образованию. Поэтому как для них, так и для учителя важно знать, как они овладели учебным материалом. Это достигается с помощью проверки знаний, умений и навыков. Проверка — важное средство не только предупреждения забывания, но и более прочного усвоения знаний. В ходе проверки учитель стремится выяснить не только сам факт усвоения знаний детьми, но и насколько правильно воспринимают они материал, умеют ли мыслить, запоминать. Учитель устанавливает также отношение ученика к изучаемому материалу, влияющее на формирование его взглядов, убеждений.
По результатам проверки школа, учителя отчитываются перед государством. Таким образом, проверка знаний не может рассматриваться в качестве формального учета успеваемости, она — важное звено целостного процесса усвоения знаний, умений и навыков. В соответствии с теми данными, которые получил учитель в ходе проверки, он намечает систему дальнейшей работы по изучению материала. Но эта система будет нацелена не на какого-то абстрактного ученика, учитель построит ее с учетом недостатков в знаниях одного, неустойчивости и нетвердости взглядов другого, пробелов в качестве запоминания у третьего. В ходе дальнейшей работы с детьми учитель стремится устранить эти недостатки и добивается совершенствования знаний.
При правильной подходе к проверке и оценке знаний оценка может стать важным средством управления учебной деятельностью учащихся, интенсификации их развития и воспитания.
Такой взгляд на сущность и значение проверки знаний, умений и навыков сформировался в советской дидактике не сразу. В первые годы строительства советской школы некоторые педагоги вообще отрицали необходимость систематической проверки знаний, считая ее одним из атрибутов старой, дореволюционной школы. Так, при организации занятий по бригадно-лабораторному методу за выполнение задания отчитывался бригадир, а оценка выставлялась всем членам бригады. Учащихся переводили из класса в класс на основе представленных ими практических работ. Эта порочная практика была осуждена и отменена Центральным Комитетом партии. В постановлении «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» указывалось, что в основу учета школьной работы должен быть положен текущий индивидуальный, систематически проводимый учет знаний учащихся.
В ходе строительства школы вместе с совершенствованием всего учебного процесса развивалась и совершенствовалась проверка успеваемости учащихся.
Долгое время в силу традиции многие учителя обращали основное внимание при проверке знании на простое воспроизведение учащимися материала учебника. Такой подход к проверке имеет известные основания: часть учебного материала, особенно в начальной школе, подлежит заучиванию и воспроизведению. Однако это не значит, что буквальное воспроизведение должно преобладать в ходе проверки знаний.
Если простое воспроизведение становится преобладающим, то учащиеся постепенно привыкают к бездумному заучиванию учебного материала, а это затрудняет использование приобретенных знаний на практике, в жизни.
Давно уже многие учителя используют прием самостоятельного воспроизведения материала. Это шаг вперед в направлении развития у учащихся стремления и умения творчески учиться. Однако сейчас этого мало. Все шире начинают использоваться приемы самостоятельной группировки учебного материала, привлечения новых фактов использования разнообразных приемов при пересказе, самостоятельное составление задач, решение задач с проверкой и т. д.
Важное значение приобретает органическое сочетание проверки теоретических знаний с контролем за ходом самостоятельных, практических занятий учащихся, учет приобретенных ими навыков и умений. Весьма актуальна разработка наиболее экономных, объективных методов проверки знаний учащихся и их оценки. Многие научные коллективы занимаются сейчас разработкой этих вопросов.
Дня правильной постановки проверки успеваемости большое значение имеет знание некоторых дидактических требований ее проведения.
Внимание и прилежание учитываются, конечно, при проверке знаний, но не как главный их компонент. Учету подлежат прежде всего качество и глубина знаний, навыков и умений. Эти показатели являются определяющими при проверке и оценке знаний. Проверка знаний должна быть всесторонней и проводиться систематически.
Не все ученики сpaзy привыкают, например, отвечать у доски. Некоторые из них теряются, когда учитель спешит прибегнуть к помощи класса, и, хотя знают материал урока, оказываются неспособными ответить на вопросы. В классе есть рассеянные ученики, они также нуждаются в особой заботе и внимании к ним учителя.
Но учет индивидуальных особенностей учащихся не означает отказа от проверки знаний каждого ученика. Наоборот, полное осуществление функций проверки возможно при условии, если ею будет охвачен каждый школьник и оценен по результатам его личной ученной деятельности.
Разнообразив видов и методов проверки, недопустимость преимущественного использования одних видов в ущерб другим — следующее важное требование к проверке.
Большое значение имеет соблюдение объективности в подходе к учащимся при проверке знаний, а также осуществление единства требований всех учителей к учащимся.
Важно также, чтобы каждый учитель создавал во время проверки атмосферу творчества и доброжелательности. В такой атмосфере дети не будут бояться высказать свои мысли, свои сомнения, не испытают чувства неловкости за ошибочные ответы и не будет места для таких уродливых явлений, как подсказывание, списывание, еще встречающихся в отдельных школах, где не уделяется должного внимания соблюдению этого требования.

ВИДЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ

В советской школе используются три вида проверки знаний: текущая (тематическая), периодическая и итоговая. Основными методами проверки знаний являются: текущие наблюдения, устный опрос, письменные и графические работы, практические работы учащихся.
По способу организации различают индивидуальную и фронтальную проверку знаний.
Большое распространение в советской школе получила текущая проверка знаний. Она дает возможность проконтролировать, как усвоен учебный материал, ныяиить пробелы в знаниях учащихся, наметить пути их ликвидации в ходе дальнейшей работы. Она позволяет узнать, какими способами умственной деятельности и в какой степени овладевают учащиеся, в чем они испытывают трудности и каков характер этих трудностей. Текущая проверка приучает детей к систематической работе и обеспечивает формирование ряда важных нравственных и волевых качеств: настойчивости, организованности и др.
Особенно велико значение текущей проверки в начальных классах. На первых порах обучения надо проверять каждый шаг в работе детей. Не имея опыта и знаний в учении, они могут допустить много ошибок в своей работе не только в содержании, но и в методах выполнения. Многократное повторение ошибочных способов работы приводит к образованию неправильных навыков и привычек, которые потом трудно исправить. Поэтому чем младше учащиеся, тем более тщательным и разнообразным должен быть контроль за их работой.
Результаты текущей проверки учитель фиксирует в классном журнале и в своем дневнике, а затем обобщает при подведении итогов учебной работы учащихся за четверть, полугодие и учебный год. Такая постановка работы позволяет учителю исключить всякий элемент случайности в оценке знаний детей.
Текущая проверка знаний осуществляется прежде всего с помощью наблюдения, которое является важным средством контроля за работой учащихся, особенно в начальных классах. Учитель наблюдает, как дети слушают его объяснение, как выполняют разнообразные задания, как ведут свои тетради, насколько активно работают на уроке, фиксирует их отношение к изучению того или иного материала и к учебе в целом.
Большое значение имеют наблюдения за ходом умственного развития учащихся. Материал, собранный в процессе наблюдений, является исходным при планировании учебно-воспитательной работы, в осуществлении индивидуального подхода к ученикам.
Результаты наблюдений используются учителем при выставлении итоговой отметки, а также в повседневной воспитательной работе с детьми. Школьники часто строят предположения, какие отметки они получат за четверть или учебный год. При этом они выводят отметку на основе суммы отметок, выставленных в журнале. В какой-то степени на такой формальный подход к самооценке их толкают учителя, не использующие данных своих наблюдении за учащимися. Те учителя, которые регулярно наблюдают за работой детей, фиксируют важнейшие результаты наблюдений и подвергают анализу результаты труда школьников, не ошибаются в оценке. А сознание того, что за их работой ведутся тщательные наблюдения, побуждает учеников к более систематической работе.
Устный опрос. Наиболее широко в школе используется индивидуальный опрос школьников. При устном опросе главное внимание сосредоточивается не только на простом воспроизведении фактов, но и на их объяснении, доказательстве. В ходе устного опроса проверяются умения учащихся практически пользоваться полученными знаниями в решении задач, при грамматическом разборе предложений, проведении измерений.
По традиции устный опрос концентрируется учителями вокруг домашних заданий школьников. Лучшие учителя используют продуманную систему вопросов, требующих ответа-рассказа («Расскажи о своей семье»), объяснения, сравнения («Сравни два числа»), умозаключения, а также вопросов, выявляющих детскую пытливость, ход мысли и рассуждения, наблюдательность и другие свойства. Характеру вопроса соответствует и его формулировка.
Устный опрос должен проводиться регулярно. Только при этом условии он станет важным фактором обучения и воспитания учащихся. Если спрашивать ученика два-три раза в четверть, то трудно рассчитывать на то, что учитель сможет его чему-нибудь научить.
Поэтому индивидуальный устный опрос сочетается с фронтальным. Он может проводиться вместе с изучением нового материала и как самостоятельный вид работы на уроке. Чаще всего фронтальный опрос используется для контроля знаний, подлежащих обязательному запоминанию, и усвоению правил, хронологических дат, таблицы умножения.
Однако фронтальный опрос не может быть основным методом проверки. В ходе его проверяется главным образом факт выполнения задания, но трудно установить полноту и глубину усвоения.
Стремление повысить эффективность урока привело к объединению процессов сообщения знаний, их закрепления и проверки. Такая проверка наряду с другими видами призвана активизировать учащихся, создавать условия для более объективной оценки их знаний.
Каковы же требования к проверке знаний в процессе их усвоения? Рекомендуется учитывать ответы на вопросы учителя, дополнения и поправки к ответам других учащихся во время фронтальных бесед, качество выполнения устных, письменных и графических работ, проведенных на уроке, результаты опытов, лабораторных и других практических работ, выполненных учащимися.
Важным методом проверки знаний являются контрольные работы: диктант, пересказ текста, сочинение, решение и составление задач.
Как организовать контрольный урок? Первая часть урока посвящается постановке цели, инструктажу о порядке выполнения работы. Инструктаж проводится при полном внимании учащихся. Затем задача учителя состоит в том, чтобы проследить, насколько самостоятельно дети выполняют работу. Важно организованно закончить и собрать работу до звонка. Оставшееся время использовать для ответов на вопросы учащихся. Домашнее задание можно дать перед началом работы.
Каждую контрольную работу учитель оценивает. При анализе контрольной работы надо дать указания учащимся следующего характера: «Стал писать лучше. Очень похвально», «Избрал очень удачный вариант решения задачи» или: «Написал работу хуже, чем обычно», «Это недопустимо». На первый взгляд эти замечания кажутся малозначительными. Но в воспитании ответственного отношения к учению они играют большую роль.
Не менее важно учитывать и овладение учеником наиболее рациональными приемами выполнения работы. Каждая выполненная учащимися работа подлежит проверке и оценке.
В последние годы ведутся интенсивные поиски возможностей использования технических средств для оперативного контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся. С этой целью все шире используются обучающие машины и контролирующие устройства разного типа, а также такие средства, как тетради с печатном основой, дидактические карточки, сигнальные перфокарты и др.
В начальных классах периодическая проверка может использоваться в ограниченных пределах. Цель ее состоит в том, чтобы постепенно вырабатывать у детей умение охватить два-три, а затем и группу вопросов по теме и правильно их воспроизвести. Итоговая проверка успеваемости за учебную четверть, полугодие, учебный год осуществляется вместе с итоговым повторением. Оно направлено на воспроизведение ключевых вопросов пройденного материала. До проведения такого повторения ученики получают подробный инструктаж о том, что и как надо повторить. Само повторение организуется в зависимости от объема и характера материала, возрастных особенностей учащихся на одном или нескольких уроках. Одним из методов итоговой проверки являются экзамены, которые проводятся в выпускных восьмых и десятых (одиннадцатых) классах.
После принятия Устава Министерством просвещения СССР вместе с министерствами союзных республик была проведена работа по упорядочению экзаменов и перевода учащихся из класса в класс. Результатом этой работы явилась «Типовая инструкция об экзаменах, переводе и выпуске учащихся общеобразовательных школ».
В соответствии с Уставом школы в инструкции зафиксировано право министерств союзных республик устанавливать переводные экзамены и не в выпускных классах, но их число не должно превышать трех.
В восьмых классах разрешается проводить не более четырех экзаменов, в десятых (одиннадцатых) классах установлена предельная норма шесть экзаменов. Союзным республикам дано право устанавливать один седьмой экзамен по их усмотрению в выпускных классах.
Разрешается допускать к экзаменам и к обучению в следующем классе не только успевающих по всем предметам, но и имеющих плохие оценки не более чем по двум предметам. Учащиеся, получившие более двух отрицательных оценок, получают задание на лето, и вопрос о их переводе или выпуске решается в зависимости от выполнения задании или осенних экзаменов.
Эти меры направлены на то, чтобы оградить учителя от необходимости выставления учащимся незаслуженных оценок и мобилизовать отстающих учащихся на исправление образовавшихся у них пробелов в знаниях.
Согласно инструкции, итоговая отметка «5» не может быть выставлена, если на экзамене получена иная отметка, при отрицательной отметке, полученной на экзамене, не может быть выставлена положительная итоговая отметка. Учащиеся десятых (одиннадцатых) классов, не допущенные к экзаменам или не сдавшие весенних экзаменов более чем по двум предметам, а осенних хотя бы по одному, выбывают из школы. Они имеют право сдавать экзамены в следующем году, и если не выдержат экзамены, то будут сдавать их экстерном (без дополнительного обучения). Эти меры дают молодым людям возможность по мере роста их сознательности и отношения к учению все же завершить свое образование и получить соответствующий документ, а тем самым и возможность продолжения образования и совершенствования своей профессиональной квалификации.
Инструкция устанавливает право министерств просвещения составлять экзаменационные билеты. Учащиеся имеют право пользоваться на экзамене при подготовке к ответу и написании письменных работ текстами, картами, схемами, справочниками, пособиями.
Последовательное проведение в жизнь данной инструкции существенно повлияет не только на проведение экзаменов, но и на весь учебно-воспитательный процесс в школе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.