КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перцептивная сторона общения
Перцепция — процесс восприятия нами партнеров в процессе общения, на основе которого формируется отношение к ним. Известные факторы перцепции, такие как собственное превосходство, привлекательность для нас и отношение к нам, соотносятся с такими универсальными механизмами психотерапевтического воздействия, как сравнение, аттракция и проекция, и могут быть диагностированы по их проявлениям в речи (табл. 7). От их баланса, особенно соотношения факторов «превосходство» и «отношение к нам», зависит выбор собеседником ролевого состояния «родителя» или «ребенка». Фактор привлекательности — основной для делового общения, так как именно с ним связан утилитарный подход, ответ на вопросы: «Зачем мне нужен этот человек? Как я могу использовать общение с ним?» Оппонент может выступать при этом как в роли покупателя, так и делового партнера. Обсуждая технику активного слушания, мы уже упоминали о безусловном положительном отношении к клиенту. Эта перцептивная установка исключительно важна для успешного делового общения. Иными словами, в отношении любого потенциального клиента фактор привлекательности приобретает позитивное значение автоматически, выражаясь компьютерным языком — по умолчанию. Таблица 7. Факторы перцепции, их отражение в речи и связь с образом «Я»
При рассмотрении психологических механизмов перцепции нужно подчеркнуть, что она опирается на такие универсальные психотерапевтические механизмы, как эмпатия, идентификация, рефлексия «Я — это...» и интерпретация «Он — это...». Ключевую роль в процессе перцепции играет также такой механизм психотерапевтического воздействия, как перенос. Факторы перцепции и их психологические механизмы таковы: - рефлексия (когнитивный, направленный на себя механизм); - интерпретация (когнитивный, направленный на окружающих механизм); - эмпатия (эмоциональный механизм); - идентификация (поведенческий — связан с подражанием — механизм). При кодировании описанных факторов в виде бинарных альтернатив (позитивный или негативный выбор), в зависимости от их сочетания, возможно 8 позиций в общении, занимаемых относительно собеседника. В зависимости от значения фактора превосходства эти позиции могут быть ведущими или подчиненными (табл. 8). Причем факторы превосходства и привлекательности (для нас) срабатывают во многом автоматически, инстинктивно (можно сослаться на опыты зоопсихологов, изучавших поведение животных, в котором отчетливо прослеживается проявление подобных факторов). Фактор же «отношения к нам» работает на уровне сознательном; отсюда между перечисленными факторами возможны несоответствия, а следовательно — проблемы в общении вследствие несовпадения перцептивных позиций собеседников. Перцептивные позиции, связанные с фактором превосходства, находятся в тесном контакте с базовыми позициями личности в психотерапевтической модели Э. Берна. Как отмечают Ю. Н. Миртов и А. А. Крымов (Крымов А. А., 1995), при общении люди сообщают друг другу свое мнение о расположении себя относительно другого на шкале самоуважения. Соответственно общение может Таблица 8. Перцептивные позиции
Примечание: «+» и «-» — позитивный и негативный выбор. 1 — 8 — 8 позиций, занимаемых относительно собеседника. протекать со стороны коммуникатора в разных вариантах: очевидно, что в деловом общении (будь то вариант «продавец-покупатель» или партнеры за столом переговоров) коммуникатор должен придерживаться позиции — я весьма уважаю вас, равно как уважаю и себя. В конфликтных ситуациях для продавца возможен некоторый сдвиг в позицию — вас я уважаю больше, чем себя; в переговорной практике, но только как ответная реакция для противодействия психологическому давлению противоположной стороны, используется вариант — вас я уважаю меньше, чем себя. Вариант — вас я не уважаю, равно как и не уважаю себя, — практического применения не имеет.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1057; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |