КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
РефлексияРефлексия — это осознание (или логическое представление) человеком в процессе общения того, как он воспринимается партнером по общению. Иными словами, — взгляд на себя со стороны. В понятие рефлексии включается и интроспекция (самопознание) — мысли человека о самом себе, осознание им собственных психических процессов. На самооценку и взаимодействие с партнерами по общению влияют оценки, которые нам «выставляют» партнеры. Увидев себя в другом человеке, как в зеркале, поняв, как по принципу обратной связи нас воспринимает партнер, мы можем корректировать процесс общения. В психологии принято различать три составляющие рефлексии, или три компонента образа «Я» (К. Роджерс): «Я — реальное», «Я — идеальное» (происходящее из понятия идеала, по А. Адлеру) и «Я — социальное», которое результирует взаимодействие реального и идеального «Я», и также связано с самооценкой. В процессе общения вследствие интеракции к этому добавляется четвертая составляющая, или реальное впечатление собеседника. Тем самым рефлективная самооценка может быть разделена на четыре части (табл. 9) Таблица 9. Структура рефлективного образа «Я»
в социальном аспекте (образ внутреннего и внешнего «Я», или картина «Я» для себя и для других) и во временном аспекте (реальное «Я», ориентированное на настоящее время, — «какой я есть» и идеальное, ориентированное на психологическое будущее время, — «каким я хочу быть или казаться»). Таблица 10. Схемы самооценивания
Именно это соответствие или, напротив, несоответствие друг другу реального и идеального «Я» лежит в основе формирования устойчивого отношения человека к себе самому и к окружающим, описанного Э.Бёрном в форме так называемых «жизненных позиций». Человек с позицией «Я — в порядке» более успешен и приспособлен к жизни, чем человек с противоположной позицией «Я — не в порядке». Позиция же, которую человек мысленно приписывает другим людям в отношении себя самого, зеркально отражается в его позиции по отношению к окружающим. При этом позитивный выбор способствует более эффективному и бесконфликтному общению. Точно так же и социальное «Я», или представление собственного «Я» для окружающих, разделяется на две части: каким я хочу казаться и каким, по моему мнению, меня воспринимает собеседник. От соотношения (соответствия, конгруэнтности) этих составляющих рефлективного образа «Я» зависит предпочитаемая человеком позиция в общении, стиль его поведения, степень уверенности в себе (ассертивность). Чрезмерно большое расстояние между реальным и идеальным «Я», делающее последнее недостижимым, порождает заниженную самооценку (недовольство собой, комплекс неполноценности). Напротив, чрезмерное сближение (или даже слияние) реального и идеального «Я» приводит к неадекватно завышенной самооценке (нарциссизм). Негармоничное соотношение реальной и идеальной составляющих социального «Я» приводит в одном из крайних случаев к «закомплексованности» в общении, боязни публичных выступлений (социофобия), другая же крайность — эгоистичное, антисоциальное поведение. М.К.Лассен и Ч.Элиот приводят следующую расширенную схему рефлексии — самоосознания, самооценивания и самопозиционирования (см. табл. 10). Она удобна отделением адекватных схем самооценки, помогающих адаптивному поведению, от неадекватных схем (которые могут быть как негативными, так и позитивными) (Лассен М. К., Элиот У., 2002).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |