Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология и формы государств

Второй учебный вопрос

 

 

Существует большое многообразие типов и форм государства. Это многообразие в полной мере проявилось в историческом развитии, и имеет место в современную эпоху, когда число государств на нашей планете превысило 200. Существующие ныне государства весьма отличаются друг от друга. Эти различие, как глубокое, принципиальное, так и порой незначительное, сказывается на государственном управлении, поэтому необходимо знать основные признаки, по которым различаются государства. Необходимо учитывать, что типология государств может осуществляться по различным основаниям. Так, в марксизме в качестве главного, а по существу единственного критерия берется социально-экономическая, классовая сущность государства, т. е. формационные признаки. По этим признакам марксизм выделяет следующие типы государств:

а) рабовладельческие;

б) феодальные;

в) капиталистические;

г) социалистические.

Такая типология имеет веские основания, так как позволяет определить источники извлечения богатства общества, квалифицировать управляющую элиту государства, ее основные цели и методы управления.

Наряду с формационным подходом к определению типа государства cуществует еще и цивилизационный подход. Этот подход берет за основу определяющее воздействие прежде всего духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития, которые оказывают сильное влияние на социальную и государственную жизнь общества. Как пишет английский историк и философ А. Тойнби в фундаментальном труде «Постижение истории», «культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации: в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, заурядными, несущественными созданиями природы и движущих сил цивилизации».

Исторический процесс привел, по мнению А. Тойнби, к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.

а) локальные цивилизации и типы государств (древнеегипетская, шумерская, эллинская и др.);

б) особенные цивилизации и государства (индийская, китайская, западноевропейская, восточно-европейская, исламская и др.);

в) современная цивилизация.

В наше время понимание прогресса государственности выдвигает на первый план «человеческое измерение», т. е. качество жизни, которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав – эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства.

По источнику и суверенному (т. е. самостоятельному, независимому и верховному) носителю властной силы со времени квалификации Аристотеля государства подразделяются на монархии и республики. В монархическом государстве верховная власть принадлежит наследственному правителю. Монархии различаются по суверенитету главы государства на неограниченные и на ограниченные. Форму монархии имеет в настоящее время около трети государств мира, причем большинство выступает как ограниченные, т. е. конституционные монархии.

В неограниченной монархии власть главы государства передается, как правило, по наследству, и она не производна ни от какого бы то ни было государственного органа, ни от населения. В древних цивилизациях неограниченная монархия выступает в форме деспотии, в феодальных государствах в виде абсолютной монархии. В настоящее время неограниченная монархия сохраняется в Саудовской Аравии и Брунее. Кроме того, в качестве исключения выступает теократическое государство – Ватикан.

В конституционных монархиях власть монарха ограничена конституцией. Такая форма правления имеется в ряде европейских стран: Бельгии, Дании, Испании, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Швеции. Особое место занимает монархия в Великобритании, где нет конституции, и власть монарха ограничена парламентом. В конституционных монархиях власть монарха не распространяется на законодательство и значительно ограничена в сфере управления. По большей части монарх выполняет представительские функции, выступая символом государственного единства нации. Значительную роль в таких государствах выполняет парламент и правительство.

Переходной формой между монархией и республикой выступает аристократия (власть лучших), в которой наследственная элита консолидируется в целях удержания своего экономического и политического господства. При этом наследственная элита прикрывается либо монархией, либо республикой. Аристотель и Платон эту разновидность организации власти называли или аристократией, или олигархией (власть немногих), считая последнюю худшей формой власти, наряду с демократией и охлократией. Аристократический принцип власти требует коллективного управления со стороны элиты с продуманным распределением власти «по вертикали» и по «горизонтали» (исторический пример – Россия при малолетстве Ивана IV Грозного и императрицы Екатерины I, а также Речь Посполитая).

В республиках формирование высших органов государственной власти происходит путем выборов. Республики, в которых избирается президент, являющийся главой исполнительной власти, называются президентскими (США, Белоруссия, Россия, Польша, Украина, Франция и др.), а те республики, где исполнительная власть принадлежит правительству, формируемому парламентом, называются парламентскими (Австрия, Германия, Италия, Португалия и др.). И первая форма организации государственной власти в республике, и вторая форма относятся к типу представительной демократии, т. е не прямой. Третьей формой республики выступает советская республика, которая представляет собой прямую демократию и связана с социалистическим типом государства (СССР до 1956 г., Куба, Венесуэла и др.).

При переходе от ограниченной монархии к парламентской форме управления образуется дуалистическая форма исполнительной власти:

а) не ответственный перед парламентом глава государства – монарх (в Англии, Норвегии, Испании, Швеции и др.) или президент республики (в России, на Украине, во Франции, Мексике, Финляндии);

б) независимое от него правительство, которое образовано парламентом под руководством премьер-министра и ответственного перед этим парламентом.

В президентской республике законодательный орган и глава исполнительной власти (он же глава государства) равно избираются населением. Самостоятельны в своих функциях, но связаны между собой посредством сдержек и противовесов (США, Аргентина, Мексика и др.). Особый статус имеют президенты – главы государств в России, Франции и других странах, которые в качестве арбитра и гаранта обеспечивают функционирование и взаимодействие органов «разделенной» государственной власти. В таких странах существует правительство, подотчетное в основном президенту.

Форма государства есть внешнее проявление организации территориальной и классово-политической власти, которая включает в себя три элемента: территориальное строение, форму правления и политический режим. Территориальное строение отражает связь центральных и местных государственных органов, отношение отдельных частей государства между собой и государством в целом. По этому признаку различают две основные формы – унитарное (от лат. unitas – единый) и федеративное (от лат. fedus – союз) государство и переходную форму – конфедерацию.

Унитарное государство имеет единую конституцию и гражданство, единую систему органов высшей власти, действующей без ограничений на всей территории страны. Как правило, это мононациональные государства. Но если есть представители других наций, то их проблемы решаются с помощью автономных образований (Великобритания, Испания, Финляндия). В унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой, либо косвенный контроль за местными органами в зависимости от того, какой вид контроля осуществляет центральная власть за местными органами, различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. Здесь существует единая судебная система, используется одноканальная система налогов.

Федеративное государство соединенное, союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (штаты, республики, земли, кантоны, округа и т. п.), которые обладают определенной самостоятельностью в решении вопросов, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством. Территория федерации состоит из территорий субъектов федерации, причем последние не обладают полным суверенитетом и не имеют права выхода из федерации.

В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли), создается двухпалатный федеральный парламент, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. В федерации возможно двойное гражданство, члены федерации могут иметь свою конституцию или устав, причем обязателен принцип верховенства общефедерального закона над законами субъектов федерации. Субъекты федерации имеют собственную судебную систему, используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъектов федерации. Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации.

Федерация строится либо по территориально-административному признаку (США), либо по смешанному признаку (современная Россия). Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации (не могут выйти и др.). Национальная федерация связана с наличием нескольких наций и народностей, она обладает большим суверенитетом, чем территориальная. Здесь остро встает вопрос о праве наций на самоопределение.

Конфедерация – это постоянный (иногда временный) союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих целей. Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов. Члены конфедерации сохраняют суверенитет, налоги, армию, гражданство. Как правило, конфедерации недолговечны и распадаются или образуют федерацию. (Германский Союз 1815–1867 гг., США 1781–1787 гг. и др.).

История знает самые замысловатые формы государственного устройства, широкий диапазон различного рода единения, союзов государств. Такие, как личная и реальная уния (Норвегия и Швеция 1815 г.); вассалитет и сюзеренитет; доминионы и метрополии; торговые союзы и военные блоки; протектораты; империи. Меняются термины: фузия (слияние государств, воссоединении ФРГ и ГДР), инкорпорация (присоединение одного государства к другому, внешнее оформление как добровольное слияние, присоединение прибалтов к СССР в 1940 г.).

Содружество – это весьма редкое, еще более аморфное объединение, чем конфедерация государств (СНГ). Это полностью независимые суверенные государства, субъекты международных отношений. Сообщество государств, например, ЕС.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государство: происхождение и сущность. Основные характеристики государства | Общественные функции государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.