Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие закономерности и принципы воспитания




Структура воспитания как педагогического явления

Будучи одним из важнейших факторов развития чело­века воспитание, рассматриваемое в широком педагогическом смысле, само является процес­сом многофакторным и многоцелевым. Воспитание осуществляется в рамках определенных систем, выступающих в качестве его факторов (семья, учреждения общественного образо­вания, учреждения культуры, здравоохранения и т.п., дет­ские общественные объединения);

цели воспитания (фор­мирование знаний, способов учения, отношений, опыта деятельности и общения) реализуются в процессе обуче­ния и во внеучебной деятельности;

самовоспитание при этом является условием и результатом достижения целей.

Воспитание — это целенаправленный процесс форми­рования личности; как любой процесс оно обладает внут­ренней логикой, которую можно представить в виде пос­ледовательно реализуемых функций.

· Аналитическая функция: изучение личности и социально-педагогической ситуации её развития;

· Диагностическая функция: выявление реального уровня развития человека, установление причинно-следственных связей, детерминирующих формирование его личности;

· Прогностическая функция: целеполагание – формулирование ожидаемого результата и условий его достижения;

· Проектировочная функция: разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленной на достижение цели;

· Организаторская функция: формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения;

Контрольно-оценочная функция: выявление и оценка результатов воспитания, эффективность форм и способов организации воспитательного взаимодействия.

Проблема закономерностей и принципов воспитания — одна из ключевых проблем педагогики. Выявить законо­мерные, повторяющиеся связи в процессе воспитания, определить на их основе нормы, регламентирующие струк­туру, содержание, методику и технологию организации и осуществления воспитания — значит обеспечить возмож­ность достижения желаемого результата в педагогической деятельности.

Закономерность - объективно существующая, повторяющаяся, су­щественная связь явлений в любой сфере общественной жизни или эта­пов какого-либо процесса.

Принцип (от лат. - основа, начало) — 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятель­ности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения.

При рассмотрении проблемы закономерностей и прин­ципов воспитания необходимо учитывать следующие об­стоятельства:

1. Закономерные связи существуют объективно, одна­ко для педагога они становятся данностью, фактом, учи­тываемым в его научной и практической деятельности, только тогда, когда эти связи выявлены, многократно про­верены, подтверждены и объяснены. Многие закономер­ные связи наука (философия, социология, психология, педагогика и т.д.) уже обнаружила и интерпретировала, многое нам еще неизвестно.

2. Открытие и обоснование закономерностей начинает­ся, как правило, с выявления противоречий. Следователь­но, установление противоречия в воспитании можно рас­сматривать как предпосылку для поиска и изучения зако­номерностей.

Как любой процесс, воспитание развивает­ся в результате действия совокупности вне­шних и внутренних, объективных и субъек­тивных противоречий. Объективные внешние противоречия, обусловлены социальными процессами и явлениями; объективные внутренние противоречия, отражающие диалектику самого педагогического процесса; субъективные противоречия, порожденные несовершенством самого процесса воспитания, сложившейся системой воспитательных и межличностных отношений.

3. В педагогике не сложилось единства мнений в опре­делении принципов воспитания: в научно-педагогической литературе, в т.ч. в учебных пособиях, можно найти са­мые разнообразные по содержанию и формулировке «на­боры» руководящих указаний, именуемых принципами. Нередко в качестве принципа, т.е. руководящего указа­ния, нормативного требования, которое должен выпол­нять педагог, выдвигается то, что является внутренним убеждением автора. Между тем, принципом, с точки зре­ния педагогики, можно считать только тот вывод (указа­ние, требование и т.д.), который основан на выявлен­ной, подтвержденной и объясненной закономерности.

4. Существуют общие закономерности и принципы, присущие воспитанию в целом, а также частные законо­мерности и принципы, отражающие особенности функционирования конкретного (педагогического, учебно-воспитательного, учебного) процесса.

5. Принципы, как уже отмечалось, - это обобщенные требования к организации и осуществлению воспитания. Вместе с тем, в своей деятельности педагог руководствуется не только принципами, но и правилами – более конкретными предписаниями, основывающимися на опыте и результатах научно-педагогических исследований.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.