Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы формирования социального опыта детей. Поручение - один из самых эффективных способов организа­ции любой деятельности детей




Поручение - один из самых эффективных способов организа­ции любой деятельности детей. Следует помнить, что дошкольни­ки и младшие школьники особенно трепетно относятся к поручени­ям своего воспитателя, учительницы; для них это переживание своей значимости, подтвер­ждение авторитета в глазах товарищей.

В зависимости от педагогической цели, содержания и характе­ра поручения бывают индивидуальными, групповыми, коллек­тивными, постоянными и временными.

Природу метода поручений очень точно описал А.С.Мака­ренко. Он считал, что каждый воспитанник может стать лично­стью, если станет коллективистом, научится жить в системе «отношений ответственных зависимостей».

Любое поручение (от учителя - нарисовать плакат к празднику птиц или от мамы - купить кефир для бабушки) имеет две стороны: меру полномо­чия (тебе доверили, тебя попросили, от тебя этого ждут, кроме тебя это никто не сможет сделать, от тебя зависит успех общего дела, здоровье бабушки) и меру ответственности (от тебя требу­ется усилие воли, требуется отложить свои занятия и найти вре­мя, довести порученное дело до конца). Понятно, что, если какая-либо из этих сторон организована слабо, поручение не будет «работать», т.е. попросту его воспитательный эффект окажется ничтожным или даже вызовет раздражение, протест, нежелание выполнять поручение.

Правильно организованное поручение обязательно несет в себе ролевую функцию. Принимая поручение, маленький воспитанник берет на себя роль, соответствующую заданному содержанию действия. Замечали ли вы, какой популярностью в начальных классах, особенно у девочек, пользуется поручение длительного характера «санитары» («друзья Айболита»)? Почему? Спросите детей, и они вам скажут: «...потому что нужно носить сумочку с маленькой аптечкой», «...потому что нужно руки у всех прове­рять», «...потому что нужно делать перевязки, если кто-то пора­нит палец на уроке труда». Из этих, кстати, взятых из интервью с первоклассниками, высказываний детей хорошо видно, что роль «санитара» особенно понятно обставлена ролевыми атри­бутами: повязка и сумочка с крестом, аптечка, особые полномо­чия в общении с неряхами и ранеными.

Именно через систему ролей у детей формируется разнооб­разный опыт деятельности и общественных отношений, ведь их собственная детская жизнь пока еще мало открыта настоящему социуму. Кроме того, ребенку должны быть понятны границы поручения, т. е. пределы полномочий и ответственности: что конкретно нуж­но делать, а что не входит в твои обязанности, перед кем ты от­ветствен, и кто тебе подчиняется. Но, главное, поручение должно предполагать активное действие ребенка. Иначе особое доверие взрослого, не предполагающее серьезного личностного усилия воспитанника, просто его развратит.

При организации метода поручения следует обеспечивать не­которые специальные педагогические условия:

1. Любое поручение должно иметь понятный детям социаль­ный смысл. «На пользу - кому, на радость - кому» - такой принцип поиска смысла ребячьих дел обосновал замечательный ленинградский ученый-педагог, автор методики коллективной творческой деятельности И.П.Иванов. Если самому воспитате­лю не очень ясно, для кого дети должны рисовать красочные открытки, следует или отменить задуманное дело, или лучше срочно найти живые объекты приложения детского творчеству тепла и заботы. А они рядом - бабушки одноклассников, ветераны войны и труда из соседних домов.

2. Метод поручения, особенно продолжительного, требует от воспитателя организации «первичного успеха». Детям часто без помощи взрослых хорошо не выполнить даже интересную затею. И тогда пусть придут на помощь мамы и папы (воспитатель должен их специально посвятить в свои планы), бывшие выпускники, которые перешли в другой класс.

3. Важным условием при организации поручений является их сменяемость. Специальные педагогические исследования, опирав­шиеся на знание возрастных и психологических особенностей до­школьников и младших школьников, показали, что старшие до­школьники и первоклассники могут выполнять длительное поруче­ние не дольше недели. Во II классе длительность поручения может увеличиваться до двух недель, а к IV классу - до месяца. Совершен­но недопустимы «пожизненные» поручения, о смене которых вос­питатель попросту забыл. Дети к ним теряют интерес.

Смена поручений - специальная воспитательная ситуация: об­щий разговор и самоотчеты детей о том, что было сделано за прошедший срок, как получалось, что нравилось и что не нрави­лось, хочется ли еще раз выполнять это поручение.

4. Педагогическое мастерство воспитателя, использующего ме­тод поручения, проявится и в том, какой выбор поручений он предложит детям. Условие простое: их должно быть столько, чтобы хватило на всех! Поэтому в I классе кроме «санитаров», «затейников», «цветолюбов», «друзей физкультминутки», «юных артистов», «помощников» (на роли которых, конечно, можно определить по 2-3 человека, особенно если они приятели) придется найти уникальные поручения и выбрать, например, своих «юных киноло­гов», «юных аквариумистов», «юных роллеров», «книгочеев», что­бы они всех заразили своими увлечениями.

Пример. Этот метод воспитания призван организовывать обра­зец деятельности, поступков, образа жизни. Действие этого метода строится на естественном психологическом механизме подражания. Подражание, особенно в годы детства, обеспечивает растущему человеку возможность присвоить большой объем обобщенного со­циального опыта. Трудно представить, как долго, мучительно и малорезультативно проходило бы взросление человека, если бы он с рождения все открывал сам, а не подражал взрослым.

Чем младше ребенок, тем менее осознанно и избирательно он подражает. Мы ведем речь о специально педагогически организован­ном положительном примере. Суть метода положительного при­мера в том, чтобы ребенок осознанно обратился к предлагаемому образу, чтобы он захотел быть таким, иметь такие черты характе­ра и так поступать. Пример-идеал определяет активность ребенка и направление этой активности: те качества, что ему нравятся в герое, он хочет иметь и сам. Соотнесение себя с избранным в качестве примера человеком - это работа ребенка со своим будущим.

В воспитательном процессе важны разные виды педагогически организованного примера.

Пример знаменитого (великого) человека. Этот вид примера действует как очень высокая форма идеала. Великий человек (ученый, писатель, герой и др.) уже прожил жизнь, достиг признания людей, состоял­ся как личность. На его примере детям важно показать, как он шел к своим достижениям: каким был в детстве, о чем мечтал, как учился, чем увлекался, как преодолевал жизненные трудности и недостатки своего характера.

Предъявление детям примера великой личности - очень тонкая методика. «Не сотвори себе кумира» - гласит библейская истина.

Доведенный до абсурда пример великого человека становится холодным символом и начинает «работать наоборот», т.е. отвра­щать детей от своего примера, от своего сверхсовершенства.

Этот метод не дает результата и при слишком частом к нему об­ращении, он не терпит суеты, легковесности методической ситуа­ции.

Методически иначе организуется пример взрослого. Как пра­вило, для детей примером являются их родители, старшие члены семьи. Очень важен и пример педагога (воспитателя детского сада, учителя). Задумывались ли вы над тем, что для современ­ного ребенка педагог - первый из взрослых, чей труд он основа­тельно наблюдает и с кем профессионально сотрудничает. Роди­тели, даже замечательные труженики и профессионалы в своей области, проявляют себя далеко за стенами дома, и современ­ный, особенно городской, ребенок наблюдает их только в быто­вых отношениях.

Пример взрослого совершенно безнадежно «подавать» специ­ально. Примером для ребенка можно только быть. А для этого не­обходимо любить ребенка, понимать его, иметь с ним глубокую духовную связь, тесные отношения и общие интересы. Взрослый, не являющийся для ребенка авторитетным человеком, не может быть и примером для подражания.

Большое значение в воспитании имеет и пример сверстника. Во многих ситуациях жизни детям полезно присматриваться к своим ровесникам: одноклассникам, приятелям во дворе, героям книг и фильмов. Их поступки понятнее, чем у взрослых, мотивы действий похожи на твои собственные, а трудности узнаваемы.

Распространенной ошибкой воспитателей является прямое на­вязывание детям примера их сверстника: «Посмотри, какая Наташа хорошая девочка - спокойная, воспитанная. Почему бы тебе с ней не дружить», «Сережина мама очень хвалила его, говорила, что он ей всегда в уборке квартиры помогает. Вот и ты будешь теперь вы­тряхивать во дворе коврик из прихожей».

Нетрудно представить реакцию детей на такую организацию примера их мамами. Для любого человека, даже маленького ре­бенка, тем более школьника, сравнение себя с примером ровесни­ка очень болезненно. Страх быть хуже других может надолго па­рализовать активность ребенка и даже вырасти в комплекс непол­ноценности в старшем возрасте.

Воспитателю следует также помнить, что для успешного взросления каждому ребенку хотя бы один раз в жизни нужно пе­режить ситуацию, когда он стал примером для других. Не может в учебе, значит - в труде, в спорте, в пении или танцах, в улыбчивости или щедрости. Чем разнообразнее деятельность детей, кото­рую организует воспитатель, тем больше у каждого из них воз­можностей хоть в чем-то стать примером для товарищей.

И еще один тонкий вопрос в методике примера. Нужны ли отрицательные примеры или воспитание должно сосредоточить­ся лишь на специально отобранных положительных примерах? Однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Конечно, воспитателю всегда нужны самые яркие, сильные, впечатляющие положительные примеры. Ведь мы ребенка ведем к добру, к со­вершенству. Но реальная жизнь обязательно «подбрасывает» примеры отрицательные. Обходить их не стоит. На таких при­мерах детям следует показывать последствия дурных поступков, эгоистического поведения, бескультурья. Но доля отрицатель­ных примеров в воспитании должна быть многократно меньше положительного фонда метода примера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.