Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Суть основных противоречий и тенденций современной социокультурной ситуации

 

 

Объективные противоречия профессионального образования

- Противоречие между необходимостью формирования творческой личностной подготовкой конкретных исполнителей социальных и профессиональных ролей.

Разрешение противоречия: связано с рациональной иерархией целей, в которой высшая цель - формирование целостной, нравственной и развивающейся личности. Отсюда понятие личностно ориентированного профессионального образования в противовес технократическому.

- Противоречие между массовостью и качеством, между унификацией и индивидуальностью, между ориентацией учебного процесса на «среднего» ученика и различными индивидуальными возможностями, способностями и устремлениями молодежи.

Разрешение противоречия:

· создание реальных возможностей получения для всех граждан, имеющих различный исходный образовательный ценз, профессионального образования соответствующих ступеней и уровней;

· превращение профессиональных учебных заведений в открытые, многофункциональные, гибкие (эластичные) структуры;

· обеспечение преемственности всех учебных заведений профессионального образования.

- Противоречие между постоянным ростом объема информации и порционностью усвоения знаний.

Разрешение противоречия:

· отказ от приспособления человека к внешней целесообразности,

· развитие способностей учащихся к саморазвитию и восприятию нового,

· переход к системе непрерывного образования.

- Противоречие между потребностью формирования целостной, самостоятельной, творческой личности и «педагогикой требований».

Разрешение противоречия:

· автономизация и муниципализация учебных заведений,

· демократизация в управлении учебными заведениями,

· расширение прав и ответственности участников учебно-воспитательного процесса,

· переход к педагогике сотрудничества,

· развитие активных методов обучения.

- Противоречие между необходимостью повышения роли образования в период социально-экономических преобразований и его невостребованностью со стороны общества.

Разрешение противоречия:

· повышение общественного престижа образованного человека,

· стимулирование участия молодежи в производстве,

· создание возможностей для ее трудоустройства.

- Противоречие между уровнем получаемого профессионального образования и изменениями в структуре и содержании производства.

Разрешение противоречия: обеспечение широкопрофильного, политехнического, поливалентного профессионального образования.

- Противоречие между профессиональными намерениями молодежи в получении образования более высокого уровня и значительными потребностями общества в работниках массовых Профессий.

Разрешение противоречия:

· достижение социального равенства,

· доступность различных уровней образования и должностей в соответствии с фактическим уровнем профессионализма.

Основные тенденции развития профессионального образования:

- понимание роли профессионального образования как условия для поддержания современной цивилизации;

- развитие методов ориентации школьников в профессиональном выборе;

- создание условий молодежи для получения профессионального образования с учетом желаний, склонностей и способностей, начиная со старшей ступени школы;

- создание условий для получения профессионального образования гражданам, особо нуждающимся в социальной защите (не имеющим обязательного базового образования, инвалидам, с особенностями психофизического развития, безработным, выпускникам специальных школ, женщинам и др.);

- своевременное реагирование на изменения в содержании труда, потребности рынка труда;

- развитие новых типов профессиональных учебных заведений;

- усиление связи с нанимателями кадров, их участие в подготовке специалистов;

- существование государственных и негосударственных профессиональных учебных заведений, многоканальность их финансирования;

- возможность получения общего образования одновременно с профессиональным;

- законодательное регулирование профессионального образования;

- обеспечение независимой оценки результатов профессионального образования;

- переход от централизации к регионализации профессионального образования;

- ориентация на всеобщее профессиональное образование молодежи;

- повышение уровня квалификации педагогических работников;

- интенсивное развитие исследований в области профессионального образования;

- стремление к обеспечению следующих обобщенных качественных характеристик профессиональных образовательных структур: открытость, многофункциональность, гибкость (эластичность), многоуровневость и многоступенчатость, преемственность, непрерывность, дифференцированность, интегративность и т. д., позволяющих получить широкопрофильное, фундаментальное, поливалентное образование, способствующее повышению степени социальной защищенности молодежи на рынке труда.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Свойства или категории современного образования | Лекция 4. Самоопределение личности - целостный непрерывный процесс
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.