КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 4. Самоопределение личности - целостный непрерывный процесс
Сущность системы образования Республики Беларусь
Слово «система» в переводе с греческого означает «целое, составленное из отдельных частей», «соединение частей». Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Внутри этой системы существует взаимосвязанное множество подсистем, определяемых целями обучения, возрастом обучающихся, содержанием образования и т. д. Современные исследователи рассматривают систему образования в трех измерениях: 1. Социальный масштаб рассмотрения, т. е. образование в мире, в отдельной стране, регионе и т. д. Здесь выделяются системы государственного, частного, светского, клерикального образования. 2. Ступень образования (дошкольное, школьное с его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и среднюю школу; высшее с различными уровнями: бакалаврит, магистратура; повышение квалификации; аспирантура, докторантура, углубленная подготовка специалиста). 3. Профиль образования: общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т. д.). Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах: - приоритетности образования; - обязательности общего базового образования; - осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; - доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; - преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; - национально-культурной основы образования; - приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; - научности; - экологической направленности образования; - демократического характера управления образованием; - светского характера образования. Национальная система образования включает: - участников образовательного процесса; - образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; - учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования; - государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов. Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования. Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни: - дошкольное образование; - общее базовое образование; - общее среднее образование; - профессионально-техническое образование; - среднее специальное образование; - высшее образование; - послевузовское образование. Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях. Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает: - внешкольное воспитание и обучение; - повышение квалификации и переподготовку кадров. Структуру системы образования в Республике Беларусь (с 12-летней общеобразовательной средней школой) можно представить в виде схемы (рис. 3.2):
Рис. 3.2. Структуру системы образования в Республике Беларусь
В системе образования функционируют: - учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, - организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации). Учреждение образования — юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять образовательную деятельность. Социальная функция учреждений образования состоит в предоставлении образовательных услуг населению страны. К учреждениям образования относятся: Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Воспитание и обучение, осуществляемые в дошкольных образовательных учреждениях, являются подготовительным этапом начального образования. Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями — гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: I ступень — начальная школа (4 года); II ступень — основная (базовая) школа (5 лет); III ступень—общая средняя школа (2 года). Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей, формирование у школьника умения / и желания учиться. В начальной школе учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Основная (базовая) школа закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Она обеспечивает развитие личности учащегося, его склонностей, способности к социальному самоопределению, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения. Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровневым программам. Основная школа является обязательной. Выпускники основной школы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право продолжать образование в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля с разными сроками обучения, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах. Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в жизнь общества. Трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения. Основными задачами реформирования средней общеобразовательной школы в Республике Беларусь являются: - трансформация содержания школьного образования на основе оптимального сочетания фундаментальности и практической направленности учебного материала; - разработка и внедрение системы воспитания, основой которой является воспитание у детей и молодежи гражданственности и патриотизма, толерантности и способности к сотрудничеству в поле культурной деятельности; - внедрение новой структуры среднего образования, предусматривающей 12-летний срок обучения; - разработка и внедрение нового учебного плана школы; - обеспечение разноуровневого, вариативного обучения детей с учетом их индивидуальных способностей и возможностей; - обеспечение массовой дифференциации обучения на старшей ступени среднего образования; - разработка, апробация и внедрение новой системы оценки знаний учащихся.
Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях— техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) — университетах, академиях, институтах, колледжах. Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенной, ускоренной программе. Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Для его получения созданы институты, аспирантуры, докторантуры, ординатуры при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях. Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования — учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и др. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома. Они решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
Схема Особенности образования в Республике Беларусь
Вопросы: 4.1. Самоопределение личности. 4.2. Две основные функции образования (воспроизводство и развитие). 4.3. Соответствующие модели образования.
Литература: 1. Калицкий Э.М. На пути к открытому профессиональному образованию: Ключевые квалификации. -Мн.: РИПО, 1996. 2. Молчан Л.Л. Культура профессионально-педагогической деятельности. -Мн.: РИПО, 1999. 3. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |