Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самоопределение личности


 

Подростковый возраст является тем этапом в развитии личности, когда она, находясь на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь, начинает интересоваться многими серьезными вопросами:

- как найти свое место в жизни?

- выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями?

- в чем смысл жизни?

- как стать настоящим человеком?

- и многие другие.

Это связано с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности, проблема выбора профессии и определение дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов подростков.

Подросток стремится:

- занять внутреннюю позицию взрослого человека;

- осознать себя в качестве члена общества;

- определить себя в мире;

- понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Ученые, изучающие вопросы формирования личности на данном этапе (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, В.И. Журавлев,
А.В. Захаров, И.С. Кон, С.П. Крягжде, А.В. Мудрик, A.M. Прихожан,
В.Ф. Сафин и др.), связывают данные поиски с личностным самоопределением, рассматривая его как основное психологическое новообразование подросткового возраста.

Именно в личностном самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни подростков, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в подростковый период. Вот почему поиск условий и средств личностного самоопределения подростков является одной из актуальных теоретических и прикладных проблем и требует многоаспектного рассмотрения, связанного с анализом сущностных, регулятивных и структурно-содержательных характеристик данного понятия.

Существуют разные подходы в науке к личностному самоопределению.

Так, А.В.Мудрик, рассматривая механизмы самоопределения, вводит понятия «идентификация» – «персонификация».

Идентификация (уподобление) – самоопределение личности путем усвоения накопленного человеческого опыта.

Персонификация (обособление) – формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств.

Идентификация и персонификация является двуединым процессом и механизмом самоопределения.

В.Ф. Сафин и Г.П. Ников считают движущей силой самоопределения личности противоречия между «хочу» – «могу» – «есть» – «ты обязан», которые трансформируются в «я обязан, иначе не могу». Исходя из этого, авторы утверждают, что соотнесение данных элементов, т.е. самооценка, рядом с идентификацией является вторым механизмом для самоопределения личности, без которого невозможна персонификация. При их взаимодействии первый механизм по преимуществу обслуживает поведенческий аспект самоопределения, второй – когнитивный.



Раскрывая структурно-содержательные характеристики личностного самоопределения, мы ориентируемся на концепцию, предложенную в работах отечественного психолога М.Р.Гинзбурга. Основой, с позиции которой автор подходит к решению проблемы личностного самоопределения является представление о ценностно-смысловой природе личностного самоопределения, что отражают следующие основные положения:

1) существование в мире смыслов есть существование на собственно личностном уровне, область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть, собственно говоря, язык этого взаимодействия (Л.С.Выготский);

2) в формировании личности ведущая роль принадлежит ценностным ориентациям, поскольку обретение ценности есть обретение личностью самой себя (М.Р.Гинзбург);

3) главной функцией ценностных ориентации является создание эталона, образа будущего и оценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны (Б.С.Братусь, Б.В.Зейгарник).

Итак, опелируя основными положениями по проблеме личностного самоопределения, можно сделать следующие выводы:

1) личностное самоопределение – это процесс, связанный с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего;

2) личностное самоопределение как явление возникает на границе подросткового и раннего юношеского возраста;

3) личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу, включающую активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования; обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация;

4) существенной особенностью личностного самоопределения является его ориентированность в будущее;

5) личностное самоопределение лежит в основе процесса жизненного самоопределения, оно детерминирует (является причиной) развитие всех других видов самоопределения (социального, профессионального, семейного, религиозного и др.).

6) итоговым продуктом личностного самоопределения является «Я-концепция», выступающая как динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно сознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на личность внешних факторов (т.е. формирование субъекта).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 4. Самоопределение личности - целостный непрерывный процесс | Две основные функции образования (воспроизводство и развитие)

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3904; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. I. Основные структурные элементы формирования личности как исходная позиция учебного плана.
  2. III. Формирование личности посредством профориентации и организации досуговой деятельности.
  3. XX съезд КПСС и критика Н.С. Хрущевым культа личности Сталина.
  4. Анализ остатков и движения денежной наличности
  5. Анализ проявления личности педагога как субъекта воспитания.
  6. Базовой культуры личности и ее развития
  7. Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
  8. Борьба за национальное самоопределение в Беларуси в первые месяцы Советской власти. Провозглашение
  9. В личности преступника
  10. В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей, строение его личности, система его ценностей.
  11. В структуре процесса формирования личности
  12. Важнейшие характеристики индивида, личности и субъекта деятельности по Ананьеву.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.