Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической теории




Лекция 5. Методология педагогики

Тема 4. Методология педагогики

 

 

Вопросы:

5.1. Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической теории.

5.2. Методологические принципы теории обучения.

5.3. Виды научно-педагогических исследований.

5.4. Педагогические источники и методы исследования.

 

Литература:

1. Методы педагогического исследования: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов./Под ред. В.И.Журавлева. - М.: «Просвещение», 1972.

2. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1996.

3. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

 

 

 

Что следует понимать под методологией науки и какое влияние она оказывает на развитие педагогической теории?

Методология – это системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности (Философский энциклопедический словарь).

Методология – учения о методе научного познания и преобразования мира. (Философский словарь под ред. Розенталя).

Под методологией науки обычно понимается совокупность тех исходных теоретических идей и положений, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на интерпретации (раскрытии) сущности и развития этих явлений.

Простейший пример. Долгое время считалось, что в развитии детей определяющее значение имеют понуждение и различные наказания («Уши мальчика на его спине»). И подобные меры популяризировались в педагогике, послужив основой авторитарного подхода к воспитанию. Потом стало утверждаться другое методологическое положение: развитие детей происходит гораздо успешнее, когда в процессе воспитания они испытывают уважение к себе, когда их естественное стремление к деятельности, к свободе и укреплению личного достоинства не подавляются, а, наоборот, стимулируются. Это послужило основой развития гуманистического воспитания, которое в настоящее время получило всеобщее признание. Указанные методологические подходы к разработке различных проблем воспитания существуют до сих пор. Традиционно эти подходы с некоторой долей условности продолжают сохраняться в терминах идеалистическая и материалистическая методология. Их сущность и принципиальное различие выступают довольно рельефно, что вытекает из рассмотрения следующего вопроса.

 

Какие методологические положения лежат в основе развития научной педагогики?

 

Важнейшими из этих положений являются следующие.

Первое. В отличие от имеющих хождение в педагогике концепций, которые по существу отрывают формирование человека от общества и сводят это формирование к самопроизвольному (спонтанному) развертыванию заложенных в нем каких-то внутренних потенций, научная педагогика рассматривает этот процесс как социально-детерминированный. Она исследует объективные производственно-экономические условия и потребности общества в формировании человеческой личности и в соответствии с ними совершенствует педагогическую теорию. Вот почему развитие социально-экономических отношений в обществе неизбежно находит свое отражение в разработке и обновлении теоретических и методических идей по вопросам воспитания.

Второе. Источники развития человека как личности находятся не внутри личности, как это иногда представляется, а вне личности. Они включают в себя все богатство разнообразного общественного опыта (научных знаний, умений и навыков, способов творческой деятельности, социальных и духовных отношений), созданного людьми в процессе творческо-преобразующей деятельности. Только овладевая этим опытом, человек развивается и формируется как личность, как общественное существо.

Третье. Рассматривая формирование человека как результат развертывания в нем «внутренней программы» развития, представители идеалистической педагогики по существу считают его пассивным объектом средовых влияний и воспитания. В противовес этому научная педагогика исходит из того, что развитие растущей личности в решающей мере зависит от ее собственной активности, от ее собственных усилий в работе над собой. Именно поэтому люди в одних и тех же, казалось бы, равных условиях развиваются и формируются по-разному. С этой точки зрения подлинное воспитание, как уже отмечалось в предыдущей главе, состоит в том, чтобы стимулировать активность самих учащихся в организуемой деятельности, побуждать их к саморазвитию и личностному самосовершенствованию.

Четвертое. Некоторые представители педагогики придерживаются мнения, что личностное (умственное и нравственное) развитие человека якобы предопределено природ--, ной (биологической) наследственностью и что влияние этой наследственности носит фатальный характер.

Научная педагогика не отрицает роли наследственности в развитии человека. Но она исходит из того, что человек обладает весьма богатыми возможностями в своем личностном развитии и что при правильно поставленном воспитании он не только может весьма успешно овладевать общественным опытом (знаниями, умениями и т.д.), но и совершенствовать свои природные склонности, способности и творческие задатки. Как отмечал И.П.Павлов, все в человеке может изменяться к лучшему и совершенствоваться, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.

Пятое. Искажение некоторыми педагогами подлинной сущности и социальной обусловленности развития личности тормозит процесс совершенствования воспитания. Научная же педагогика, отражая объективные требования общества к воспитанию, стремится к его совершенствованию, к повышению его роли в социальном и духовном формировании личности, к утверждению человека как высшей ценности общества, обладающего огромными возможностями в своем интеллектуальном, моральном и художественно-эстетическом формировании.

Указанными методологическими положениями отнюдь не ограничиваются те исходные посылки, которые обусловливают разработку теоретических и методических основ воспитания. Важно, однако, понять, что только их глубокое осмысление создает правильную научную ориентировку в изучении и овладении курсом педагогики.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.