КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вычленение педагогики в особую отрасль знания, ее виднейшие деятели
Тема 5. Сущность педагогического процесса Примерная тематика педагогических проблем, целесообразных для исследования 1. Становление методической службы в учреждениях образования Республики Беларусь. 2. Современные подходы к организации учебно-воспитательного процесса. 3. Проектирование содержания профессионального образования. 4. Комплексное методическое обеспечение учебного процесса. 5. Инновационные технологии обучения. 6. Факторы и условия эффективности профессионально-педагогической деятельности. 7. Реализация технологий развивающего обучения в учебном процессе. 8. Контроль качества учебно-воспитательного процесса. 9. Формирование социально-значимых ценностей творческой личности учащегося. 10.Формирование профессиональной компетентности учащегося. 11. Активизация познавательной деятельности учащихся. 12.Акмеологические аспекты самосовершенствования личности. 13. Педагогические условия внедрения позитивного педагогического опыта. 14.Интерактивные методы обучения и воспитания учащихся. 15. Научно-методическое обеспечение учебных занятий в современных условиях.
Практическое занятие 4. Сущность педагогического процесса. Цель: осмысление основных компонентов педагогического процесса.
Вопросы для обсуждения: 1. Вычленение педагогики в особую отрасль знания, ее виднейшие деятели. 2. Осмысление идеи целостности педагогического процесса. 3. Движущие силы и закономерности педагогического процесса. Основные функции педагогического процесса. 4. Структура педагогического процесса, его этапы.
Литература: 1. Джуринский А.Н. История педагогики. - М., 1999. 2. Грымаць А.А., Карповіч A.I, Шоцкі П.П. Агульныя асновы дыдактыкі. - Мінск, 1998.
3. Ильин М.В. Изучаем педагогику (краткий конспект лекций). - Мн.: РИПО, 1998. 4. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. - 6-е изд. - Мн.: Універсіцецкае, 2000.
Когда и кем педагогика была выделена в особую научную дисциплину и что является предметом ее исследования? Как особая наука педагогика из системы философских знаний была выделена английским естествоиспытателем Ф.Бэконом (1561—1626). В трактате «О достоинстве и увеличении наук» (1623) среди других отраслей знания, достойных быть самостоятельными научными дисциплинами, он назвал и педагогику, под которой понимал «искусство обучения чтению». Это было не только признанием ее исключительно важного значения в развитии общества, но и способствовало ее более интенсивному последующему развитию. Немаловажным стимулом для развития педагогики явилось также создание специальных учебных заведений по подготовке учителей. В 1732 г., в частности, открывается первая учительская семинария в Германии (г.Штеттин). В это же время начинается подготовка учителей в России при созданной Петром I Академии наук. В 1779 г. учреждается педагогическая учительская семинария при Московском университете, а в 1804 г. в России открываются педагогические институты, в которых слушателей в той или иной мере приобщали к педагогическим знаниям. В 1840 г. вначале в российских педагогических институтах, а в 1850 г. и в университетах учреждаются кафедры педагогики. Весьма существенным является вопрос о том, что следует считать предметом исследования педагогики. Для его осмысления необходимо иметь в виду, что даже в некоторых учебных пособиях он освещается не совсем верно. В частности, иногда считается, что поскольку педагогика разрабатывает проблемы воспитания, значит, и предметом ее исследования является воспитание. Но это не совсем так. Дело в том, что хотя педагогика действительно раскрывает теоретические идеи и закономерности воспитания, но эти идеи и закономерности из самой воспитательной деятельности как таковой непосредственно не вытекают. Они обусловливаются сущностью и закономерностями развития и формирования человека как социального существа, а также теми требованиями к его подготовке, которые задаются обществом.
В этой связи обратим внимание на то, как разрабатывали педагогику ее виднейшие деятели - Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо и др. Они прежде всего стремились уяснить, как развивается растущий человек, в чем состоит сущность этого развития, и лишь на этой основе освещали цели, содержание и методику воспитания. Вот почему более правильным будет считать, что предметом педагогики является исследование сущности и закономерностей развития человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитания как специально организованного педагогического процесса. Об этом еще в 50-е гг. писал А.Ф.Протопопов: «Предметом... педагогики следует считать не воспитание, образование, обучение как деятельность, что принято в нашей педагогической литературе, а процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания». Здесь уместно обратить внимание на то, что свой фундаментальный педагогический труд К.Д.Ушинский назвал так: «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», указывая на то, что именно человек, его развитие и формирование должны находиться в фокусе педагогических исследований и определять теоретические и методические подходы к его воспитанию. К проблемам, которые исследует педагогика, относятся: - изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности; - определение целей воспитания; - разработка содержания воспитания; - исследование методов и форм организации учебно-воспитательной деятельности. Какие виднейшие деятели западноевропейской и отечественной педагогики внесли значительный вклад в развитие педагогической теории? Подъем в развитии педагогической теории, начавшийся в эпоху Возрождения, продолжался и в последующее время и ознаменовался появлением в западноевропейской и отечественной педагогике ряда крупных ее деятелей, создавших оригинальные теоретические концепции воспитания. Это - Дж.Локк (1632-1704) в Англии, Ж.-Ж.Руссо (1712-1778) во Франции,
Какие педагогические идеи они развивали? Если Ф.Бэкон лишь выделил педагогику в качестве самостоятельной отрасли знания, то Я.А. Каменский (1592-1670) фундаментальными теоретическими трудами существенно упрочил ее научный статус. Он развивал сформировавшиеся в эпоху Возрождения идеи гуманизации воспитания и уважительного отношения к детям; выступал за всеобщее образование и единую для всех учащихся школу; разрабатывал принципы природосообразности воспитания, согласно которым последнее должно соответствовать «природной гармонии тела и души», способствовать физическому и интеллектуальному развитию детей, быть для них посильным, совершаться постепенно и без спешки. В знаменитом труде «Великая дидактика» (1632-1638) Дж.Локк в труде «Мысли о воспитании» (1693) выступал против распространенного в его время мнения о врожденном характере развития личности и уподоблял ребенка «чистой доске» (tabula rasa), на которой якобы можно писать что угодно, указывая тем самым на огромную роль воспитания. Ж.-Ж.Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства детей. А поскольку это так, то воспитание, по его мнению, не должно мешать развитию этого природного совершенства, а должно основываться на предоставлении детям полной свободы, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке в педагогике теории «свободного воспитания» и «педоцентризма», т. е. необходимости целиком следовать за влечениями и желаниями детей, не мешая их спонтанному (самопроизвольному) развитию. Хотя в научном отношении указанные мысли были необоснованными, но в них находила свое отражение борьба Руссо против жестокого обращения с детьми и физических наказаний, процветавших в воспитании в то время.
Г.Песталоцци одним из первых в педагогике сочетал теоретическую деятельность с практической воспитательной работой в детских воспитательных учреждениях. В сочинении «Лингард и Гертруда» (1781—1787) он развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им чувства сострадания к людям как основы нравственного воспитания. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединять обучение и воспитание с организацией посильного труда детей, использовал воспитательное влияние детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива, для формирования своих питомцев. Он разрабатывал также методические основы начального обучения. Большую роль в развитии педагогической теории сыграл И. Гербарт. Если Руссо разрабатывал вопросы воспитания, исходя из природного совершенства детей, то Гербарт, наоборот, полагал, что дети рождаются с «дикой резвостью», которую нужно подавлять с помощью угроз, наказаний, записи их проступков в дисциплинарный журнал - кондуит и даже карцера. Этим он закладывал основы авторитарного воспитания. Но Гербарт продвинул развитие теории обучения, выделяя в нем такие этапы, как ясность, ассоциации, система, метод, подчеркивая необходимость организации соответствующей учебно-познавательной деятельности учащихся. Он впервые обосновал необходимость воспитывающего обучения, важное значение придавал нравственному воспитанию. С демократических позиций разрабатывал педагогику А. Дистервег. Особенно полезными были его идеи активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, расширения их самостоятельной учебной работы. Будучи директором Берлинской учительской семинарии, он написал получившую широкую известность работу «Руководство к образованию немецких учителей» (1835), а также более 20 учебников и руководств по математике, географии, астрономии. Дистервег продолжал развивать идеи природосообразности воспитания, т.е. следование за естественным ходом развития детей, необходимости учета их возрастных и индивидуальных особенностей в развитии внимания, памяти, мышления и т.д. В то же время он выдвигал идею о культуросообразности воспитания, т.е. его тесной связи с культурой и духовной жизнью общества. Значительное развитие получила педагогическая мысль в России. В XVII в. Епифаний Славинецкий (ум. в 1675) создал труд «Гражданство обычаев детских». Выходец из Беларуси Симеон Полоцкий считал, что главным фактором воспитания является пример родителей и учителей, а также окружающая среда. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое должно направляться на формирование у них чувств и разума. Вопросы образования и воспитания разрабатывал М.В.Ломоносов. Он заботился о подготовке учителей и создал такие учебные книги, как «Риторика» (1748) и «Российская грамматика» (1755). Немалые заслуги перед российской педагогикой имеет Н.И.Новиков (1744-1818). Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума». Новиков считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательное отношение к людям. В статье «О воспитании и наставлении детей» он впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой. Примечательным является его суждение о том, что педагогика «есть особенно тонкая наука, предполагающая себе многие знания и в исполнении требующая много наблюдательного духа, внимания и просвещенного практического рассудка». Огромный вклад в развитие отечественной педагогики внес К.Д.Ушинский (1824-1870). Характер его педагогических идей и взглядов хорошо обозначен уже в названиях его важнейших работ: «О пользе педагогической литературы» (1857), «О народности в общественном воспитании» (1857), «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (в 2 т., 1868-1869) и др. Созданные им учебные книги для детей начальных классов «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864) выдержали множество переизданий. Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н.Толстой. В своем имении Ясная Поляна он открыл начальную школу для крестьянских детей, в которой реализовывал свои мысли об обучении и воспитании. Придерживаясь идеи свободного воспитания, он обращал внимание на развитие любознательности и познавательных интересов детей, формирование у них самостоятельности и творческих способностей, создал учебник для начальной школы "Азбука". В Беларуси вопросы воспитания разрабатывали Ф.Скорина (ок. 1490 - ок. 1541), Л.Зизаний (Тустановский) - (?-после 1633). Последний учительствовал в братских школах и в 1596 г. издал учебные пособия: «Азбука», «Лексис», «Грамматика словенска» и др. Позже значительный вклад в развитие образования и белорусской педагогической мысли внесли отец поэта М.Богдановича А.Е.Богданович (1862-1940), писательница Тётка (А.Пашкевич) (1876-1916), написавшая книгу «Первое чтение для деток белорусов», Я.Колас (1882-1956), создавший пособие «Второе чтение для детей белорусов», а также «Методику родного языка». К настоящему времени педагогика сложилась как фундаментальная наука по вопросам обучения и воспитания, без знания и умелого использования теоретических и методических идей которой невозможно дальнейшее совершенствование деятельности образовательно-воспитательных учреждений в соответствии со всевозрастающими требованиями к их работе, предъявляемыми нашим обществом. Под влиянием этих требований педагогика выходит на более высокий уровень своего развития. Проводимые во многих странах реформы образования главным вопросом поставили разработку инновационных идей и методик, которые способствовали бы более эффективному развитию формируемой личности в процессе специально организованного обучения и воспитания. Краткий исторический экскурс в развитие педагогики позволяет представить не только своеобразие различных идей и концепций по вопросам воспитания, но и понять, насколько сложна и трудна разработка его теоретических и методических основ. Таким образом, на разработку педагогической теории определяющее влияние оказывали и оказывают объективные потребности общества в воспитании и подготовке к жизни молодого поколения, а также идеология и политика общества. Есть, однако, и другие факторы, которые сказываются на ее развитии. К ним, в частности, относятся: - методология исследования педагогических явлений и процессов; - связь педагогики с другими науками; - модернизация и обогащение методов педагогического исследования. Возникновение и развитие педагогики
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |