Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вычленение педагогики в особую отрасль знания, ее виднейшие деятели




Тема 5. Сущность педагогического процесса

Примерная тематика педагогических проблем, целесообразных для исследования

1. Становление методической службы в учреждениях образования Республики Беларусь.

2. Современные подходы к организации учебно-воспитательного процесса.

3. Проектирование содержания профессионального образования.

4. Комплексное методическое обеспечение учебного процесса.

5. Инновационные технологии обучения.

6. Факторы и условия эффективности профессионально-педагогической деятельности.

7. Реализация технологий развивающего обучения в учебном процессе.

8. Контроль качества учебно-воспитательного процесса.

9. Формирование социально-значимых ценностей творческой личности учащегося.

10.Формирование профессиональной компетентности учащегося.

11. Активизация познавательной деятельности учащихся.

12.Акмеологические аспекты самосовершенствования личности.

13. Педагогические условия внедрения позитивного педагогического опыта.

14.Интерактивные методы обучения и воспитания учащихся.

15. Научно-методическое обеспечение учебных занятий в современных условиях.


 

Практическое занятие 4. Сущность педагогического процесса.

Цель: осмысление основных компонентов педагогического процесса.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Вычленение педагогики в особую отрасль знания, ее виднейшие деятели.

2. Осмысление идеи целостности педагогического процесса.

3. Движущие силы и закономерности педагогического процесса. Основные функции педагогического процесса.

4. Структура педагогического процесса, его этапы.

 

Литература:

1. Джуринский А.Н. История педагогики. - М., 1999.

2. Грымаць А.А., Карповіч A.I, Шоцкі П.П. Агульныя асновы дыдактыкі. - Мінск, 1998.

3. Ильин М.В. Изучаем педагогику (краткий конспект лекций). - Мн.: РИПО, 1998.

4. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. - 6-е изд. - Мн.: Універсіцецкае, 2000.

 

 

Когда и кем педагогика была выделена в особую научную дисциплину и что является предметом ее исследования?

Как особая наука педагогика из системы философских знаний была выделена английским естествоиспытателем Ф.Бэконом (1561—1626). В трактате «О достоинстве и увеличении наук» (1623) среди других отраслей знания, достойных быть самостоятельными научными дисциплинами, он назвал и педагогику, под которой понимал «искусство обучения чтению». Это было не только признанием ее исключительно важного значения в развитии общества, но и способствовало ее более интенсивному последующему развитию.

Немаловажным стимулом для развития педагогики явилось также создание специальных учебных заведений по подготовке учителей. В 1732 г., в частности, открывается первая учительская семинария в Германии (г.Штеттин). В это же время начинается подготовка учителей в России при созданной Петром I Академии наук. В 1779 г. учреждается педагогическая учительская семинария при Московском университете, а в 1804 г. в России открываются педагогические институты, в которых слушателей в той или иной мере приобщали к педагогическим знаниям. В 1840 г. вначале в российских педагогических институтах, а в 1850 г. и в университетах учреждаются кафедры педагогики.

Весьма существенным является вопрос о том, что следует считать предметом исследования педагогики. Для его осмысления необходимо иметь в виду, что даже в некоторых учебных пособиях он освещается не совсем верно. В частности, иногда считается, что поскольку педагогика разрабатывает проблемы воспитания, значит, и предметом ее исследования является воспитание. Но это не совсем так. Дело в том, что хотя педагогика действительно раскрывает теоретические идеи и закономерности воспитания, но эти идеи и закономерности из самой воспитательной деятельности как таковой непосредственно не вытекают. Они обусловливаются сущностью и закономерностями развития и формирования человека как социального существа, а также теми требованиями к его подготовке, которые задаются обществом.

В этой связи обратим внимание на то, как разрабатывали педагогику ее виднейшие деятели - Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо и др. Они прежде всего стремились уяснить, как развивается растущий человек, в чем состоит сущность этого развития, и лишь на этой основе освещали цели, содержание и методику воспитания.

Вот почему более правильным будет считать, что предметом педагогики является исследование сущности и закономерностей развития человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Об этом еще в 50-е гг. писал А.Ф.Протопопов: «Предметом... педагогики следует считать не воспитание, образование, обучение как деятельность, что принято в нашей педагогической литературе, а процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания».

Здесь уместно обратить внимание на то, что свой фундаментальный педагогический труд К.Д.Ушинский назвал так: «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», указывая на то, что именно человек, его развитие и формирование должны находиться в фокусе педагогических исследований и определять теоретические и методические подходы к его воспитанию.

К проблемам, которые исследует педагогика, относятся:

- изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности;

- определение целей воспитания;

- разработка содержания воспитания;

- исследование методов и форм организации учебно-воспитательной деятельности.

Какие виднейшие деятели западноевропейской и отечественной педагогики внесли значительный вклад в развитие педагогической теории?

Подъем в развитии педагогической теории, начавшийся в эпоху Возрождения, продолжался и в последующее время и ознаменовался появлением в западноевропейской и отечественной педагогике ряда крупных ее деятелей, создавших оригинальные теоретические концепции воспитания. Это - Дж.Локк (1632-1704) в Англии, Ж.-Ж.Руссо (1712-1778) во Франции,
Г. Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, И. Гербарт (1776-1841) и
А. Дистервег (1790-1866) в Германии, Симеон Полоцкий (1629-1680),
М.В. Ломоносов (1711-1765), Л.Н. Толстой (1828-1910) в России и др.

Какие педагогические идеи они развивали?

Если Ф.Бэкон лишь выделил педагогику в качестве самостоятельной отрасли знания, то Я.А. Каменский (1592-1670) фундаментальными теоретическими трудами существенно упрочил ее научный статус. Он развивал сформировавшиеся в эпоху Возрождения идеи гуманизации воспитания и уважительного отношения к детям; выступал за всеобщее образование и единую для всех учащихся школу; разрабатывал принципы природосообразности воспитания, согласно которым последнее должно соответствовать «природной гармонии тела и души», способствовать физическому и интеллектуальному развитию детей, быть для них посильным, совершаться постепенно и без спешки.

В знаменитом труде «Великая дидактика» (1632-1638)
Я.А. Коменский. разработал основные вопросы обучения и сформулировал ставшими классическими дидактические принципы его осуществления: наглядность, сознательность, доступность, систематичность, прочность и др. Он выступал против схоластической зубрежки и физических наказаний детей. В книге «Материнская школа» (1632) Я.А. Коменский одним из первых в педагогике разрабатывал проблемы дошкольного воспитания.

Дж.Локк в труде «Мысли о воспитании» (1693) выступал против распространенного в его время мнения о врожденном характере развития личности и уподоблял ребенка «чистой доске» (tabula rasa), на которой якобы можно писать что угодно, указывая тем самым на огромную роль воспитания.

Ж.-Ж.Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства детей. А поскольку это так, то воспитание, по его мнению, не должно мешать развитию этого природного совершенства, а должно основываться на предоставлении детям полной свободы, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке в педагогике теории «свободного воспитания» и «педоцентризма», т. е. необходимости целиком следовать за влечениями и желаниями детей, не мешая их спонтанному (самопроизвольному) развитию. Хотя в научном отношении указанные мысли были необоснованными, но в них находила свое отражение борьба Руссо против жестокого обращения с детьми и физических наказаний, процветавших в воспитании в то время.

Г.Песталоцци одним из первых в педагогике сочетал теоретическую деятельность с практической воспитательной работой в детских воспитательных учреждениях. В сочинении «Лингард и Гертруда» (1781—1787) он развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им чувства сострадания к людям как основы нравственного воспитания. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединять обучение и воспитание с организацией посильного труда детей, использовал воспитательное влияние детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива, для формирования своих питомцев. Он разрабатывал также методические основы начального обучения.

Большую роль в развитии педагогической теории сыграл И. Гербарт. Если Руссо разрабатывал вопросы воспитания, исходя из природного совершенства детей, то Гербарт, наоборот, полагал, что дети рождаются с «дикой резвостью», которую нужно подавлять с помощью угроз, наказаний, записи их проступков в дисциплинарный журнал - кондуит и даже карцера. Этим он закладывал основы авторитарного воспитания. Но Гербарт продвинул развитие теории обучения, выделяя в нем такие этапы, как ясность, ассоциации, система, метод, подчеркивая необходимость организации соответствующей учебно-познавательной деятельности учащихся. Он впервые обосновал необходимость воспитывающего обучения, важное значение придавал нравственному воспитанию.

С демократических позиций разрабатывал педагогику А. Дистервег. Особенно полезными были его идеи активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, расширения их самостоятельной учебной работы. Будучи директором Берлинской учительской семинарии, он написал получившую широкую известность работу «Руководство к образованию немецких учителей» (1835), а также более 20 учебников и руководств по математике, географии, астрономии. Дистервег продолжал развивать идеи природосообразности воспитания, т.е. следование за естественным ходом развития детей, необходимости учета их возрастных и индивидуальных особенностей в развитии внимания, памяти, мышления и т.д. В то же время он выдвигал идею о культуросообразности воспитания, т.е. его тесной связи с культурой и духовной жизнью общества.

Значительное развитие получила педагогическая мысль в России. В XVII в. Епифаний Славинецкий (ум. в 1675) создал труд «Гражданство обычаев детских».

Выходец из Беларуси Симеон Полоцкий считал, что главным фактором воспитания является пример родителей и учителей, а также окружающая среда. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое должно направляться на формирование у них чувств и разума.

Вопросы образования и воспитания разрабатывал М.В.Ломоносов. Он заботился о подготовке учителей и создал такие учебные книги, как «Риторика» (1748) и «Российская грамматика» (1755).

Немалые заслуги перед российской педагогикой имеет Н.И.Новиков (1744-1818). Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума». Новиков считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательное отношение к людям. В статье «О воспитании и наставлении детей» он впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой. Примечательным является его суждение о том, что педагогика «есть особенно тонкая наука, предполагающая себе многие знания и в исполнении требующая много наблюдательного духа, внимания и просвещенного практического рассудка».

Огромный вклад в развитие отечественной педагогики внес К.Д.Ушинский (1824-1870). Характер его педагогических идей и взглядов хорошо обозначен уже в названиях его важнейших работ: «О пользе педагогической литературы» (1857), «О народности в общественном воспитании» (1857), «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (в 2 т., 1868-1869) и др. Созданные им учебные книги для детей начальных классов «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864) выдержали множество переизданий.

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н.Толстой. В своем имении Ясная Поляна он открыл начальную школу для крестьянских детей, в которой реализовывал свои мысли об обучении и воспитании. Придерживаясь идеи свободного воспитания, он обращал внимание на развитие любознательности и познавательных интересов детей, формирование у них самостоятельности и творческих способностей, создал учебник для начальной школы "Азбука".

В Беларуси вопросы воспитания разрабатывали Ф.Скорина (ок. 1490 - ок. 1541), Л.Зизаний (Тустановский) - (?-после 1633). Последний учительствовал в братских школах и в 1596 г. издал учебные пособия: «Азбука», «Лексис», «Грамматика словенска» и др. Позже значительный вклад в развитие образования и белорусской педагогической мысли внесли отец поэта М.Богдановича А.Е.Богданович (1862-1940), писательница Тётка (А.Пашкевич) (1876-1916), написавшая книгу «Первое чтение для деток белорусов», Я.Колас (1882-1956), создавший пособие «Второе чтение для детей белорусов», а также «Методику родного языка».

К настоящему времени педагогика сложилась как фундаментальная наука по вопросам обучения и воспитания, без знания и умелого использования теоретических и методических идей которой невозможно дальнейшее совершенствование деятельности образовательно-воспитательных учреждений в соответствии со всевозрастающими требованиями к их работе, предъявляемыми нашим обществом.

Под влиянием этих требований педагогика выходит на более высокий уровень своего развития. Проводимые во многих странах реформы образования главным вопросом поставили разработку инновационных идей и методик, которые способствовали бы более эффективному развитию формируемой личности в процессе специально организованного обучения и воспитания.

Краткий исторический экскурс в развитие педагогики позволяет представить не только своеобразие различных идей и концепций по вопросам воспитания, но и понять, насколько сложна и трудна разработка его теоретических и методических основ.

Таким образом, на разработку педагогической теории определяющее влияние оказывали и оказывают объективные потребности общества в воспитании и подготовке к жизни молодого поколения, а также идеология и политика общества. Есть, однако, и другие факторы, которые сказываются на ее развитии. К ним, в частности, относятся:

- методология исследования педагогических явлений и процессов;

- связь педагогики с другими науками;

- модернизация и обогащение методов педагогического исследования.

Возникновение и развитие педагогики

 

Исторические периоды и государства Имена, идеи, взгляды. Организация образования
Первобытно-общинный строй     В родовой общине воспитанием занимаются все члены рода, главным образом - старики. Воспитание в семье, под контролем старейшин племен. Публичные испыта­ния: - умение владеть оружием; - выносливость; - знание обычаев рода. Существовали «Дома молодежи», возникали школы.
Рабовладельческий строй   Страны Древнего Востока (Вавило­ния, Ассирия, Еги­пет, Китай, Индия и др.) Дворцовые школы (для детей знати): - подготовка правителей и военачальников; - навыки управления рабами. Предметы: - иностранный язык и др. Жреческие школы (подготовка служителей культа): ма­тематика; астрономия; география; навыки иероглифиче­ского письма и др. Школы писцов (допускались дети ремесленников и крестьян): письмо; математика и др.
Древняя Греция VIIT-IV вв. до н. э.   Спартанская система воспитания. Юноши: до 7 лет - домашнее воспитание; 7-15 лет - вне семьи: чтение, письмо, счет, физическое военное воспитание; 15-20 лет - специальная военная подготовка, музыкальное воспитание. Девушки: военно-физическое воспитание, навыки домоводства, ухода за ребенком, музицирования.
VII-V вв. до н. э. Афинская система воспитания. До 7 лет — семейное воспитание (девочки и мальчики). Для девочек после 7 лет также система домашнего воспитания: чтение, письмо, счет, игра на музыкальных инструментах, домоводство, шитье, рукоделие.
Исторические периоды и государства Имена, идеи, взгляды. Организация образования
  Для мальчиков: 7-14 лет - школа грамматиста, школа кифариста (музы­ка, пение, декламация); с 13-14 лет - школа палестра (пятиборье, гражданское воспитание); юноши 16-18 лет из знатных семей обучались в гимнасии; с 18-20 лет - переход в эфебию (подготовка к военной службе, политическое воспитание).
V-IV вв. до н. э.   Демокрит (460--370 гг. до н. э.). Афоризмы: «Хороши­ми людьми становятся больше от упражнения, чем от природы», «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда», «Природа и воспитание по­добны. А именно, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу». Придавал значение среде, примеру взрослых, воспита­нию «убеждением» и «доводами», приучению к труду, воспитанию детей с малых лет. Сократ (469-399 гг. до н. э.) - идеалист, познание при­роды исключал, защищал мудрость, знания. Сократов­ский метод - метод вопросов и ответов. Платон (427-347 гг. до н. э.) - ученик Сократа, отстаи­вал государственную систему воспитания: 3-6 лет - дошкольное государственное воспитание; 7-12 лет - государственная школа (чтение, письмо, счет, музыка); 12-16 лет - школа физического воспитания (палестра); 16-18 лет - арифметика, геометрия, астрономия, физи­ческие упражнения; 18-20 лет - эфебия; после 20 лет: - воины (не склонные к умственной дея­тельности); 20-30 лет – философская подготовка; до 35 лет — продолженное философское образование
IV вв. до н. э. Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Государственное воспитание. До 7 лет - воспитание в семье. С 7 лет до половой зрелости — чтение, письмо, грамматика, счет, гимнастика, музыка. Половая зрелость-21 год - математика, геометрия, астрономия, физика и физическое воспитание - не самоцель, основание для развития интеллекта. Ввел первую в истории педагогики возрастную периодизацию.
Исторические периоды и государства Имена, идеи, взгляды. Организация образования
Древний Рим 1век Марк Квинтипиан (35-96) - философ и педагог: «Образование оратора» - основная книга по педагогике. Систематизация педагогических идей Древней Греции и римской педагогической мысли: предпочтение школьного обучения семейному; тупые дети - явление аномальное; учет индивидуальных способностей; чередование учебных занятий с отдыхом; практика детских игр; чередование занятий по разным предметам; живое преподавание, а не сухое; важность развития речи ребёнка; отрицательное отношение к телесным наказаниям. Требования к учителю: быть образованным; отечески относиться к ученикам; не быть мрачным и чрезмерно ласковым; не быть раздражительным, ворчливым, суровым; являть пример достойного поведения; строго следить за речью.
Средневековье V – XVII вв Школа носит богословский характер (приходские, монастырские, соборные, цеховые, гильдийские). Рыцарская система воспитания: светский характер, «семь рыцарских добродетелей».
Западная Европа ХII-ХIII вв. Средневековые университеты: Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский, Краковский. Факультеты: искусств, богословский, юридический. медицинский. Соединение общего и специального образования, инициатива открытия университетов принадлежала ученым.
Эпоха Возрождения Италия XIV – XVI в Витторино де Фельтрэ (1378-1446) открыл школу «Дом радости»: умственное и физическое воспитание; экскурсии; отношение независимо от происхождения.
Франция XVI век Франсуа Рабле (1494-1553), писатель критиковал средневековую схоластику; отстаивал умственное и физическое развитие; знакомил путем экскурсии с разными ремеслами; поощрял активность, самостоятельное мышление; применял наглядные пособия; стремился сделать обучение интересным; основным методом занятий считал беседы с учениками.
Англия XV-XVI вв. Томас Мор (1478-1535), социалист-утопист. Написана «Золотая книжка» (столь же полезная, как и забавная) о наилучшем устройстве государства и о новом острове «Утопии»: основа жизни - труд; воспитание давать и мужчинам, и женщинам, т. е. участвовать в труде должны все; всем иметь умения и навыки в области земледелия; каждый должен обладать ремеслом; умственная деятельность оценивается так же высоко, как и трудовая; обучение на родном языке; рекомендовал изучать кроме чтения и письма - арифметику, диалектику (философию), естествознание.
Исторические периоды и государства Имена, идеи, взгляды. Организация образования
Чехия XVII век Ян Амос Каменский (1592-1670), чешский педагог, писатель, мыслитель-гуманист. Выделение педагогики в самостоятельную науку. Написана «Великая дидактика» (1633-1638 гг.) и др. Отверг схоластику, считал, что обучение следует начинать не со словесного толкования, а с предметного наблюдения вещи; что начало познания исходит из чувств (видимое - зрению, слышимое - слуху и т. д.). Сформулировал основные дидактические правила и принципы: лучшее время для обучения — детство, юность, утро; располагать учащихся к занятиям (вид школы, приемы, методы); учить только тому, что нужно детям; примеры предпочитать правилам; материал усложнять постепенно; от легкого, знакомого, близкого - к более трудному; понять рассудком, а затем учить на память; все изучать последовательно и постепенно; при изучении привлекать внешние чувства; изучаемое закреплять упражнениями; меньше утомлять детей.
Англия XVII век Джон Локк (1632-1704), философ-педагог. «Мысли о воспитании» — основной труд. Излагаются взгляды на воспитание джентльмена — человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений.
Россия XVII век     Епифаний Славинецкий (ум. в 1675). Написал «Гражданство обычаев детских» - изложены правила поведения детей в семье, школе, общественных местах.
Симеон Полоцкий (1629-1680), выходец из Белоруссии, открыл в Москве школу славяно-греко-латинского языка, был воспитателем царевичей Алексея, Федора, царевны Софья, Петра I. Главные факторы воспитания: 1 пример родителей, учителей, окружающая среда.
Новое время XVIII-XX вв. Россия М. В. Ломоносов (1711-1765). «Риторика», «Российская грамматика».
Франция Д.Дидро (1713-1784), А1 Гельвеции (1715-1771), П. Гольбах (1723-1789), материалисты и просветители,! вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике. Жан-Жак Руссо (1712-1778), философ, просветитель, писатель, написал книгу «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.), где показал путь воспитания нового человека: воспитание должно быть естественным, природосообразным; методы воспитания должны быть активными; связь воспитания с жизнью; людей надо воспитывать вне испорченного общества.
Исторические периоды и государства Имена, идеи, взгляды. Организация образования
Россия Н. И. Новиков (1744-1818). Издавал журнал «Детское чтение для сердца и разума». Считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, добродетельные привычки, сострадание к угнетенным. Впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой (статья «О воспитании и наставлении детей»).
Швейцария Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), педагог. Предложил прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся: цель воспитания - развитие природных способностей человека через упражнения, формирование нравственного облика человека. Сочинение «Лингард и Гертруда». Сочетал теоретическую и практическую воспитательную деятельность.
Германия Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841), идеалист, психолог, педагог, сделал значительные теоретические обобщения в области психологии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений). Однако известен работами, ставшими теоретической базой для введения дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1886), педагог, выдвинул идею общечеловеческого воспитания (Человек - мое имя); считал основной задачей - развить человека в ребенке посредством развития самодеятельности, что природо-сообразное обучение учитывает возрастные особенности; выдвинул и обосновал три принципа: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность.
Россия В. Г. Белинский (1811-1848), литературный критик, публицист, революционер-демократ, философ, утверждал: воспитание должно учитывать природные задатки ребенка; роль нравственности - решающая в правильном использовании знаний и умений; необходимо развивать в детях патриотизм, гуманизм, любовь к труду, способность сочетать слово и дело, готовность служить родине, народу. А. И. Герцен (1812-1870), революционер-демократ, писатель, философ, сторонник гармоничного воспитания, обеспечивающего развитие духовных и физических с способностей человека. Цели воспитания: материалистическое мировоззрение; защита интересов народа; освоение естественнонауч­ных и исторических знаний; воспитание чувства друж­бы, товарищества, силы воли, жажды деятельности, способности к героическим поступкам. Взгляды на дидактику: простота, доступность препода­вания; ведущий метод - рассказ учителя; талант - терпе­ливость учителя. Л.Н. Толстой (1828-1910), писатель, общественный деятель, создавал школы для крестьянских детей. Написал "Азбуку", учебник по арифметике. Призывал развивать творческие способности детей, учил уважать каждого ребенка.  
Исторические периоды и государства Имена, идеи, взгляды. Организация образования
  Н. И. Пирогов (1810-1881), хирург, общественный дея­тель, критиковал сословную школу, предлагал внести ряд изменений в общий подход к воспитанию; считал, что воспитание должно вести к тому, чтобы ребенок «становился человеком». К. Д. Ушинский (1824-1870), педагог-демократ, напи­сал «Человек как предмет воспитания»; «Родное слово»; «Детский мир». Основоположник научной педагогики в России. Цен­тральное место в образовании отводил родному языку, в дидактике проводил идею воспитывающего обучения, разработал принципы отбора учебного материала и ме­тодов обучения применительно к возрастным особенностям ребенка. Требования к учителю: общие знания; педагогические знания; убеждения (педагогические); любовь к детям; постоянное совершенствование педагогического мас­терства; распространение своего опыта; участие в се­минарах.
США Джон Дьюи (1859-1952), педагог, его работы оказали значительное влияние на развитие педагогической мысли. Разработал концепцию полного акта мышления: ощу­щение трудности, ее обнаружение и определение, фор­мулировка гипотезы, логическая проверка гипотезы, последующие наблюдения и эксперименты.
Послеоктябрьский период СССР С.Т. Шацкий (1878-1934) руководил первой опытной станцией по народному образованию наркомпроса РСФСР. П.П. Блонский (1884-1941). «Педагогика» (1922 г.), «Основы педагогики» (1925). Н.К. Крупская (1869-1939). Формирование новой со­ветской школы. Организация внеклассной воспитатель­ной работы, пионерского движения. А.С. Макаренко (1888-1939). Выдвинул и проверил на практике принцип создания и педагогического руково­дства ученическим коллективом. Разработал методику трудового обучения. Занимался проблемами формиро­вания сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. В. А. Сухомлинский (1918-1970). Моральные проблемы воспитания молодежи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.