Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философско-педагогические концепции, определяющие значение биологического и социального развития человека




Лекция 7. Личность как субъект воспитания

Тема 7 Личность как субъект воспитания

 

Вопросы:

1. Философско-педагогические концепции, определяющие значение биологического и социального развития человека.

2. Сущность личностно-ориентированного подхода в образовании.

3. Основные принципы гуманистической педагогики.

 

Литература:

 

1. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. - Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996.

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - Москва, 1995.

3. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. - Волгоград, 1994.

 

 

 

Какие методологические подходы, оказывают влияние на разработку вопросов развития личности?

С давних времен в педагогике не прекращаются дискуссии об источниках и важнейших факторах развития личности. В конечном итоге сложилось два основных методологических подхода к разработке этой сложнейшей проблемы. Один из этих подходов принято называть идеалистически-преформистским (от лат. praeforma - заранее образую), второй - научно-материалистическим.

Как трактуется проблема развития личности представителями преформистских взглядов?

В преформизме как методологическом течении о развитии человека существует два направления – теологическое и биологизаторское. Не отрицая влияния социальных условий и воспитания на формирование человеческой личности, представители этих течений сходятся в одном: источники развития личности якобы находятся внутри самой личности и коренятся в какой-то изначально заложенной в ней «внутренней программе», и развитие заложенных в этой «программе» свойств и качеств носит фатально-спонтанный характер. Воспитание же в этом смысле якобы выполняет вспомогательную роль и не в состоянии существенным образом влиять на изменение «внутренней программы». Что же касается генезиса «внутренней программы», то теологи связывают ее с божественным предопределением человека.

Необоснованной также является биологизаторская теория развития человека как личности, согласно которой формирующиеся у него свойства и качества якобы носят врожденный характер и сохраняют следы тех моральных и духовных воздействий, которым подвергались его предки в прошлом и которые будто бы неумолимо определяют его поведение и развитие в настоящем. Но это противоречит генетике, которая доказывает, что приобретаемые социальные качества и жизненный опыт человека не фиксируются в генном аппарате и поэтому не могут передаваться по наследству. Если бы это было иначе, тогда дети одной и той же национальности, будучи разъединенными с раннего возраста, усваивали бы язык своей нации. Между тем они овладевают той речью, которая присуща среде их проживания.

Представители же биологизаторской точки зрения пытаются опираться на научные данные. В 1862 г. немецкие ученые (биолог Э.Геккель и зоолог Ф.Мюллер) открыли биогенетический закон: онтогенез (развитие одного) повторяет филогенез (развитие многих). Согласно этому закону развитие человека и животных в утробном состоянии повторяет все стадии предшествующего биологического развития предков. Следовательно, как биологическое существо – и это правильно – человек развивается по врожденно-наследственной программе.

Многие философы, педагоги и психологи перенесли этот закон на социальное и духовное, т.е. на личностное развитие человека. Французский социолог Ш Летурно (1831-1902), например, считал, что нравственность человека носит врожденный характер и различные моральные пороки людей (воровство, агрессивность, пьянство и т.д) представляют собой явление биологического атавизма.

Следуя этой логике, итальянский психиатр и криминалист
Ч. Ломброзо (1835-1909) пошел еще дальше, утверждая, что якобы по внешним биологическим признакам человека, например по строению черепа головы, можно выявлять потенциальных преступников, и предлагал в превентивном порядке изолировать их от общества.

Австрийский психиатр З.Фрейд (1856-1939) утверждал, что личностное развитие человека в решающей мере зависит от либидо, т.е. от психосексуальных влечений. Если эти влечения не удовлетворяются, это порождает неврозы и другие психические отклонения и сказывается на духовном развитии и поведении личности.

Из этого делались соответствующие выводы и в педагогике. Один из этих выводов состоял в том, что если в развитии человека как личности все заранее запрограммировано и носит устойчивый характер, то, следовательно, уже в детском возрасте можно выявлять и измерять интеллект детей, их способности и возможности и использовать эти измерения в процессе обучения и воспитания.

В 1905 г. по заданию министра образования Франции психологи А.Бине и А.Симон разработали набор тестов, т.е. стандартных словесных и практических заданий для измерения «коэффициента умственной одаренности» детей, по нынешней зарубежной терминологии «Ай-Кью» (IQ). Вот примеры этих тестов. Испытуемому дается начало предложения «Все реки на земле...», а затем указываются его возможные продолжения: «впадают в море», «имеют исток», «судоходны», «красивы», «имеют быстрое течение». Задача испытуемого - выбрать то продолжение, которое является единственно правильным.

Тесты разрабатывались для каждой возрастной группы детей. Если ребенок правильно отвечал на все тесты, коэффициент его умственных способностей обозначался единицей, если же он не справлялся с ответами, его «Ай-Кью» считался ниже единицы.

Подобные тестовые испытания детей в западных странах проводятся до сих пор. Хотя тестовые испытания приносят определенную пользу и позволяют судить об умственном кругозоре детей, их развитие определяется чаще всего не биологической наследственностью, а условиями их жизни и воспитания.

Какие идеи по проблемам личности развивали передовые мыслители прошлого?

С преформистскими идеями о развитии личности не соглашались многие деятели прошлого, начиная с древности. Древнегреческий философ Эпикур считал, что различное положение людей в обществе объясняется не столько их врожденными задатками и способностями, сколько имущественным состоянием.

Э.Роттердамский писал о том, что природа, «дав тебе сына, передала тебе не что иное, как сырую и необработанную массу, и что от тебя зависит придать наилучшую форму пластичному, для всякой обработки пригодному материалу».

Французские просветители XVIII в. отвергали наличие у человека врожденных идей и наследственных различий.

К.А.Гельвеции в труде «О человеке» пытался доказывать, что воспитанием, а не врожденными свойствами определяется нравственность человека. Что человек формируется под определяющим влиянием социальных условий и воспитания.

Он преувеличивал роль воспитания, когда считал его всемогущим фактором личностного развития человека, и ошибался, когда отрицал роль природных способностей в его формировании. Вряд ли, например, можно воспитать хорошего певца, если у него от природы нет хороших голосовых данных.

Более правильно решали данную проблему деятели российского демократического движения В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский.

В статье «Рассуждение. Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей» Белинский писал, что человек «не родится разумным, но только способным быть разумным, и чтобы быть таковым, ему нужен положительный опыт. По свойству своей... души он одарен способностями, по сложению своего тела он имеет страсти. Способности человека от обстоятельств могут развертываться и усовершенствоваться или заглушаться и тупеть».

Не отрицая роли природных задатков в развитии личности, Чернышевский отмечал, что не природа и не наследственная обреченность делают людей порочными, а ненормальные условия жизни и воспитания: «... злодей и негодяй не родится злодеем и негодяем, а делается им от недостатка нравственного воспитания и бедности...»

Все это вплотную подводило к научному осмыслению вопросов о личностном развитии человека.

В чем состоит научная трактовка проблемы развития личности?

При разработке данной проблемы ученые обратили внимание прежде всего на развитие самого общества. Как уже отмечалось, оно возникло, развивается и совершенствуется благодаря человеческой деятельности. Чтобы жить, люди должны добывать средства для своего существования. Для этого они не только использовали и используют готовые продукты природы, но и занимаются сельским хозяйством, развивают промышленность, познают окружающий мир. В процессе творческо-преобразующей деятельности они вырабатывают трудовые умения и навыки, обогащают духовную жизнь, совершенствуют моральную и художественно-эстетическую культуру. Все это богатство материальной и духовной культуры, созданной трудом и творческими усилиями многих поколений людей, выступает как источник и средство развития человека как члена общества. Только овладевая в той или иной мере научными и духовными достижениями общества, человек становится социальным существом, личностью. Если же, как утверждают теологи, развитие человека предопределено «высшими силами», тогда остается непонятным, почему эта заранее определенная «программа» постоянно изменяется в процессе его жизнедеятельности.

Следовательно, личностное формирование человека осуществляется по «программе социальной», и в этом смысле социальные (средовые) условия выступают в качестве важнейшего фактора его развития.

Научная педагогика, однако, не абстрагируется от биологической природы человека. Будучи природным существом, он наделен природными силами, способностями и задатками, которые не могут не оказывать влияния на его формирование. Укажем на четыре положения, в которых проявляется это влияние.

Первое. Для личностного формирования человека важнейшее значение имеет его природная способность к социальному развитию. Проводились опыты по одновременному воспитанию ребенка и детеныша обезьяны. Они показали, что обезьяна развивается только по «биологической программе» и не в состоянии усваивать таких социальных качеств, как речь, навыки прямохождения, правила поведения и т.д. Ребенок же по мере биологического развития овладевает прямой походкой, словесным общением, способами умственной деятельности, нормами поведения, т.е. тем, что в конечном итоге и делает его личностью.

Второе. Биологическое сказывается в том, что у человека от природы имеются определенные склонности, способности и творческие задатки, которые позволяют ему более интенсивно развиваться в той или иной области деятельности: в отдельных видах труда, умственных занятий, искусства.

Третье. Биологически человек обладает весьма большими возможностями в интеллектуальном развитии и, как показывают исследования, использует свои потенции в этом отношении лишь на 8-10%. Вот почему в работе с детьми, как подчеркивал А.С.Макаренко, педагогу всегда нужно исходить из оптимистической гипотезы и верить в их творческие силы, искать пути к их эффективному развитию и совершенствованию.

Четвертое. Биологическое (например, физические недостатки, речевые дефекты и отсутствие внешнего обаяния) иногда также может серьезно сказываться на развитии человека: делать его замкнутым, раздражительным и т.д.

Однако влияние биологического ни в коем случае нельзя переоценивать. Биологическое и социальное тесно переплетаются. Психолог К.К.Платонов отмечал, что биологически обусловленная подструктура личности (способность к овладению общественным опытом, задатки и т.д.) подчинена ее социально обусловленной подструктуре.

Указанное положение еще ранее подчеркивал выдающийся физиолог и психолог И.М.Сеченов: «В неизмеримом большинстве случаев характер психологического содержания 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле этого слова и только 1/1000 зависит от индивидуальности».

Таким образом, влияние природных задатков и способностей является вторым фактором, воздействующим на личностное развитие человека.

Есть, однако, и еще один фактор, оказывающий влияние на формирование личности. Речь идет о воспитании. Без воспитания человек не может развивать и совершенствовать свои природные склонности, способности и задатки.

Все это позволяет сделать важный для педагогики вывод: определяющую роль в развитии и формировании личности играет воспитание.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.