Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактическая система Дж. Дьюи




Дидактические системы и модели обучения

 

 

Дидактическая система характеризуется внутренней целостностью (взаимосвязью) всех ее элементов (структур), образованных единством целей, принципов, содержания, методов, средств, форм обучения. Современные исследователи выделяют три принципиально отличающиеся между собой дидактические системы.

Система (дидактика) И. Ф. Гербарта

Основные особенности гербартовской системы обучения: главная задача школы – интеллектуальное развитие учащихся; воспитание – дело семьи; правильное педагогическое руководство; дисциплина.

Задачи педагогического руководства видел в обеспечении постоянной занятости учащихся, организации процесса обучения, наблюдении за физическим и интеллектуальным развитием учащихся, приучении к порядку.

Для поддержания порядка и дисциплины предлагал использовать запреты, ограничения, телесные наказания, применяемые «осторожно и с умеренностью».

Сущность воспитывающего обучения по И. Ф. Гербарту в тесном сочетании обучения с дисциплиной, объединении знаний с развитием чувств и воли учащихся.

Этапы (ступени) обучения: ясность – ассоциация – система – метод. Практика в этой схеме отсутствует.

По современным оценкам неблагоприятные последствия системы И.Ф. Гербарта следующие:

- видение цели обучения в передаче готовых знаний, подлежащих заучиванию;

- активность учителя и пассивность ученика;

- применение одинаковых для всех «формальных ступеней» как наиболее совершенной схемы урока;

- строгое следование учителя методическим установкам, без учета интересов учеников.

Теория Гербарта имела широкое распространение в середине XIX столетия и пришла в упадок вместе с Германской империей. Но без этой теории, без данного ею толчка и критического осмысления опыта гербартианского воспитания не было бы современной теории и практики.

Разработана в противовес авторитарной педагогике гербартистов и «вербальному» (словесному, книжному) обучению, основанному на запоминании.

Его критика «традиционной» школы:

- поверхностное воспитание, основывающееся на дисциплинарных мерах;

- «книжность» обучения, мысленная связь с жизнью;

- передача учащимся «готовых» знаний, применение пассивных методов, направленных на запоминание;

- недостаточный учет интересов, потребностей и запросов учащихся;

- отрыв содержания обучения от общественных потребностей;

- недостаточное внимание к развитию способностей учащихся.

Основные черты системы обучения Дж. Дьюи:

- развитие собственной активности обучаемых;

- разработка концепции «полного акта мышления», включающего ощущение трудности, ее обнаружение и определение, выдвижение замысла ее разрешения (формулировка гипотезы), последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять или отвергнуть гипотезу;

- построение уроков на основе «полного акта мышления».

Новшества дидактической системы Дж. Дьюи:

- опора на принцип активного учения, основой которого является собственная познавательная деятельность учащихся;

- замена активного учителя на учителя-помощника;

- замена стабильных программ на ориентировочные;

- замена устного и письменного слова на теоретические и практические занятия по развитию самостоятельной исследовательской работы учащихся.

Недостатки дидактической системы Дж. Дьюи:

- отнесение предложенных ступеней обучения ко всем учебным предметам и ко всем уровням учебной работы без учета их специфики;

- отстраненность учащихся от процесса закрепления знаний, развития определенных навыков и умений;

- использование фрагментарных курсов и отрывочных «проектов» вместо общих программ, позволяющих обеспечить преемственность и системность в обучении.

Прогрессивная дидактика Дж. Дьюи пыталась ответить на вопросы, где традиционная дидактика И. Ф. Гербарта оказалась бессильной. Результат – разработка полярных, противоположных решений одних и тех же проблем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.