Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность процесса обучения, его функции, структура




 

 

Чтобы обеспечить для личности соответствующее современным требованиям образование, нужно хорошо ее обучать, правильно осуществлять этот сложнейший педагогический процесс. Все это обусловливает необходимость глубокого осмысления сущности данного процесса и относящихся к нему важнейших понятий. К-сожалению, в дидактике эти вопросы трактуются не всегда внятно и верно. Вот некоторые из этих трактовок:

«Обучение — целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся» (Ильина, Т. А. Педагогика: курс лекций / Т. А. Ильина. М., 1984. С. 202).

«Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели» (Подласый, И.П. Педагогика: учеб. пособие для студентов / И. П. Подласый. М., 1996. С. 301).

«Обучение – это целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося (преподавание + учение)», направленный на формирование у школьников системы знаний, умений, навыков и развитие их способностей» (Педагогіка / [Л. Н. Ціханаў і інш.]. Мн., 1995, с. 28).

Таким образом, обучение – это целенаправленное, заранее спланированное общение, в результате которого происходит развитие, образование и воспитание личности.

Процесс обучений – это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов.

Особенности обучения (в отличие от познания):

- в учебном процессе не ставится задача открытия новых научных истин, а требуется лишь их творческое усвоение;

- характерен ускоренный темп познания явлений действительности;

- строится с учетом возрастных особенностей учащихся;

- многие знания приобретаются опосредованно;

- знания передаются специально подготовленными людьми.

Этапы процесса усвоения знаний:

- постановка перед учащимися познавательных задач;

- восприятие учебного материала;

- осмысление воспринимаемого материала;

- закрепление;

- применение знаний;

- анализ результатов деятельности.

Характерные признаки процесса обучения:

- двусторонний характер;

- совместная деятельность преподавателя и учащихся;

- руководство со стороны преподавателя;

- специальная планомерная организация управления;

- целостность;

- системность;

- комплексность;

- соответствие закономерностям возрастного развития; управление воспитанием и развитием учащихся.

В педагогической литературе выделяют следующие задачи обучения:

- Стимулирование учебно-познавательной активности учащихся.

- Организация их познавательной деятельности по овладению научными ЗУНами.

- Развитие мышления, творческих способностей и дарований.

- Выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

- Совершенствование учебных умений и навыков.

- Формирование умения самостоятельно углублять свои знания (самообразование), учить учиться и др.)

Традиционно выделяют следующие функции процесса обучения: образовательная – вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике; развивающая – специальная направленность обучения на развитие личности; воспитывающая – обучение должно воспитывать систему определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Все три функции обучения находятся во взаимодействии: образование и воспитание составляют основу развивающей функции, которая в свою очередь интенсифицирует образовательную и воспитательную функции.

Функции обучения реализуются на практике:

- планированием комплексных задач уроков;

- отбором содержания деятельности педагога и учащихся;

- сочетанием разнообразных методов, средств, форм обучения;

- оценкой результатов (по всем трем направлениям).

Наибольшее признание в отечественной дидактике получила следующая модель процесса обучения: – цель обучения — преподавание — (содержание, методы, средства формы) — учение — результаты обучения.

И.П. Пидкасистый представляет внешнюю структуру процесса обучения, которая выглядит следующим образом: – социальный заказ школе (стратегические цели) потребности учителя, потребности учеников — они формируют; — цели обучения — характер деятельности учителя –содержание образования – методы, средства, формы обучения — характер деятельности ученика — результат (образованность, уровень развития, уровень общей культуры).

Несмотря на разницу в подходах, нетрудно заметить, что в структуре процесса обучения выделяются постоянные и переменные составляющие: —В качестве постоянных составляющих выступают деятельность учителя (преподавание), - деятельность ученика (учение), - цель и результат процесса обучения. Переменными составляющими являются содержание, методы, средства и формы процесса обучения. Связь переменных компонентов с системообразующими зависит от цели обучения и его результата. Вместе все компоненты образуют единство и целостность.

Внутренняя структура процесса обучения включает следующие компоненты:

Целевой (определение и осознание целей и задач учебно-познавательной деятельности).

Потребностно-мотивационный (формирование потребности в знаниях и мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся).

Содержательный (определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися).

Деятельностно-операционный (овладение учебным материалом под руководством учителя, ученик самостоятельно «открывает» имеющиеся в науке знания).

Эмоционально-волевой (придание учебной деятельности учащегося эмоционально-положительного характера).

Контрольно-регулировочный (связан с учетом индивидуальных особенностей и побуждением учащихся к самоконтролю);

Оценочно-результативный (оценка. и самооценка результатов учебной деятельности; рефлексия).

Такова сущностная характеристика процесса обучения и его важнейших структурных компонентов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.