КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Курс лекцийТема: Ландшафтный дизайн и архитектура План:
Слово дизайн в переводе с английского означает рисунок, чертеж, проект, но одновременно и сам процесс проектирования, а, кроме того, и его результат — проект. Термин «ландшафтная архитектура» появился немногим более 100 лет тому назад в США в связи с организацией там первых национальных парков. В Европу он пришел гораздо позже. Тем не менее, это не обозначает, что ландшафтная архитектура имеет очень короткую историю. Напротив, человеческая деятельность, объединяемая этим понятием, уходит далеко вглубь веков. Ландшафтная архитектура занимается формированием среды открытых пространств. В сферу ландшафтной архитектуры входят большие ареалы природных заповедников, парков, скверов. Ландшафтный дизайн имеет сферу более узкую и более конкретную – это проектирование малых по площади пространств средствами растительности, рельефа, воды, малых форм. Разделение областей проектирования ландшафтной архитектуры и ландшафтного дизайна не жесткое, в ряде случаев имеет условный характер. Целью проектирования как объектов ландшафтной архитектуры, так и ландшафтного дизайна является создание целостной композиции, соединяющей природные и искусственные компоненты среды и обладающую художественным образом. Таким образом, ландшафтный дизайн - это наука об искусстве создания садов, парков, клумб, газонов, формирования их архитектуры с целью творения гармоничной и экологически здоровой зоны для отдыха. Принципы работы в ландшафтном дизайне направлены на то, чтобы собрать воедино все компоненты той или иной местности: жилые дома, дороги, промышленные здания и, конечно же, природные объекты.
Принципы ландшафтного дизайна: 1. Единство композиции. Для того чтобы достигнуть согласованности и гармоничности элементов, необходимо изначально продумать тему, причем чем ближе Вам выбранный сюжет, тем больше энтузиазма Вы испытываете. Таким образом, композиция создается легко и с удовольствием.
2. Простота. Этого правила следует придерживаться, как в планировании дизайна участка, так и в выборе элементов. Например, можно выбрать определенное сочетание цветов, которое будет задавать тон всей композиции, и регулярно повторять их во всем дизайне. Но не стоит увлекаться чрезмерным повторением, так как это в свою очередь может заставить ландшафт выглядеть скучно и уныло. Следование определенной тематике, использование простых декоративных элементов и другие аналогичные приемы, позволят избежать излишнего нагромождения элементов и ненужного усложнения конструкции.
3. Создавая дизайн участка, необходимо помнить о балансе. Принято различать два вида баланса: симметричный и асимметричный. Симметричный баланс подразумевает равномерное размещение элементов: использование одинаковых форм, группирование элементов, сочетание цветов и т.д. При ассиметричном балансе имеют место абстракция, случайные формы элементов, различные размеры, цвета и фактуры. Тем не менее, даже при такой разбалансировке, хороший ландшафтный дизайн сохраняет единство композиции за счет использования других элементов оформления – камней, растений и т.д.
4. Цвет играет важную роль в организации любого пространства, остается актуален этот принцип и в ландшафтном дизайне: цвет вдыхает в пейзаж жизнь и делает его интересным. Так, к примеру, теплые тона акцентируют внимание, согревают и наполняют территорию уютом. Холодные же цвета зрительно уменьшают объект, удаляя его от нас. Нейтральные цвета – черный, белый и серый – принято применять в качестве фоновых. Для ландшафтного дизайна важно влияние цвета на организм человека. Например, красный, оранжевый, желтый, разовый, пурпурный цвета возбуждают и вызывают бодрое и радостное настроение. Напротив, фиолетовый, синий, зеленый обладают успокаивающим действием, способствующим замедлению пульса и снижению артериального давления. В создании колористки ландшафта важно чтобы цветовые сочетания строились на принципах цветовой гармонии: либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета. Важно, чтобы не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса или перенасыщенности цвета.
5. Большинство элементов дизайна должны изначально планироваться с учетом следования пропорциям. Этот принцип наиболее очевиден и требует продумывания в самом начале работы над дизайном участка. В небольшом пространстве крупные элементы будут выбиваться из общей композиции, тогда как в большом объеме мелкие конструкции могут попросту затеряться. Цель данного принципа – создание органичного соотношения длины, широты и глубины или высоты.
Любой ландшафт представляет собой объемно-пространственную структуру, которая состоит из следующих элементов:
При создании планировочной композиции ландшафта важен учет закономерностей его зрительного восприятия. Законы: 1. Закон линейной перспективы. Как правило предметы выглядят лучше, если расположены либо на горизонтальной поверхности, либо на поверхности с небольшим подъемом. Но некоторые объекты проектирования наиболее интересны при рассмотрении сверху или снизу. В частности, планировочные элементы ландшафта (водоемы, лужайки и др.) выглядят наиболее выигрышно при рассмотрении их сверху, а некоторые объемные элементы (деревья с архитектурной или шаровидной формой кроны) более эффективно смотрятся на фоне неба, поэтому на них лучше смотреть снизу. Кроме этого, расстояние между зрителем и отдаленным предметом оптически сокращается, если скрыть лежащую между ними местность (кулисами кустарников понижением рельефа). Глаз наблюдателя в данном случае не имеет масштаба для сравнения, поэтому интересный пейзаж окружающей местности будет зрительно включаться в культурный ландшафт. 2.Закон воздушной перспективы. Чем дальше от наблюдателя располагается предмет, тем больше смягчаются его окраска и очертание. Скажем, использование на значительном удалении от зрителя древесно-кустарниковой растительности с мягкими очертаниями крон и синеватым оттенком листвы и хвои значительно усиливает впечатление глубины пейзажа. Расположение насаждений с серебристой, пестролистной и светлоокрашенной листвой на переднем плане будет оптически приближать их к наблюдателю. 3. Закон цвета. Цветовая гамма насчитывает более 130 оттенков, а общий колорит пейзажей меняется не менее 9 раз в году. В создании колористки ландшафта важен не только общий подход к цвету, но и продуманность деталей. Для ландшафтного дизайна важно влияние цвета на организм человека. Например, красный, оранжевый, желтый, розовый, пурпурный цвета возбуждают и вызывают бодрое и радостное настроение. Напротив, фиолетовый, синий, зеленый обладают успокаивающим действием, способствующим замедлению пульса и снижению артериального давления. Ландшафтному дизайнеру важно чтобы цветовые сочетания строились на принципах цветовой гармонии: либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета. Важно, чтобы не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса или перенасыщенности цвета. Контрастные, жизнерадостные и колоритные сочетания образуются при парном сопоставлении основных и противоположных им дополнительных цветов: красный - зеленый, оранжевый - синий, фиолетовый - желтый. Однако цвета нельзя использовать в одинаковых количествах. Они не должны занимать равные площади, т.к. нарушится оптическое равновесие. 4. Закон цвета и света. Цвет и свет в ландшафте тесно взаимосвязаны. Красный цвет при ярком дневном освещении выступает вперед, приближается; при сумеречном – служит фоном и создает впечатление глубины. Желтый цвет приподнимает поверхность. Она кажется более обширной. Белый и желтый распространяется на близлежащие более темные цвета. А голубой при дневном освещении удаляет предмет, поэтому его часто используют для оптического расширения небольших участков. При сумеречном свете темно-синий, фиолетовый и черные цвета уменьшают объем. Зеленый цвет самый спокойный. Он уравновешивает другие цвета. Например, газон слишком яркий, роскошный бордюр. Однако в больших пространствах зеленого цвета человек подчас чувствует себя не комфортно, пытаясь отыскать взглядом какой-либо элемент цвета. Сейчас в моде в ландшафтном дизайне монохромные сады, где превалирует зеленый цвет. Но, кажется, в нашем климате, где мы имеем зиму 6-7 месяцев в году (т.е. превалирует белый цвет), за несколько месяцев весны-лета хочется буйства красок, впрочем, возможно это субъективное мнение данного ландшафтного дизайнера.Внесение цветового пятна, эффекта «света-тени» может оживить монотонность зеленого. Важнейшие приемы для ландшафтного дизайна – это ритм, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия. 5. Закон ритма. Прием ритмичного построения является повторение отдельных элементов и расстояний между ними, примером могут служить аллейные посадки. Устойчивое впечатление ритма формируется при повторении элементов не менее 4-6 раз, для избегания эмоционального переутомления ландшафтный дизайнер включает в них скульптуру, цветники, фонтаны, мини-водоемы, чередуют различные декоративные древесно-кустарниковые группы. 6. Закон контраста. Контраст – сильно выраженное различие объектов по одной или нескольким характеристикам – по форме, цвету, открытости и закрытости пространства, цвету и тени. Можно использовать в ландшафтном дизайне сразу несколько контрастных признаков, но контраст не должен быть слишком частым и резким. В ландшафтном дизайне количество декоративных признаков для группы (древесно-кустарниковой, части бордюра и т.д.) максимально составляет 11. Например, для древесно-кустарниковой группы возможен контраст или нюансность по: Ø форме Ø фактуре Ø листу Ø характеру ветвления Ø цветению 7. Закон симметрии и асимметрии. В ландшафтном дизайне гармония и симметрия могут быть достигнуты в результате использования двух приемов - симметрии и асимметрии. Динамическое равновесие асимметричной композиции при обзоре должно создавать впечатление, что сумма элементов ландшафтной картины по одну сторону направления луча зрения (водоемов групп деревьев, солитеров, их цвета, освещенности и др.) уравновешивается соответствующей суммой контрастных элементов с другой стороны. Для симметричной планировки характерны внесение упорядоченности строгости; четкое осевое деление территории, где одинаковые основные элементы композиции, а также их более мелкие части и детали располагаются на равном удалении от главной осевой перспективы, что создает впечатление торжественности. Иногда симметрия и асимметрия переплетались в одном ландшафтном произведении. Особенно это заметно было в России, где парадная, примыкающая к дому часть, была выполнена в традиционно классическом стиле (симметрично), а парковая часть была в пейзажном стиле (т.е. асимметрично). Необходимо разнообразие в ландшафтной (исправленный)архитектуре не только в генеральном плане сада, но и в деталях. Использование пространства и его умелое заполнение является важнейшей задачей ландшафтной архитектуры.
Тема: История становления ландшафтного дизайна
С древнейших времен человек старался изменить окружающий ландшафт, приспособить его к своим потребностям, придать его развитию нужное направление. Так появились первые культурные ландшафты. Они включали в себя не только сельскохозяйственные угодья, но и уникальные по красоте уголки природы, которые считались местами обитания божеств и сохранялись в неприкосновенном виде. Так с языческих времен у народов с различной культурой возникло понятие райского сада, которое развивалось соответственно географическим и религиозным особенностям каждой страны.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |