Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развития педагогической теории и этапы ее становления




Социально-экономические предпосылки

Педагогическая наука является одной из самых древних отраслей знаний, ее развитие неотделимо от развития общества. Уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Позже эти знания нашли отражение в поговорках, пословицах, мифах, легендах, сказках, составивших содержание народной педагогики. Педагогическая мысль в рамках народной педагогики – это первый этап развития педагогики как науки. Житейский педагогический опыт развивался и сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности и составлял основу научного педагогического знания. Второй этап связан с зарождением педагогических идей в русле религиозных и философских учений. Третий этап развития педагогического знания представлен формированием педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений. Суть четвертого этапа заключается в переходе от утопических и гипотетических теорий к концепциям и теориям, основанным на педагогической практике и эксперименте. Указанные этапы не выстраиваются в хронологическом порядке и не имеют четких границ. Все они так или иначе реализуются и в настоящее время.

На протяжении тысячелетий в разных религиях (христианство, ислам и другие) складывались теоретические суждения о воспитании (заповеди, притчи, мифы).

Интересные педагогические мысли оставили философы античности: Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и другие. Они раскрыли цели и этапы образования человека, разработали основы возрастной периодизации. Педагогические идеи и наставления воплотились в трактатах Конфуция («Беседы и суждения»), Плутарха («О воспитании»), Квинтилиана («Ораторское искусство») и других мыслителей. Схоластическая философия XII-XIII веков, арабская философия, проникшая в Западную Европу (XIII-XIV вв.), также способствовали развитию педагогической мысли и университетов. Философы Эпохи Возрождения (XIV-XVI) утверждали в жизни и привносили в педагогику идеи гуманизма (Ф. Рабле, М. Монтень и другие).

С XVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Это создает условия для становления педагогики как самостоятельной отрасли знаний. Английский философ Ф. Бэкон в трактате «О достоинстве и приумножении наук» (1623) вычленил педагогику из философских наук и включил ее в свою классификацию наук как самостоятельную науку.

Возникновение педагогики как науки связывают с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Он предпринял попытку доказать наличие универсальных законов развития человека от рождения до конца жизни. В своих трудах («Великая дидактика» и других) он обосновал необходимость обучения и воспитания человека сообразно всеобщим законам природы, разработал систему принципов обучения, теоретически обосновал классно-урочную систему, заложил основы традиционного (классического) образования. Большое влияние на развитие педагогики оказали мыслители Эпохи Просвещения. Например, французский философ Ж.Ж. Руссо (1712-1778) положил начало новому направлению в педагогике – «естественному (свободному) воспитанию». Его педагогический трактат «Эмиль, или о воспитании» является своего рода манифестом гуманистической педагогики.

В XVII-XIX веках происходит генерирование новых педагогических идей из опытно-экспериментальных, инновационных для того времени школ. Это нашло отражение в педагогических трудах и деятельности И.Г. Песталоцци (1746-1827), И.Ф. Гербарта (1776-1841), А. Дистервега (1790-1866) и других педагогов.

Немецкий педагог И.Ф. Гербарт в своем знаменитом сочинении «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» разрабатывал педагогику как теорию, фундаментом которой являются философия, психология и этика. При этом он настаивал на суверенности педагогической науки, которая должна была «стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук». Гербарт впервые развил идею воспитывающего обучения, ввел разделение на учение и преподавание, раскрыл логику учебного процесса. Он предложил также практические способы нравственного воспитания.

В начале XIX века педагогика окончательно отделилась от религии и философии и стала самостоятельной. Интенсивное развитие педагогической теории и практики в рамках различных образовательно-воспитательных учреждений в XVIII веке привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Поэтому педагогика начинает формироваться в это время и как учебная дисциплина.

В развитие педагогики большой вклад внесли отечественные педагоги: Симеон Полоцкий (1629-1680), М.В. Ломоносов (1711-1765), Н.И. Пирогов (1810-1881), Л.Н. Толстой (1828-1910), К.Д. Ушинский (1824-1870), П.Ф. Каптерев (1849-1922) и другие. Так, К.Д. Ушинский в своем главном педагогическом труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» заложил фундамент современного педагогического знания, изложив в нем основы общей теории развития личности.

Развивалась педагогическая наука и в советский период в трудах С.Т. Шацкого (1878-1934), П.П. Блонского (1884-1941), А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинского (1918-1970) и других. Педагоги второй половины ХХ века обогатили теорию обучения и педагогическую психологию. Среди них: Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.В. Краевский, И.Я.Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и многие другие. Эти ученые разрабатывали идеи и теории оптимизации и активизации обучения, содержания образования, методов обучения, развивающего, проблемного, личностно ориентированного обучения, педагогического процесса и его технологизации, методологию педагогических исследований.

2. Педагогика как наука и учебный предмет

Современный термин «педагогика» употребляется в нескольких значениях. Выделяют (по Н.В. Бордовской):

· «Бытовое» значение педагогики: каждый человек на протяжении жизни выступает в роли «педагога» (обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, сотрудников по работе и др.).

· Педагогику как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему (педагогическая деятельность).

· Педагогику как науку и отрасль человековедения.

· Педагогику как отрасль гуманитарного знания, имеющую общекультурное значение для развития общества и личности.

· Педагогику как учебную дисциплину, которую изучают студенты вузов педагогических и непедагогических специальностей. В качестве учебной дисциплины (предмета) педагогика включает теоретический и практический аспекты обучения и воспитания человека на различных возрастных этапах его развития. Основная цель этого учебного предмета - подготовка профессионального педагога, специалиста в области образования.

В строгом смысле педагогика – это педагогическая наука (В.В. Краевский). Так как педагогика является гуманитарной наукой (изучает явления, связанные с человеком или обществом), то для нее характерны особенности гуманитарного познания (В.М. Розин, С.Н. Северин и др.). Во-первых, познание в гуманитарной сфере, в том числе в педагогике, пронизано ценностными отношениямиисследователя. Во-вторых, гуманитарный объект и собственно гуманитарное знание имеют рефлексивную природу. Это выражается в том, что ученый-гуманитарий (педагог) осуществляет рефлексию научных (педагогических) текстов, деятельности или поведения социальной группы, индивида и т.п. В дальнейшем гуманитарное знание, полученное исследователем, также подвергается рефлексии.

В-третьих, объект гуманитарного исследования является «активным» в отношении познающего субъекта. Для гуманитарного познания характерно прямое или косвенное взаимовлияние, взаимодействие субъекта и объекта исследования. Культурный феномен, выступая объектом гуманитарного исследования, оказывает влияние на ценностное сознание, мировоззрение исследователя. С другой стороны исследователь не только объясняет культурный феномен, но и оценивает, наполняет собственным смыслом, преобразует в соответствии с идеалами или культурными образцами. В-четвертых, объекты изучения гуманитарных наук (человек, культурные явления, социальные процессы, в том числе образование) имеют высокий уровень сложности; количество факторов, определяющих их динамику, значительно. Поэтому, о бъектный подход к человеку не может выступать методологической основой изучения субъектности человека, его индивидуальности, духовного мира. Важными способами гуманитарного познания являются диалог субъекта и объекта познания,эмпатия.

Для определения педагогики как науки необходимо осмыслить её объект и предмет исследования. (Объект науки – категория, которая обозначает некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания. Предмет науки – наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые данной наукой.)

Вопрос об объекте педагогической науки является до сих пор дискуссионным. В педагогике советского периода в качестве объекта педагогики рассматривалось воспитание. Ряд ученых-педагогов также придерживаются этой точки зрения (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, И.Ф. Харламов и другие). Вместе с тем, разнообразие контекстов, в которых может употребляться термин «воспитание», разные значения этой категории педагогики, их иерархичность (рис. 14) привели часть ученых-педагогов (Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, В.А.Сластёнин и другие) к выводу о нецелесообразности отождествления объекта педагогики с понятием «воспитание». Придерживаясь их концепции, определим в качестве объекта педагогики сферу образования, то есть те явления действительности, которые обуславливают развитие, обучение и воспитание индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Рис. 14. Многозначность термина «воспитание»

 

Один и тот же объект действительности могут изучать разные науки. Например, образование является объектом изучения философии, социологии, психологии и других наук. Каждая наука изучает объект действительности в определенном ракурсе в контексте актуальных задач исследования, методологических и теоретических позиций, понятийного поля и тем самым конструирует предмет исследования. Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно реализуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных, культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика не исследует философский, социологический, психологический, экономический, демографический, валеологический и другие аспекты образования. Вместе с тем, источником научного обоснования и проектирования новых образовательныхсистем выступает интегрированное научное (философско-психолого-педагогическое) знание.

Таким образом, педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции развития педагогического процесса (образования), разрабатывает содержание, методы, формы педагогического взаимодействия, технологии проектирования и осуществления педагогического процесса, критерии его качества и эффективности. Кроме того, педагогика не только выявляет сущность педагогических явлений, но и разрабатывает нормы их качественного преобразования. Она разрабатывает и «знания о сущем», и «знания о должном» (нормативные знания), являясь одновременно теоретической и прикладной наукой. Как теоретическая наука, педагогика осуществляет теоретический анализ практики образования, устанавливает функционирующие в ней закономерности педагогического процесса, тенденции и перспективы его развития. Будучи прикладной наукой, педагогика использует теоретические знания в повседневной педагогической практике, разрабатывая на их основе практические рекомендации. С этим двойственным характером педагогики связаны две ее основные функции и соответствующие им группы задач (рис. 15).

Рис. 15. Функции и задачи педагогики

 

В случае, если педагогическая теория реализуется учителями в практической деятельности на высоком уровне, то говорят о педагогическом мастерстве или даже о педагогическом искусстве. Важной составной частью педагогического мастерства являются освоенные педагогом педагогические технологии. Педагогическая технология - это совокупность последовательных, научно обоснованных действий педагога, приводящих к наиболее эффективному, заранее запланированному результату.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.