Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о методологии педагогики и ее уровнях




Любая наука, в том числе и педагогика, может развиваться, если она будет вырабатывать новые научные знания в процессе проведения исследований. Для того чтобы процесс педагогического исследования был объективным и доказательным, нужны научно обоснованные методы исследования. Кроме того, наука и сам исследователь должны опираться на систему принципов и способов организации теоретической и практической деятельности, то есть на методологию. Под методологией педагогикипонимают учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

Выделяют четыре уровня методологического знания (по Э.Г. Юдину), которые, образуя систему, соподчинены друг другу (см. схему 17).

Схема 17

 

 

Философский уровень выступает основанием всякого методологического знания. В зарубежной педагогике философские основы представлены разнообразными концепциями: неотомизм, прагматизм, экзистенциализм, необихевиоризм и др. Философской основой отечественной педагогики выступает материалистическая диалектика (принцип всеобщей взаимосвязи явлений и принцип развития, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные). Большинство отечественных педагогов признают, что в основе формирования внутреннего мира человека, педагогических явлений лежат процессы материального мира.

Общенаучным методологическим подходом в педагогике выступает системный подход. Он ориентирует педагога-исследователя и педагога-практика рассматривать явления и объекты как системы, имеющие определенное строение и законы функционирования. В педагогике применение системного подхода привело к возникновению таких понятий, как «педагогическая система», «взаимодействие», «целостность». Например, педагогическая система может быть представлена совокупностью взаимосвязанных компонентов: субъекты педагогического процесса, содержание образования и материальная база (средства). Взаимосвязанное движение этих компонентов, направленное на достижение определенной цели, порождает педагогический процесс как динамическую систему. Цель при этом выступает системообразующим фактором.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.