Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности педагогического процесса




 

Во всех областях жизни общества, природы, человека, в том числе в педагогическом процессе, существуют свои законы и закономерности. Определение закономерностей педагогического процесса в большой степени зависит от уровня развития антропологических, гуманитарных наук. Это обстоятельство является причиной того, что проблема закономерностей и принципов в педагогике до сих пор не имеет однозначного решения. Современный уровень развития педагогической теории и практики позволяет сформулировать ряд закономерностей, а на их основе и принципов педагогического процесса.

Закон как философская категория есть внутренняя, существенная, устойчивая связь явлений, обуславливающая их изменение. Закономерность – совокупность взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменении какой-либо системы. В законах и закономерностях выражаются сущности явлений.

Понятие «принцип» означает основную идею, исходное требование или основное правило поведения, деятельности. Принципы есть субъективное выражение законов и закономерностей и формулируются на их основе. Если принцип – это обобщенное положение, распространяющееся на все явления данной группы, то правило – обобщение большинства, но не всех случаев. Правила носят обычно эмпирический характер, выводятся из опыта. Научно обоснованные эмпирические правила могут быть сформулированы как принципы.

Закономерность педагогического процесса (обучения и воспитания) можно определить как совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между педагогическими явлениями, компонентами педагогического процесса, характеризующих их развитие и функционирование. Обычно выделяют две группы закономерностей (см. схему 26).

Эти закономерности можно считать установленными, многократно проверенными, подтвержденными и объясненными. Так как в область педагогического процесса попадают социальные, экономические, культурологические, психологические, духовные, физиологические и иные явления, то с развитием антропологических и в целом гуманитарных наук будут установлены и другие, более глубокие закономерности педагогического процесса.

I ГРУППА ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ: действует на макро- и микросоциальном уровнях. Это общие, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между потребностями, возможностями общества ( страны, региона, отдельных групп людей, семьи) и педагогическим процессом

Схема 26

 

 
 

 


 

 

II ГРУППА ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ: действует на межличностном и личностном уровнях

 

 


 

     
 
 
 

 

 


·.

  1. Принципы педагогического процесса и правила их реализации

 

На основе закономерностей педагогического процесса формулируются принципы педагогического процессаобщие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению педагогического процесса. Знание принципов педагогического процесса дает возможность организовать его в соответствии с закономерностями педагогического процесса, обоснованно определить цели и отобрать содержание, выбрать адекватные методы и формы педагогического процесса. Принципы имеют нормативный характер. Принципы педагогического процесса носят исторический характер. По мере развития теории и практики обучения и воспитания, открытия новых закономерностей педагогического процесса обосновывались и новые принципы обучения и воспитания. В свое время формулировали принципы обучения Я.А. Коменский, И.Ф. Песталоцци, А.Ф. Дистервег, К.Д. Ушинский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин и другие.

В системе принципов педагогического процесса ряд принципов выполняют функции метапринципов, то есть носят методологический характер (см. таблицу 4).

Таблица 4

Метапринцип педагогического процесса Что предписывает
Целостный подход к педагогическому процессу необходимость целостности воспитательных влияний на рациональную, эмоциональную и поведенческую сферы отношений личности; взаимодействия школы, семьи и внешкольных учреждений; единого стиля и тона отношений к ребенку; гармоничного сочетания применяемых методов, средств, форм педагогического процесса
Принцип природосообразности опираться на природу ребенка, на законы его развития, создавать условия для самопознания и самореализации; учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в педагогическом процессе
Принцип культуросообразности педагогического процесса учитывать, что культура определяет характер, цель, содержание, методы и формы педагогического процесса, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры
Принцип личностного подхода при конструировании и осуществлении педагогического процесса ориентироваться на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности; признавать уникальность личности, ее интеллектуальной и нравственной свободу, право на уважение; опираться в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создавать для этого соответствующие условия
Принцип деятельностного подхода опираться на тот факт, что личность формируется и проявляется только в деятельности; рассматривать педагогический процесс как процесс организации разнообразной деятельности учащихся; учитывать (формировать) позицию ребенка как субъекта деятельности в процессе воспитания и обучения
Принцип полисубъектного (диалогического) подхода учитывать (формировать) личностно-равноправные позиции учителя и учащихся; развивать формы сотрудничества между ними от максимальной помощи педагога учащимся в организации деятельности к постепенному нарастанию их собственной активности

 

В повседневной педагогической деятельности педагог руководствуется также принципами отбора содержания и организации педагогического процесса (см. таблицу 5).

Все принципы педагогического процесса взаимосвязаны. Например, принцип научности всегда выступает в единстве с требованием доступности; принцип прочности и действенности результатов предполагает обеспечение сознательности и активности; принцип сознательности и активности неразрывно связан с требованием руководящей роли педагога.

 

Таблица 5

 

Принцип педагогического процесса Что предписывает
Принцип обучения и воспитания в группе (коллективе) оптимально сочетать индивидуальные, групповые, коллективные формы педагогического процесса, использовать воспитательные возможности детского коллектива в педагогическом процессе
Принцип связи педагогического процесса с жизнью и практической деятельностью учащихся формировать отношения воспитанников к окружающей действительности (к природной и социальной среде, деятельности людей, культурным ценностям); формировать жизненную позицию человека, для чего в процессе обучения теоретический материал сочетать с разными видами практических занятий; опираться на личный опыт учащихся, переводя его с житейского на более высокий, абстрактно-теоретический, обобщенный уровень
Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности учащихся стремиться к сознательности и активности учащихся в процессе обучения, для чего формировать активное отношение школьников к учению; способствовать осмысленному и сознательному усвоению учащимися учебного материала  
Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему исходить их того, что требовательность к личности ребенка является своеобразной мерой уважения ребенка
Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности подходить ученику «с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться» (А.С. Макаренко)
Принцип научности отбирать содержание образования, соответствующее уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией; включать в содержание учебного материала фундаментальные вопросы основ наук; знакомить школьников с методами и приемами научно-исследовательской работы, формировать у них исследовательские умения
Принцип гражданственности формировать гражданское самосознания, патриотизм, национальные ценности, ориентировать содержание образования на развитие субъектности личности, ее духовности и социальной зрелости
Принцип наглядности применять в процессе обучения и воспитания разнообразные средства наглядности, методы демонстрации и иллюстрации для того, чтобы воздействовать на различные органы чувств учащихся
Принцип преемственности, систематичности и последовательности в обучении и воспитании согласовывать взаимодействие семьи и всех учреждений системы образования, педагогов, работающих с данной учебной группой и отдельной личностью; обеспечивать преемственность учебных и воспитательных программ на всех ступенях образования; использовать уже имеющиеся у школьников знания в процессе изучения нового материла; строить обучение с учетом перспективы, подготавливая учеников к восприятию более сложного материала; обеспечивать систематические знания, умения и навыки по учебному предмету
Принцип доступности обучения в сочетании с высоким уровнем трудности обеспечивать подготовку учащихся к восприятию учебного материала, изучать этот материал на предельно высоком уровне их возможностей, создавать условия для развивающего обучения
Принцип продуктивности педагогического процесса и прочности его результатов так организовывать педагогический процесс, чтобы он обеспечивал достижение целей образования  

 

 

Дальнейшее развитие принципов педагогического процесса связано с разработкой новых теорий и концепций обучения и воспитания. Принципы педагогического процесса реализуются через правила обучения и воспитания и соответствующие методы (приемы). Например, принцип преемственности, последовательности и систематичности в обучении реализуется на практике соблюдением следующих правил: «не переходи к изучению нового материала, пока не усвоен хорошо предыдущий»; «изучай новый материал, связывая его с предыдущим и намечая путь к последующему». Принцип доступности в обучении реализуется в таких правилах: следуй «от близкого к далекому», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному». Приведем примеры правил воспитания (по О.С. Газману):

- Принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

- Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно только результаты действий.

- Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения.

- Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

- Признавай право ребенка на ошибку и не суди за нее.

- Умей признать свою ошибку.

Правила обучения и воспитания имеют относительный характер, их применение оправдано во многих, но не во всех случаях.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Проследите историческое развитие представлений педагогов о педагогическом процессе.

2. Определите понятия «педагогическая система», «педагогический процесс». Каково их соотношение?

3. Изобразите схематически структуру педагогического процесса.

4. Какие функции реализуютсяв педагогическом процессе?

5. Приведите примеры противоречий – движущих сил педагогического процесса и объясните механизм их воздействия на развитие личности.

6. В чем проявляется целостность педагогического процесса? Какие другие характеристики педагогического процесса связаны с его целостным характером?

7. Определите понятие «педагогическое взаимодействие». Докажите, что оно является сущностной характеристикой педагогического процесса.

8. Объясните значение терминов «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача».

9. Каким образом взаимосвязаны закономерности, принципы и правила педагогического процесса?Определитеэти понятия.

10. Охарактеризуйте основные группы закономерностей педагогического процесса.

11. Раскройте содержание системы принципов педагогического процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.