Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности




 

Каждый из охарактеризованных выше методов обучения обладает при умелом их применении педагогом стимулирующим воздействием. Вместе с тем, имеется группа методов обучения, которая предназначена для решения этой задачи (см. таблицу 8, с.?). К методам стимулирования и мотивации интереса к учебно-познавательной деятельности относятся: создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, новизны, опоры на жизненный опыт, успеха в учении; игра; дискуссия; методы рефлексии и другие. Методы стимулирования долга и ответственности представлены: разъяснением личностной и общественной значимости учебно-познавательной деятельности; предъявлением требований, упражнениями по их выполнению; поощрением успеха и порицанием недостатков в учении; соревнованием и другими методами.

Игровые методы – способы организации деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта в условных ситуациях и в доступных определенному возрасту формах. В современной школе игровая деятельность используется:

· как самостоятельный метод (технология) изучения понятия, темы или раздела учебного предмета;

· как элемент более обширной технологии;

· в качестве урока (занятия) или его этапа;

· как метод (технология) внеклассной воспитательной работы.

В отличие от игр вообще (в литературе насчитывается около 200 разновидностей игр) педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. По виду деятельности игры разделяют на двигательные (физические), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные, психологические. По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр: 1) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 2) познавательные, воспитательные, развивающие; 3) репродуктивные, продуктивные, творческие; 4) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

По характеру игровой методики выделяют также предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации и др. По предметной области выделяются игры по всем школьным предметам. В зависимости от среды, в которой проводится игра, различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с другими техническими средствами обучения, а также с различными средствами передвижения. Цели педагогических игр разнообразны (см. схему 41).

Игровые методы реализуется в процессе обучения (на уроке) при помощи игровых приемов и ситуаций, стимулирующих учащихся к учебной деятельности. Пути применения игровых методов на уроке: цели обучения ставятся перед учащимися в форме игровой задачи, для чего, например, вводится элемент соревнования; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется как средство игры; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В младшем школьном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры, способствующие развитию связной речи, словарного запаса, памяти, внимания, мышления, укреплению воли, воспитанию нравственных качеств и привычек поведения. В старшем школьном возрасте и в процессе обучения взрослой аудитории применяются деловые игры и их различные модификации: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама. В школьном обучении деловые игры используются для решения задач усвоения нового материала, закрепления знаний, развития творческих способностей, формирования общеучебных и других умений.

Схема 41

Технология деловой игры состоит из следующих этапов:

· Этап подготовки: разработка игры (цель игры, разработка сценария, описание изучаемой проблемы, план игры, общее описание процедуры, содержание характеристик действующих лиц, подготовка материального обеспечения); ввод в игру (постановка проблемы, целей, инструктаж, регламент, распределение ролей, формирование групп, консультации).

· Этап проведения: групповая работа над заданием (работа с источниками, тренинг, мозговой штурм, работа с игротехником); межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов, работа экспертов).

· Этап анализа и обобщения (вывод из игры, анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы, обобщения, рекомендации).

Ролевая играсоциально-психологический тренинг, в процессе которого отрабатываются способы реагирования на разнообразные жизненные ситуации и способы поведения в этих ситуациях. Для проведения таких игр разрабатывается модель ситуации, распределяются роли с “обязательным содержанием”. Операционные игры направлены на развитие каких-либо умений (операций), например, умений писать сочинения, вести дискуссии и т.д.

К методам мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся относятся также методы мыследеятельности, методы создания проблемных ситуаций и другие методы проблемного обучения.

 

5. Педагогический контроль. Методы контроля и




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.