Объективная особенность педагогического общения – его противоречивость, и, следовательно, высокая конфликтность, возможность конфликтных ситуаций. Конфликт- это ситуация обострения противоречий во взаимодействии между людьми, участниками совместной деятельности (межличностный, межгрупповой конфликт) или между желаниями, убеждениями и действиями одного человека (внутриличностный конфликт). Он представляет собой некую ситуацию взаимодействия людей, которые либо преследуют взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими сторонами цели, либо стремятся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы.
Соответственно педагогический конфликт – взаимодействие учителя с учеником или группой учащихся на основе противоположных норм, ценностей, интересов. Конфликтная ситуация включает оппонентов, объект (призовое место, денежная премия, право на контроль, право на человеческое достоинство и т.п.), цели и обостренные отношения между ними. Для того, чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент (внешний повод, неприятный случай, происшествие). Конфликт сопровождается значительными эмоциональными проявлениями и направлен обычно на перестройку сложившихся взаимоотношений.
Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить ситуации деятельности, поведения и отношений (см. схему 86).
Схема 86
В социальной психологии различают четыре этапа в развитии конфликта (см. схему 87)
Схема 87
Педагогическая мудрость проявляется на втором этапе динамики конфликта - осознании ситуации. Если конфликт эмоциональный (не существует объекта конфликта, а есть личностная неприязнь), необходимо позаботиться о том, чтобы сработали механизмы психической защиты или «стражи» душевного здоровья: мудрость, понимание другого, свобода выбора переживаний. Если же налицо объективное пpотивоpечие, где есть объект конфликта, и в котором педагог увидел воспитательный потенциал, то следует оценить ситуацию как конфликтную конструктивную и переходить к “конфликтному поведению”.
Под “конфликтным поведением” понимают не агрессию или взаимное давление, а целенаправленное педагогическое воздействие педагога на воспитанника, включающее систему действий по управлению конфликтом. Их основу составляют известные стили поведения в конфликтных ситуациях (см. таблицу 26).
Таблица 26
Стиль поведения в конфликте
Характерные черты поведения
В каких случаях возможен
(эффективен) данный стиль
Конкуренция (соперничество)
Нет заинтересованности в сотрудничестве с другими людьми, человек предпочитает идти к разрешению конфликта своим путем, опираясь на волевые решения, при этом свои интересы он удовлетворяет в ущерб другим участникам конфликта.
Способы реализации: стремление доказать, что другой человек не прав; демонстрация обиды, пока другая сторона не передумает; стремление пеpекpичать дpугого; применение физического насилия; непринятие явного отказа; требование безоговорочного послушания; стремление пеpехитpить дpугого; обращение за помощью союзников для поддержки; требование, чтобы оппонент согласился с вами ради сохранения отношений
Эффективен, если вы:
- наделены реальной властью или обладаете достаточным авторитетом для принятия решения;
- уверены, что ваше решение в данной ситуации правильное или наилучшее;
- делаете большую ставку на решение возникшей проблемы;
- чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
- находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного pеагиpования;
- должны принять непопулярное решение, но сейчас вам необходимо действовать и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага
Уклонение
Уход от конфликтной ситуации без попытки ее решения; отсутствие сотрудничества для выработки решения проблемы.
Способы реализации: молчание, смена темы или переключение внимания на что-то другое; демонстративное удаление, обиженный уход, затаенный гнев, игноpиpование обидчиков, переход на чисто деловые отношения, индифферентное отношение, полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной
Приемлем, если:
- проблема не столь важна для вас, не хотите тратить силы или чувствуете, что находитесь в безнадежном положении;
- чувствуете себя неправым;
- соперник обладает большей властью;
- нет достаточной информации для решения проблемы или нет необходимости тотчас же принимать решение
Приспособление
Совместное действие с противоположной стороной, без отстаивания своих личных интересов, жертва своими интересами
Приемлем, если:
- исход дела важен для оппонента и не существенен для вас;
- вы понимаете, что не можете одержать верх из-за обладания малой властью;
- вы хотите сохранить добрые отношения с другими людьми;
- вы понимаете, что не правы;
- вы думаете, что эта ситуация будет полезным уроком для человека, которому вы уступаете
Компромисс
Частичное удовлетворение интересов обеих сторон путем взаимных уступок, с учетом всех «за» и «против».
Способы реализации: прояснение интересов и желаний обеих сторон; выяснение области совпадения интересов; выдвижение предложений, выслушивание пpедложений другой стороны; выработка приемлемой формулы взаимных уступок.
Наиболее эффективен, если:
- обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
- вы хотите получить решение быстро, потому что это более экономичный и эффективный путь;
- вас может устроить временное решение; вы можете воспользоваться кpатковpеменной выгодой;
- другие подходы к решению проблемы оказались не эффективными;
- удовлетвоpение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную цель;
- компpомисс позволит вам сохpанить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять
Сотрудничество
Активное участие в разрешении конфликта путем сотрудничества с другими участниками конфликта, поиск общих интересов
Способы реализации: поиск обоюдовыгодного результата и удовлетворение интересов всех сторон; поиск скрытых интересов и нужд для разработки способа удовлетворения истинных желаний обеих сторон; выявление причины конфликта и совместный поиск новых альтернативных решений или выработка приемлемых компромиссов
Наиболее эффективен, если:
- стороны имеют различные скрытые нужды или противоположные цели, и затруднительно определить источник неудовлетворенности;
- решение пpоблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет от него устраниться;
- тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
- вы pасполагаете достаточным временем, чтобы поработать над проблемой;
- вы и ваш паpтнеp готовы и способны обсуждать суть своих и чужих интересов;
- обе стороны конфликтной ситуации обладают равной властью или хотят игноpиpовать разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение пpоблемы
Выбор и применение стилей управления конфликтными ситуациями обусловлен следующими принципами. В педагогической конфликтной ситуации нужно всегда видеть противоречие, которое может привести к развитию школьника, отношений между ним и учителем. Если целью учителя является душевное здоровье воспитанника и его человеческое счастье, то ему нужно озаботиться тем, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем. Находясь в конфликтной ситуации, учитель обязан помнить о необходимости выполнения профессиональных действий.
В целом для успешного разрешения конфликтных ситуаций важно учитывать следующие общие положения:
учителю следует понять и принять неизбежность встречи с конфликтными ситуациями в своей работе;
необходимо вычленить наиболее вероятные конфликтные ситуации и научиться заранее способам их решения;
осознать реальные причины таких ситуаций, увидеть трудности их разрешения и необходимость овладения способами их предупреждения;
при разрешении конфликтов профессиональная ответственность за педагогически правильное разрешение ситуации лежит на учителе;
разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, определяет их разное поведение в конфликте;
различно понимание участниками событий и их причин, поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;
присутствие других школьников при конфликте делает их из свидетелей участниками конфликта, поэтому не следует привлекать других детей к конфликту, выносить все на обсуждение коллектива;
профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы школьника;
всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;
конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить, поэтому стратегией педагогического общения должно быть не столько мастерство разрешения конфликтов, сколько соблюдение правил их предупреждения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление