Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции стилей педагогической и учебной деятельности. Нормативные требования к полистилистическому образовательному пространству




Классификации стилей педагогической и учебной деятельности

В контексте процессуального подхода индивидуальный стиль педагогической деятельности (ИСПД) – это становление собственной системы работы с опорой на индивидуально-личностный потенциал. Анализ ИСПД на основе раскрытия ее ведущих функций в профессиональном взаимодействии с учащимисяпозволил выделить следующие основные стили педагогической деятельности учителей: коммуникатор, просветитель-интеллигент, организатор-воспитатель, предметник-тренер, учитель-фасилитатор (А. В. Торхова). Рассмотрим их сущность с опорой на ведущие функции (см. схему 89).

Схема 8 9

Учитель-коммуникатор:

 

 

Просветитель-интеллигент:

 
 

Организатор-воспитатель:

 
 

Предметник-тренер:

 

Учитель-фасилитатор:

 

Основной показатель сформированности ИСПД – это уровень креативности, направленности учителя на активную созидательную и преобразующую деятельность, его технологическая подготовленность. На этой основе выделяются следующие стили педагогической деятельности.

Репродуктивный стиль харак­теризуется неустойчивым отношением педагога к педагогической ре­альности, когда цели и задачи собственной педагогической деятельно­сти определены им в общем виде и не являются ориентиром и крите­рием работы. Отсутствует способность решать нестандартные педагогические ситуации. Технолого-педагогическая готовность определяется в основном относительно успешным решением организационно-деятельностных задач практической направ­ленности, как правило, воспроизводящим собственный предшествую­щий опыт и опыт коллег. Профессионально-педагогическую деятель­ность педагог строит по заранее отработанной схеме, ставшей алгорит­мом, творчество ему практически чуждо.

Педагог, имеющий репродуктивно-моделирующий стиль, склонен к устойчивому ценностному отношению к педагогической реальности: он более высоко оценивает роль психоло­го-педагогических знаний, проявляет стремление к установлению субъект-субъектных отношений между участниками педагогического процесса, ему присуща более высокая удовлетворенность педа­гогической деятельностью. Педагогом успешно решаются не только организационно-деятельностные, но и конструктивно-прогностические задачи, предполагающие целеполагание и планирование профессиональных действий, прогноз их последствий. Творческая активность по-прежнему ограничена, но возникают элементы поиска новых решений педагогических ситуаций. Формируется педа­гогическая направленность потребностей, интересов, склонностей; в мышлении намечается переход от репродуктивных форм к поисковым.

Креативный стиль характеризуется большей целенаправленностью, положительно-эмоциональным характером, устойчиво­стью путей и способов профессиональной деятельности, высоким уровнем сформи­рованности умений решать оценочно-информационные и коррекционно-регулирующие задачи. Взаимодействие педагога с обу­чающимися, со студентами-практикантами, коллегами, окружающими людьми отли­чается выраженной гуманистической направленностью, позицией сотрудничества. В структуре педагогического мышления важное место занимают педагогическая реф­лексия, эмпатия, что обеспечивает глубокое понимание личности вос­питанника, его действий и поступков. В работе педагогов важное место занимают такие проявле­ния творческой активности, как педагогическая импровизация, педа­гогическая интуиция, воображение, способствующие оригинальному продуктивному решению профессиональных задач. В структуре личности гармонично сочетаются научные и педагогические интересы и потреб­ности; развитая педагогическая рефлексия и творческая самостоятель­ность создают условия для эффективной самореализации индивиду­ально-психологических и интеллектуальных возможностей.

Учебная деятельность школьников также характеризуется разнообразием стилей. Прежде всего, принято выделять рациональный и нерациональный стили учебной деятельности школьников. При этом под рациональным стилем понимается системное образование индивидуально-своеобразных и устойчиво предпочитаемых способов учебной деятельности, позволяющее конкретному ученику осуществлять эту деятельность на основе сильных сторон своей личности; компенсировать обусловленные генотипом недостатки и ограничения, сказывающиеся на результатах и эффективности познавательных процессов; развивать и реализовывать в учебной деятельности потенциальные индивидуально-творческие возможности.

Если учитель не создает целенаправленно условия для становления у учащихся ИСУД, то у ряда учеников складывается нерациональный стиль деятельности, который проявляется в выборе ими ошибочных индивидуальных способов приспособления к учебной деятельности, тормозящих процесс их саморазвития.

Исходя из трактовки ИСУД как совокупности целесообразных способов осуществления деятельности, обусловленных значимыми для обучения индивидуально-психологическими и когнитивными свойствами обучаемых, выделяются следующие стили учебной деятельности: репродуктивный, интуитивно-чувственный, рационально-логический, индуктивный, дедуктивный, поисково-творческий (Рябоконь А.В.).

 

Индивидуальность учителя определяет систему его работы, ее оригинальность и эффективность, мотивацию, собственную концепцию деятельности, особый подход к решению педагогических задач, неповторимую манеру общения. Все это определяет такие функции стиля деятельности педагога как, смыслообразующую и системообразующую.

Смыслообразующая функция ИСПД выражается в стремлениях, намерениях, целях, направленности сознания, воли, чувств педагога на что-либо. Становление стиля происходит благодаря особому, универсальному мотиву – оставаться всегда самим собой, делать все более гармоничной свою индивидуальность. Смыслообразующая функция выражается также в особой потребности человека в персонализации (А.В. Петровский). Средством персонализации при этом служат мысли, чувства, знания, умения, способы деятельности, ценностное отношение, художественные образы, акты и продукты творчества и т.д.

Системообразующая функция ИСПД выражается в том, что по мере становления стиля, происходит следующее: 1) отдельные свойства индивидуальности педагога интегрируются в гармоничное целое, образуя неповторимое сочетание элементов педагогической культуры; 2) гармонизируются личность и деятельность, закрепляются индивидуально-неповторимые способы выполнения объективных требований к деятельности, улучшаются ее результаты, повышается удовлетворенность профессиональным выбором.

Формирование и самоформирование ИСПД рассматривается на практике как условие, содействующее персонализации личностной индивидуальности учителя. В этой связи есть основание выделить еще несколько функций ИСПД – стимулирующую, компенсаторную, регулятивную, психотерапевтическую, саморазвития, самореализации.

Определенные функции присущи и стилям учебной деятельности учащихся. Нахождение субъективно удобного и конструктивного способа выполнения учебных действий и операций, содействует наиболее эффективному развитию и реализации учеником своих возможностей. В этой связи можно выделить две главные функции ИСУД – развивающую и самореализации.

Эффективность развития ИСПД и ИСУД обусловлена полистилистическим характером образовательного пространства учебного заведения, где каждый субъект (учитель и учащийся) является носителем своего уникального стиля деятельности, а педагогическое взаимодействие носит развивающий характер.

По отношению к педагогу полистилистическое образовательное пространство призвано выполнять следующие функции: мотивации саморазвития; персонализации; профессионального самосовершенствования; стимулирования карьерного роста; индивидуализации стиля деятельности.

В ряду нововведений, способствующих реализации названных функций, выделяется индивидуальное портфолио учителя – одно из средств профессионального саморазвития педагога, представляющее собой систематизацию опыта и знаний, накапливаемых учителем путем сбора профессионально значимой информации и материалов, отражающих результаты его деятельности. Структура портфолио, как правило, включает:

1) титульный лист (название учреждения, Ф.И.О. педагога, специальность);

2) творческая визитка автора (образование, стаж, категория, профессиональные интересы и кредо, цели профессиональной деятельности, область самообразования);

3) нормативно-правовая база деятельности педагога (государственные правовые документы, инструктивно-методические материалы, план и программа самообразования, критерии оценки уровня деятельности педагога и учащихся и др.);

4) профессионально-педагогическая деятельность и ее результативность (учебные и наглядно-иллюстративные материалы, авторская дидактическая система, результаты контрольных работ учащихся и их участия в конкурсах и олимпиадах, материалы внеурочной деятельности по предмету – программы факультативов и сценарии мероприятий, результаты аттестации учащихся и др.);

5) научно-методическая деятельность (используемые технологии и методики обучения и воспитания, диагностические методики, материалы исследовательских и экспериментальных работ, участие в методических объединениях и инновационных проектах, участие в семинарах и конференциях и др.);

6) оценка профессиональной деятельности педагога (документы – сертификаты, свидетельства, дипломы, грамоты и др.; творческие работы педагога – методические разработки, публикации и др.; творческие работы учащихся – рефераты, проекты, конкурсные и исследовательские работы и др.; отзывы учащихся, администрации, коллег, родителей и др.).

Процесс разработки и ведения портфолио учителем является добровольным и рассматривается как рекомендация, данная ему со стороны администрации школы с целью оптимизации его личностно-профессионального роста.

Полистилистическое образовательное пространствотакже выполняет ряд функций и по отношению к учащемуся: 1) удовлетворения потребностей (в самореализации, признании и т.д.); 2) культуросозидающую (активное освоение культурных норм); 3) профессионально-ориентирующую (жизненное и профессиональное самоопределение); 4) развивающую (индивидуальная образовательная стратегия); 5) индивидуализации (выбор варианта содержания образования и уровня его усвоения); 6) информативную (интерактивное информационное взаимодействие); 7) посредничества между творчеством и созиданием (на основе рефлексии).

На этой основе в ряду нормативных требований к полистилистическому образовательному пространству можно назвать: личностную ориентированность, синергетичность (синергетика от греч. сynergeia – сотрудничество, содружество), вариативность, гармоничность, открытость и динамичность, наличие информационно-деятельностной среды.

Необходимым условием функционирования в школе полистилистического образовательного пространства является личностно-деятельностный подход, под которым понимают организацию и осуществление учебно-воспитательного процесса, способного помочь каждому ученику достичь оптимального для него уровня общего и интеллектуального развития в соответствии с его природными склонностями и задатками. Исходя из этого, соблюдение вышеперечисленных нормативных требований, предъявляемых к полистилистическому образовательному пространству, обусловливается реализацией в педагогическом процессе следующих принципов:

· адаптивности (ориентация на индивидуальные особенности детей, в то же время гибкая реакция на социально-культурные изменения среды);

· развития (создание школьнику условий для реализации его способностей);

· психологической комфортности (снятие стрессообразующих факторов и создание в классе стимулирующей творчество атмосферы);

· смыслового отношения к миру (осознанные знания учеников о мире);

· ориентировочной функции знаний (опора на различные виды познавательной практико-ориентировочной деятельности школьников);

· обучения деятельности (обучение учащихся постановке индивидуальных целей и задач деятельности, самоконтролю и самокоррекции деятельности);

· креативности (развитие у ребенка способностей к творчеству, самостоятельному нахождению решений нестандартных задач).

Реализация этих принципов обеспечивает целостное развитие личности обучающего-

ся по индивидуальной траектории как субъекта жизнетворчества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.