КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Письменная речь и ее психологические характеристики
Под письменной речью понимают речь с использованием письменных знаков. Она является одной из форм речи и включает письмо и чтение. Письменная речь по своей коммуникативной природе является преимущественно монологической речью, хотя в «новейшей истории» широкое распространение получили и диалогические варианты речевого общения в письменной форме. Интернет – смс. С исторической точки зрения письменная речь возникла как отражение устной речи для «фиксации» информации и передачи другим поколениям. На современно этапе – это самостоятельный и самодостаточный вид речевой деятельности. Основные психологические характеристики письменной речи: 1) письмо представляет собой осознанный и произвольный процесс. Ø Ребенок обучается п.р. сознательно, в отличие от бессознательного овладевания устной речью. Ø Пишущий всегдаосознанно и намеренно выбирает тему, ход, последовательность и не зависит от ситуации речевого общения, знания предмета речи читающего и т.д. Он сам активизирует по надобности эту деятельность и контролирует ее, самостоятельно создает письменный текст. 2) Единицей письма является монологическое высказывание. И это всегда речь в отсутствие собеседника. 3) Она всегда контекстна в отличие от ситуативной устной речи. Чаще всего это деловая речь, научная и т.д 4) Письменная речь «избыточна» - использует «стратегию перебора средств» (фонетических, лексических, синтаксических). Поскольку письменная речь не предполагает обязательного знания предмета речи адресатом, не располагает паралингвистическими средствами в виде жестов, мимики, пауз, она должна опираться на развернутое использование всех средств языка. Т.е. п.р. должна быть максимально семантически наполнена. Поэтому длина фразы в письменной речи, как правило, значительно превышает длину фразы в устной речи. Используются разнообразные придаточные предложения, которые лишь иногда встречаются в устной речи.
Для своего развития письмо требует операций абстрагирования. Ø Ребенок обучаясь письму, должен абстрагироваться от звучащей речи и сосредоточиться на выделении фонем, обозначения их буквой, на синтезе букв в слово и т.д. Ø Ребенок должен перейти к отвлеченной речи. К тому, что во внутреннем плане мыслится, но не произносится. «Карова». 5) Письменная речь зачастую служит средством осуществления интеллектуальной деятельности человека. Материализация своих мыслей и идей на бумаге способствует уточнению, уяснению самому себе, «кристаллизации» логической цепочки. Многократное обращение к написанному обеспечивает полноценный контроль за последовательным развертыванием мысли. Поэтому п.р. является великолепным способом развития и совершенствования мышления.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |