КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способы воспитательного воздействия на человека. Процесс воспитания представляет собой органическую часть целостного деятельно-воспитательного процесса
Процесс воспитания представляет собой органическую часть целостного деятельно-воспитательного процесса. Достижение заданных воспитательных целей осуществляется наиболее эффективными способами – методами воспитания. Метод воспитания (от греч. «metodos» – путь) – это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания – способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Содержательно методы воспитания проявляются: через непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета); - создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств; - общественное мнение референтной группы (коллектива), личностно значимого, авторитетного для воспитанника человека, средств массовой информации (телевидение, печать, радио); - совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение с ним, игру; - процессы обучения или самообразования, передачу социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского, профессионального общения; - народные традиции, творчество, чтение художественной литературы. Таким образом, методы воспитания представляют собой сложные действия, своеобразно организованную деятельность, предполагающую применение системы педагогических мер, совокупности взаимосвязанных методов, объединённых единой целью (замыслом). Различия в реализации метода характеризуются приёмами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют конкретное действие педагога.
Наиболее действенные методы воспитания представлены следующими группами: 1. Традиционные – убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример. 2. Инновационно-деятельностные – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность (обусловлены внедрением новых воспитательных технологий). 3. Неформальные – межличностные – воспитание через личностно значимых людей. 4. Тренингово-игровые – деловые игры, социально-психологические тренинги и др. 5. Рефлексивные – через осознание собственного «Я» и деятельной действительности. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов, а также от последовательности и логики применения совокупности методов. Классификация методов. 1. Наиболее распространённой является классификация методов воспитания И.Г. Щукиной на основе направленности, включающей целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания: - методы формирования сознания, направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); - методы организации деятельности, ориентированные на формирование положительного опыта поведения, общения и деятельности воспитанников (упражнения, поручения, воспитывающие ситуации); - методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание). 2. Группировка методов воспитания П.И. Пидкасистого: - методы, формирующие мировоззрение воспитанников; - организующие деятельность воспитанников и стимулирующие её мотивы; - осуществляющие оценку поступков воспитанников. Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведёт к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Только при условии, что воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает её собственную активность в работе над собой, оно оказывает на неё эффективное развивающее и формирующее влияние. В процессе воспитания необходимо побудить личность к самовоспитанию.
К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование, самокоррекция, самоубеждение, самоконтроль. Формы воспитания – это варианты организации конкретного воспитательного опыта или их системы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. Процедуру использования комплекса методов и приёмов по достижению воспитательной цели называют методикой. Систему методов, приёмов и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действий воспитателя, определяют как технологию.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что понимают под методами воспитания? 2. Есть ли универсальные методы и средства воспитания? 3. Как оценивают эффективность методов воспитания? От чего зависит их выбор? 4. Приведите примеры воспитательных методов и приёмов и проанализируйте их отличительные признаки. 5. Дайте определение методики и технологии воспитания. Что между ними общего, в чём различия?
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |