Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии организации взаимодеиствия в обучении




 

Проблема взаимодействия и сотрудничества весьма актуальна сегодня и обусловлена рядом причин: социальными изменениями, состоянием массовой педагогической практики, поисками и находками передовых преподавателей. В педагогическом процессе взаимодействия первичны, на них строится пирамида обучения и воспитания. Общение в педагогической работе выступает средством решения учебных задач, социально - психологическим обеспечением воспитательного процесса и способом организации взаимоотношений обучаемых и обучающих. Преподаватель в своей деятельности должен реализовать все функции общения: выступать как источник информации, как человек, познающий другого или группу, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений. При решении обучающей задачи общение позволяет обеспечить контакт с учащимися, формировать у них положительную мотивацию, обстановку коллек­тивного поиска и раздумий. При решении воспитательных задач сформировать межличностные отношения в коллективе. Для реализации развивающих задач общение позволит создать психологические ситуации, стимулировать самообразование и самовоспитание личности. Важным этапом педагогического общения является его моделирование. На этом этапе происходит своеобразное планирование коммуникативной деятельности, педагогической и нравственной ситуации в образовательном процессе

Второй этап - период контакта, во время которого необходимо завоевать инициативу в общении, возможность управлять взаимодействием.

Третий этап - управление общением в педагогическом процессе.

Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы на предстоящую деятельность представляют собой четвертый этап.

Стиль педагогического общения - это устойчивое единство способов и средств деятельности педагога и обучаемых, их субъект- субъектного взаимодействия.

В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности обучающихся. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру преподавателя и его профессионализм.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности.

Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие обучающихся властному давлению преподавателя чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Ролевая позиция этих педагогов объектна. Личность и индивидуальность учащегося оказывается вне стратегии взаимодействия.

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включится в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Такие преподаватели формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения основан на тактике невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и обучающихся.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения между преподавателем и учащимися, отсутствие между ними доверия, явная обособленность, отчуждённость учителя, демонстративное подчёркивание им своего доминирующего положения.

Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышения субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечения каждого к решению общих дел.

По характеру взаимодействия преподавателя и обучаемых в учебном процессе можно выделить следующие уровни: низкий, официальный, основанный на формальном взаимодействии, характеризующийся почти полным отсутст­вием неформальных отношений; средний, характеризующий начало нефор­мального сотрудничества, высокий, кото­рый характеризует переход неформального сотрудничества в целенаправ­ленное взаимодействие.

Высокий уровень сотрудничества предполагает совместное планирова­ние и организацию совместной деятельности.

Наиболее плодотворно процесс воспитания и обучения обеспе­чивается при надежно выстроенной системе взаимоотношений, она харак­теризуется: взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества, нали­чием у обучающихся общности с педагогами, высоким самосознанием, авторитарного воздействия, единством делового и личностного общения, включением учащегося в це­лесообразно организованную систему педагогического общения (В.А. Кан-Калик).

В организации деятельности необходимо совместное распределение заданий, совместное распределение функций (например при организации деловых игр), сов­местная организация труда (поиск оптимального ре­шения).

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Каковы признаки успешного педагогического общения?

2. Охарактеризуйте возможные стили и типы педагогического общения.

3. Рассмотрите основные этапы педагогическогого общения.

4. Укажите основные причины неэфективного общения.

5. Какие профессионально важные качества нужны педагогу для общения с аудиторией?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.