КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально - перцептивные эталоны и стереотипы. Эффекты межличностного восприятия
Правила идентификации - это обобщения, называемые социально перцептивными эталонами. Опыт человечества откладывается в каждой определённой культуре в качестве определённых стереотипных схем, шаблонов поведения. Человек живёт пониманием и восприятием другого человека строится в зависимости от этих эталонов восприятия. Их усвоение является необходимым этапом социализации личности. Выделяют: Социальные эталоны (профессиональные, национальные, эталоны экспрессии, эталоны отдельных качеств личности, этико-эстетичные эталоны). Каждый социально - перцептивный эталон имеет двойную детерминированность: со стороны общественного опыта и со стороны индивидуального. Функция социально - перцептивных эталонов в процессе познания людьми друг друга: они выполняют функцию "мерки". При непосредственном восприятии у воспринимающего формируется образ - представление. Он сличается с системой эталонов имеющейся у человека. На основе этого сличения личности оценивается (в целом и её отдельные качества). Этот процесс весь происходит очень бегло, мы это не осознаём. Позитивность этого процесса, по Коломинскому, заключается в том, что эти эталоны алгоритмизируют, упрощают процесс восприятия человека человеком. Негативные стороны: то же упрощение способствует формированию определённой установки, на основании которой мы можем приписывать воспринятому человеку неприсущие ему черты и не замечать того, что ему свойственно. К тому же исследования Бодалёва показали, что часто обобщения, лежащие в основе стереотипов, эталонов неадекватны. Социально - перцептивные стереотипы часто идентифицируют с эталонами. Но вообще-то стереотипы - схематичный, стандартный образ человека как представителя определённой социальной группы.
Поэтому их называют социальными (профессиональные, национальные, ролевые). Стереотипы - часть эталонов. В социальных стереотипах обычно превалирует детерминированность общественно историческим опытом. Социальные стереотипы и эталоны являются одним из важнейших механизмов познания человека человеком. Эффекты межличностного восприятия-ошибки межличностного восприятия: 1. Эффект "ореола" (идеализации) - влияние, общего благоприятного впечатления о другом человеке на восприятие и оценку отдельных его черт. 1.Может быть со знаком "минус" - эффект негативизации - первое отрицательное впечатление о человеке влияет на дальнейшую переоценку его отрицание и недооценку положительных черт. Механизм, лежащий в основе этих искажений восприятия формирование установки (либо позитивного, либо негативного характера). 2. Эффекты последовательности - влияние последовательности поступления информации на впечатления о другом человеке. В этой группе выделяют: а. Эффект первичности - первая поступившая информация оказывает наиболее сильное влияние на оценку человека, на формирование представления о нём. Эффект срабатывает при восприятии только незнакомых людей; б. Эффект новизны - на суждение о человеке в большей степени влияет последняя, более новая информация, особенно противоречащая ранее поступившей информации. Этот эффект срабатывает при восприятии знакомых в той или иной степени людей; 3. Эффекты проецирования - неосознаваемая тенденция человека переносить (проецировать) на другого воспринимаемого человека свои собственные особенности, черты, качества. Это, как правильно, негативные собственные черты и даже состояния и такие черты, особенности, которые противоречат нашему мнению о себе. Было выявлено, что 3. проявляется у агрессивных людей и у неуверенных в себе людей, закомплексованных.
Сущность 3. Заключается в своеобразной эгозащитной функции; 4.Эффект снисходительности излишняя благожелательность в восприятии и оценивании других людей. Чаще всего это у людей уверенных, незакомплексованных. Механизм этого эффекта - стабильное (позитивная) установка. Все эти эффекты снижают точность восприятия и познания человека человеком. Существуют объективные (исходят от особенностей человека как объекта познания) и субъективные трудности (это деление условно). Объективные трудности: недостаточность информации, поступающей от объекта, избыток и противоречивость информации; уникальность и неповторимость внутреннего мира каждого конкретного человека (этот тезис преувеличивают экзистенционалисты); отсутствие жёсткой, однозначной связи между содержанием и качествами личности и их формой (полисемантизм); наличие элементов представления, игры в любом акте человеческого поведения; многогранность, множественность человеческой личности. Субъективные трудности (связаны с ограниченными возможностями субъекта познания, с субъективными искажениями): эффекты межличностного восприятия; стереотипизация, подгонка личности под какие-то обобщённые типы, категории людей; ограниченность опыта общения и опыта познания: существование у каждого субъекта познания своей собственной имплицитной теории личности, которая на всегда совпадает с научной; ограниченность социально - перцептивных эталонов, их ригидность. Субъект восприятия практически никогда не может правильно оценить личность (наши субъективные оценки достаточно не адекватны их степень неадекватности от 50 до 75 %). И происходит приписывание либо по аналогии с самим собой, либо на основе ассоциаций, либо на основе прошлого опыта взаимодействия с данным человеком. Это приписывание называется атрибуцией. Поэтому весь процесс познания человека человеком можно свести к атрибутивным процессам. Процессы приписывания изучаются теориями каузальной атрибуции. Уровень самопознания - один из важнейших факторов определяющих познание других людей. Вообще процесс самопознания - генетический производный процесс процесса познания других. Последнее исследование: по мере развития личности как субъекта общения и познания - это отношение становится обратным.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |