Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы познания людьми друг друга

Модель Экка (диадная концепция).

Общаются 2 человека:

А«В

Каждый имеет свой уровень самопознания, "Я- концепцию":

А В

Каждый имеет своё собственное представление о партнёре:

В А

Получается в результате, что каждый в основе своего представления о себе обращается к собственному представлению о партнёре:

А® В

В® А

Фактически не существует контакта между реальными людьми.

Пути решения этой проблемы: приближение своей "Я- концепции" к реальности и развитию своих сензитивных способностей.

 

Один из механизмов - сличение актуального перцептивного образа с системой эталонов.

Но есть и более общие механизмы (и для познания людьми друг друга и для общения):

1. Заражение;

2. Эмпатия;

3. Подражание;

4. Идентификация;

5. Рефлексия.

Заражение одновременно и механизм общения, средство (взаимного влияния в процессе общения. Чаще всего заражение рассматривается в эмоциональном аспекте, т.е. заражение эмоциями (например, болельщики на стадионе, ритуальные танцы и прочее). Но заражение не всегда действует на уровне эмоций. Заражение-это бессознательная невольная подвержённость индивида определённым психическим состояниям.

В контексте социальной перцепции эмоциональное заражение рассматриваются в 3 возможных вариантах:

а. Активная симпатия - человек переживает те же самые чувства, что и другие, но благодаря осознанному сочувствию.

При это он сам может и не переживать подобного состояния, он просто представляет это на интеллектуальном уровне.

Позднее активная симпатия. Рассматривается как один из видов эмпатии: сочувствие;

б. Рефлексивная симпатия - по знающий человек заимствует у партнёра по общению его чувства, переживания и формы поведения. Человек ставит себя на место другого уже на уровне эмоции (в отличие от активной симпатии).

Рефлексивная симпатия более близко к подражанию т.к. это заимствование форм поведения и к такой форме эмпатии, как сопереживание;

в. Органическая симпатия (Обуховский: синтония, Мак- Даугол: примитивная симпатия)-это внеинтеллектуальный, как бы подсознательный контакт между людьми. Этот контакт, не дифференцирован, он протекает на уровне чувств. До сих пор это явление изучено очень слабо. Эта форма свойственна всем людям, даже олигофренам и животным (лошади, собаки).

2. Эмпатии есть 4 группы возможных определений:

а. Эмпатия- понимание чувств и потребностей другого человека (чаще всего на рациональном уровне), наиболее близко к активной симпатии.

Это определение предлагают американские исследователи Даймонд и Коттрел;

б. Эмпатия - разделение переживаний, эмоциональных состояний другого человека или группы людей, т.е. аффективная эмпатия. Это определение близко к рефлексивной симпатии. Среди наших психологов наиболее крупным исследователем эмпатии (рефлексивной симпатии) является Гаврилова;

в. Эмпатия - вчувствование в событие, в объекты искусства, в природу;

г. Эмпатия как свойство личности, т.е. стабильная для человека, характеристика, показывающая его предположенность к эмпатическим реакциям.

Формы эмпатии: сочувствие и сопереживание. Часто их считают синонимами, но они имеют свою специфику (Гаврилова).

Сопереживание - переживание тех же чувств. При этом идёт и совпадение поведенческих элементов. Обычно сопереживание возникает в тех случаях, если человек сам когда-либо переживал подобное или есть вероятность этого в будущем.

Сочувствие - переживание по поводу чувств другого субъекта, сам человек может и не переживать этих чувств, он их понимает. Как правило, не бывает подражания в поведении.

В основе этих разных форм эмпатии лежат разные установки: в основе сопереживания - эгоцентричная установка, потребность в собственном благополучие; в основе сочувствия - альтруистической установки, потребность в благополучии другого.

Механизм эмпатии изучал Сопиков.

Экспериментально он установил, что необходимым условием возникновения эмпатии является некоторое количество открытых переменных: мимика, смех, плач, вербально, восклицание и прочие), движение. Ещё одно условие: совпадение этих открытых элементов с внутренним состоянием (гармония). Если в этих открытых переменных объекта восприятия доминирует информативность, то возникает "холодная" эмпатия, или сочувствие. Если доминирует экспрессивное поведение, эмоциональные реакции, то возникает "горячая" эмпатия, или сопереживание.

3. Подражание - готовность следовать определённым образцам и моделям поведения. Это недостаточно осознанное, автоматическое явление. Подражание играет большую роль в процессе социализации на его ранних этапах. В социальной перцепции подражание - важнейший фактор усвоения социально перцептивных эталонов.

Чистые формы подражания играют малую роль. Чаще всего в реальных процессах, межличностного познания большую роль играет идентификация - осознанное или сознательное подражание (нем. псих. Форверг).

4.Идентификация - это следование поведенческим или личностным характеристикам другого лица, восприятие их либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения. Идентификация возникает по отношению к значимому другому.

Разные виды или уровни идентификации.

Существуют 2 возможных деления:

1.Парциальная (частичная) и глобальная, тотальная (абсолютная) идентификация, т.е. идентификация по отдельным качествам или стремление полностью уподобить себя другому.

Глобальную идентификацию изучали Кричевский и Дубовская:

а)Лишь желание или стремление следовать другому - уровень интенции. Носит парциальный характер.

б)Cтремление к отождествлению, актуализируется в реальных поведенческих проявлениях или в изменениях отдельных характерологических реакций;

в)значимый другой выступает как эталон, на который ориентируется и с которым человек согласует всё своё поведение. Это тотальная идентификация.

Встаёт вопрос об избирательности идентификации. Кричевский и Дубовская выявили, что она связана с особенностями ценностных, эталонных представлений человека. В реальных процессах общения происходит соотнесение характеристик партнёра по общению с этим эталонным рядом. При совпадении возникает потребность в идентификации, но только в том случае, если человек считает значимыми эти качества и считает, что они у него отсутствуют или недостаточно развиты.

Рефлексия - анализ своих собственных поступков, поведения, переживаний, и как они воспринимаются другими. Это самоанализ и самонаблюдение. Рефлексия связана с установлением и поддержанием обратной связи, позволяет корректировать своё собственное поведение для достижения лучшего взаимопонимания.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социально - перцептивные эталоны и стереотипы. Эффекты межличностного восприятия | Лекция № 11. Тема: Взаимодействие как общая характеристика общения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.