Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контактное взаимодействие

Особенности участников взаимодействия, выступающие в отдельных проявлениях (свойств, качеств, черт характера и т.п.) существенно значимы для процесса развития этого взаимодействия.[9]

Для анализа взаимодействия был избран случай - встреча 2 лиц - "диада" с несходными индивидуальными характеристиками, но с намерением длительного общения. Такой выбор обусловлен тем, что именно диада является той элементарной схемой, где может быть прослежен путь взаимодействия и где наиболее легко просматриваются наступающие изменения.

Принятие и допущение несходных характеристик сторон в самом начале взаимодействия давало возможность прослеживать процесс приспособления и адаптации сторон, устанавливать то, что изменяется, как и каким образом изменяется.

Намерения (и представления) обеих сторон о длительности общения необходимо допустить как исходное состояние, так как стремление к достижению совместных результатов можно принять как тот ведущий мотив, который обеспечивает постоянство взаимодействий.

I период - исходные позиции в контактном взаимодействии. Это - период "первоначального согласия". Стороны выделяют обычно как можно больше того, что может быть использовано для отбора сойств, проявлений, субъективно отмечаемых ими как совпадение (во взглядах, во мнениях, в суждениях). На первом этапе общения это весьма значимо. Согласие всегда предпочитается. Соглашаются поэтому даже в том случае, если это не совпадает с некоторыми их позициями.

Не имея на первых порах никаких сведений о характеристиках партнёра, не усматривая общих моментов, стороны ведут обычно "разведывательный поиск". Стороны выбирают в качестве средства и способа "вхождения" в контакт следование некоторым общепринятым правилам - "корректное поведение". Особенность такого поведения - концентрация внимания на том, что принимается всеми, что является наиболее общим, наиболее приемлемым социально (т.е. ведётся поиск и нахождение наиболее приемлемой темы для первоначального разговора).

Таким образом, в I период каждый участник предлагает то что его партнёр мог бы признать общим для них. Это период, когда не только проявляются индивидуальные особенности личности, но, наоборот, они всячески сдерживаются и "сглаживаются". В этот период имеют значение только проявления намерений и установок на согласие и совместное действие.

В следующих стадиях этого периода практически идёт поиск всего, что может ограничить зону общения и может сблизить двух людей. Эта стадия - поиск объединяющего интереса. Значение такого интереса не только в том, что он объединяет людей в группу, но и в том, что он отделяет эту группу от другой.

Основным достижением этого периода является установление состояния контакта. Субъективно оно включает в себя представление готовности к согласию.

II период - поиск информации о личностных особенностях партнёра.

При сборе информации о другом человеке мы имеем дело с теми особенностями и феноменами восприятия, которые исследованы, изучены и описаны в русле анализа восприятия человека человеком (школа Бодалёва).

Это: первое впечатление о человеке - составление о нём своего собственного суждения и создание представления об облике человека.

Первое впечатление всегда является достаточно значимым. Именно ему мы обязаны некоторыми первичными установками, которые определяют дальнейший ход взаимодействия. Установки эти являются своеобразными базами и основаниями для выбора первичных ответных реакций.

Большую роль играют здесь проявления личности. Часть из них являются сознательно регулируемыми. Это по существу разного рода сообщения. К ним обращаются тогда, когда необходимо сообщить о себе и создать впечатление (прямо сообщается партнёру о своих качествах, как определённый ориентир для того, чтобы он не только понимал их, но и соотносил своё поведение с ними).

Другие проявления личности не осознаются, но тем не менее они всегда являются предметом пристального внимания и тщательного изучения. К ним относятся экспрессия, мимика, пантомимика, интонация, т.е. группа "неотчётливых признаков", т.е. признаков, в отношении которых мы не можем дать вербального отчёта, которые могут быть также основной для создания определённой картины качеств и облика человека.

Вполне вероятно, что некоторые особенности индивида располагаются по степени представительности признаков, в разном порядке. Частотность их проявления создаёт определённую картину облика человека.

Особенность восприятия человека в этом периоде: он отражает сигналы не от внешнего и чуждого ему мира, а подобного, близкого ему мира другого человека.

III период - проявление личности и качества индивида.

Здесь стоит вопрос: какие качества и каким образом воспринимаются "противостоящим человеком", располагающим своим собственным комплексом качеств.

При восприятии качеств человеком в условиях направленного контактного общения все качества воспринимаются через их личностный смысл для другого человека. Человек воспринимает в этой ситуации качества при постоянном соотнесении со своими качествами, с осознанием, что и его качества так же воспринимаются. Все качества всегда сопоставляются друг с другом. Качества и свойства приобретают здесь координационную функцию. Человеку в случае контакта всегда необходимо приспособить свои качества к качествам другого, именно поэтому качества другого он всегда очень тонко воспринимает.

Специфика восприятия человека заключается в последовательном изучении и восприятии его свойств. Это "принятие", т.к. акцент падает на то, что воспринятые качества будут в той или иной мере приняты и оценены участником общения.

Как следствие в ответ на влияние со стороны других качеств, необходимо прислушаться к собственным изменениям (Я. Яноушек).

Если каждое отдельное качество общающихся является значимым сигналом и ориентиром для регулируемого поведения, то весь набор качеств обоих индивидов выступает как та специфическая среда, в которой каждый индивид должен ориентироваться для того, чтобы приспособиться к ним в соответствии со своими намерениями на согласованные взаимодействия.

Несомненно, что для согласованного поведения каждый должен изменить свои качества.

Человек располагает некоторым специфическим механизмом - механизмом регулирования проявлений своих собственных качеств (отдельные качества замещаются, включаются компенсаторные механизмы, происходит "сдерживание" проявлений качеств, нежелательных в данной ситуации).

Вероятно, к подобным механизмам прибегают и тогда, когда хотят реализовать стремление "преподнести себя".

В общении партнёр всегда выделяет для себя наиболее ригидную часть (которая остаётся неизменной) личности и наиболее податливые, неустойчивые части личности. Он ориентируется на них, когда идёт интенсивная адаптация.

С построением контактных отношений в силу вступят исходные характеристики личности.

IV период - переход контактного взаимодействия в контактное общение.

В этом последнем периоде общения наблюдается 2 явления:

1) возрастает интерес к неконтролируемым показателям (в связи с ослаблением контроля они всё чаще проявляются).

Внимание к признакам обусловлено стремлением получить информацию не только о том, что является у человека "изначальным", исходным.

Это - стремление получить информацию о прошлом, о том, что зафиксировалось в опыте, к чему может человек вернуться, что составляет его отстоявшееся и зафиксировавшееся поведение. В образ того, что может проявиться, в будущем, включается и то, что не может быть изменено. После того, как линия контактного взаимодействия уже достаточно чётко определилась и обозначилась, стороны просматривают в будущем только контактные отношения и немедленно прибегают к своеобразному оповещению своего партнёра относительно ряда недостатков своей персоны, которыми он сам иногда не может управлять, но которые могут стать помехой контакту, и кроме того, это уже первое вынесение на общее обсуждение некоторых препятствий, с которыми надлежит встретиться сторонам.

Таким образом, рассказ о себе является заключительным моментом развития взаимодействия. Такое завершение закономерно.

Ведь один участник взаимодействия не только познаёт другого, не только приспосабливается к его личности. Он ассимилирует её, в известном смысле усваивает её (присваивает).

Поэтому такое усвоение личности другого в конечном итоге делает возможным выработать

2) общий стиль взаимодействия.

Выработка общего стиля поведения - это результат констатации необходимости приспособиться к тому, что измениться уже не может.

Почему проявления личности рассматривается в качестве центрального звена механизма, обеспечивающего процесс контактного взаимодействия:

1) проявления личности выступают посредником общения контактного типа (участники оповещают друг друга об изменениях качеств);

2) проявления личности входят в общее поле взаимодействия, составляют его (являясь представителями качеств, свойств личности), выступают в качестве ориентиров для построения наиболее рациональной системы взаимодействия;

3) на заключительном этапе процесса они могут быть отделены от их носителей и объективированы; приобретают относительную самостоятельность.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура взаимодействия | Взаимодействие в конфликтной ситуации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.