Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие личности в социологическом познании

Социализация личности.

Понятие личности в социологическом познании. Социальная структура личности.

План

 

 

В социологии используется ряд терминов:

 

Человек - понятие, характеризующее всеобщие, присущие всем людям качества и способности.

Индивид - единичный представитель социального целого (общества, общности) (в естественных науках - человеческого рода).

Личность - устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу.

Личность – это индивид, рассмотренный в его социальности, ответственный субъект социальной жизни, характеризующийся самостоятельностью, сознательно-волевым началом в деятельности (осознает мотивы и следствия своих действий и проявляет готовность действовать).

 

Структура личности:

Ролевая концепция личности (Ч.Кули, Дж. Мид, Р.Линтон): структура личности раскрывается с точки зрения строения человеческого «Я».

Ч.Кули, теория «зеркального Я» (1864-1929): личность состоит из 3-х элементов:

1) представления о том, как нас воспринимают другие люди;

2) представления о том, как они реагируют на наше поведение;

3) представление о том, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других людей.

Дж.Мид (1863-1931): личность как «Я» состоит из 2-х частей:

1) «Я-сам» - реакция личности на воздействие других людей и общества в целом;

2) «Я-меня», или «Я-другой» - осознание человеком себя с точки зрения других, значимых для него людей.

На основании этих частей строится образ обобщенного другого, который позволяет личности соотносить себя и свои поступки с другими людьми.

Статусно-ролевая теория: социальная структура личности раскрывается как система социальных статусов и ролей.

Социальный статус – положение, место личности в обществе или социальной группе, определяемое правами и обязанностями.

Статусный набор - совокупность статусов, которых занимает индивид.

Статусная идентификация - установление индивидом степени соответствия своему статусу.

Статусные символы - внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов.

 

Виды социальных статусов:

1) Формализованный (формальный) и неформализованный (неформальный).

Формализованный (формальный) статус – официально закрепленный статус.

Неформализованный (неформальный) статус – неофициальный статус.

2) Предписанный и достигаемый.

Предписанный статус - положение, которое унаследовано человеком от рождения или которое будет признано таковым обществом или группой.

Достигаемый статус - статус, который индивид занимает благодаря собственным усилиям.

3) Социальный и личный.

Социальный статус - положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы.

Личный статус положение, которое занимает человек в малой или первичной группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

4) Главный и второстепенные.

Главный статус - наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его положение в обществе.

Второстепенные статусы – статусы, которые не определяют образ и стиль жизни личности.

 

Статусы имеют свою иерархию (социальный престиж) и составляют основу социальной стратификации.

Престиж – сравнительная общественная оценка положения (статуса) социального субъекта.

 

Социальная роль - модель поведения (ожидаемое поведение), обусловленная статусом личности в системе общественных и межличностных отношений.

Ролевой набор - совокупность социальных ролей одного статуса.

Ролевая идентификация - максимальное отождествление индивида с личностно значимыми ролями.

Дистанцирование от роли - минимальное отождествление личности с ролью.

Ролевой конфликт - переживание личностью неоднозначности ролевых требований, предъявляемых различными социальными общностями

Системный подход к структуре личности: личность как система включает 2 подсистемы:

1) внутренняя подсистема - мир сознания (скрытая от других);

2) внешняя подсистема – деятельностная (открытая для других).

 

 

Образ жизни - способ жизнедеятельности людей, включающий: условия жизнедеятельности, потребности, интересы, ценностные ориентации, формы и виды деятельности и поведения.

Потребности - исходные побудители, естественные и социальные, деятельности личности.

Интерес(ы) - определенное познавательное влечение.

Ценностные ориентации - направленность личности на определенные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них.

Мотивы - конкретные внутренние побудители действий, отражающие стремление индивида удовлетворить свои потребности и интересы.

Установки - общая ориентация, направленность сознания на явления, процессы. Социальная установка – предрасположенность личности, готовность ее действовать определенным образом в отношении объекта.

 

 

Формами деятельности являются:

1) по характеру отношения личности к окружающему миру: материальная и духовная, практическая и теоретическая, смешная – практически-духовная (художественная, научно-экспериментальная);

2) по отношению личности к ходу исторического процесса: прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная;

3) по результату: творческая и воспроизводящая (репродуктивная), инновационная и рутинная;

4) по сферам: экономическая, политическая, социальная, духовная; производственно-трудовая, бытовая, досуговая, культурно-образовательная.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Условия и методы разрешения конфликтов | Социализация личности. процесс вхождения индивида в социальную среду, приспособления к ней, приобретения социального опыта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.