Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Активные методы обучения

Технология знаково-контекстного обучения.

Автором этой технологии является доктор психологических наук, профессор А.А. Вербицкий.

По Вербицкому, обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности, называют знаково-контекстным обучением. Учебный материал предъявляется в контекстном обучении в виде учебных текстов как знаковых систем (отсюда название технологии) и по-прежнему выступает как информация, которую нужно усвоить. Но отличительная особенность контекстного обучения в том, что за этой информацией, которая структурирована преимущественно в виде задач и проблемных ситуаций, просматриваются реальные контуры будущей профессиональной деятельности.

Понятие «контекст» является смыслообразующей категорией в теории знаково-контекстного обучения, в технологии же обеспечивает уровень личностного включения обучающегося в процессы познания и овладения профессиональной деятельностью.

В процессе обучения выделяются три базовые формы деятельности обучаемых и множество переходных от одной базовой формы к другой.

К базовым формам деятельности относятся:

· учебная деятельность академического типа (лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа);

· квазипрофессиональная деятельность (деловые игры, игровые формы занятий);

· учебно-профессиональная деятельность (научно-исследовательская работа, производственная практика, дипломное проектирование).

В качестве переходных от одной базовой формы к другой выступают различные формы:

· лабораторно-практические занятия;

· имитационное моделирование;

· анализ конкретных производственных ситуаций;

· спецкурсы и спецсеминары.

Все это в своем системном качестве составляет технологию знаково-контекстного обучения. По убеждению А.А. Вербицкого, такая технология позволяет преодолеть одно из ярких противоречий профессионального образования – формы организации учебно-познавательной деятельности студентов неадекватны формам профессиональной деятельности специалистов.

 

А. Вербицкий интерпретирует сущность понятия «активное обучение» следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.

Характеристика основных активных методов обучения:

1) Проблемная лекция

Проблемная лекция – лекционная форма, в которой процесс познания студентов или учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Основная задача лектора – не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Проблемная лекция отличается от обычной тем, что в последней содержание ее вносится как известный, подлежащий лишь запоминанию материал, а на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное для студентов. Функция студента – не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания с помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.).

Таким образом, в проблемной лекции базовыми являются следующие два важнейших элемента:

· система познавательных задач, отражающих основное содержание темы;

· общение диалогического типа, предметом которого является вводимый лектором материал.

2) Анализ конкретных ситуаций

Этот метод развивает способность к анализу жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Виды ситуаций:

- ситуация-проблема – участники пытаются найти решение или прийти к выводу о его невозможности;

- ситуация-оценка – проводится как бы критический анализ ранее принятых решений. Дается мотивированное заключение по поводу происшедшего события;

- ситуация-иллюстрация – это примеры, поясняющие излагаемую суть;

- ситуация-упражнение – предусматривает применение уже принятых ранее положений.

Цель этого метода – развивать аналитические способности обучающихся, вырабатывать самостоятельность и инициативность в решениях.

3) Имитационные упражнения

Отличительная особенность – наличие заранее известного преподавателю (но не студентам) правильного или наилучшего решения проблемы. Имитационное упражнение чаще принимает статус имитационной игры.

Отличительные признаки:

· наличие исследовательской, инженерной или методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;

· разделение участников на небольшие соревнующиеся группы и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы;

· проведение заключительного заседания научно-технического совета, на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений.

4) Семинар-дискуссия

Образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

5) Деловая игра

Этапы деловой игры:

Предварительная подготовка участников игры – лекционное изложение материала.

I. Организационный – проводится обоснование темы и цели игры, формирование мини-групп;

II. Подготовительный – самостоятельная работа мини-групп, изучение ситуаций, инструкций, распределение ролей, сбор дополнительной информации;

III. Игровой – мини-группы имитируют подготовленные задания;

IV. Анализ решений. Подведение итогов.

6) «Круглый стол»

Позволяет закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Стадии:

I. Студенты адаптируются к проблеме и друг к другу.

II. Стадия оценки – обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей.

III. Стадия консолидации – предполагает выработку определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений. На этом этапе осуществляется контролирующая функция занятия.

7) Мозговой штурм

Широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Использование этого метода в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

· творческое усвоение студентами учебного материала;

· связь теоретических знаний с практикой;

· активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

· формирование опыта коллективной мыслительной деятельности;

· формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коллективные технологии обучения | Витагенное обучение с голографическим методом проекций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.