КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Современные модели организации обучения
Система дистанционного обучения. Дистанционными принято считать такие формы обучения, которые предоставляют возможность исключить непосредственный контакт преподавателя с учащимися (или значительно ограничить), независимо от природы применения технических или прочих средств. При этом задача исключения личного контакта не является основной целью построения процесса обучения. Элементы дистанционного образования могут быть использованы совместно с обычными формами обучения. В этом случае важным является определение тех разделов образовательной программы, которые могут быть реализованы в дистанционной форме с достижением требуемого качества обучения.
Все множество этих технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, потому что условия их применимости зависят от множества факторов; к тому же технологии между собой тесно взаимосвязаны.
Понятие формы обучения. Классификация форм обучения. История вопроса (эволюция, функции, систематизация). Характеристика отдельных форм обучения. Урок как важнейшая форма обучения. Типы и структура урока. Модульная, концентрическая, компьютерные среды, дистанционное образование. Нестандартные уроки. Типология. Урок в условиях личностно ориентированного образования. Анализ урока. Подготовка к уроку. Классно-урочная система КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА На рубеже 15 и 16 столетий в Европе наблюдается всплеск новых потребностей в образовании. Они вызваны развитием различных отраслей, ремёсел и торговли, повышением роли духовной жизни – возрождением в литературе, искусстве, архитектуре, науке. Все это повлекло за собой возникновение массового обучения детей. Возникла концепция коллективного обучения, которая впервые была применена в братских школах Белоруcсии и Украины (16 век) и стала зародышем классно-урочной системы обучения. Теоретически эта система была обоснована и широко популяризировалась в 17 веке Яном Амосом Коменским. В настоящее время эта форма организации обучения, претерпевшая значительную модификацию и модернизацию, является преобладающей в школах мира, несмотря на то, что классу и уроку как дидактическим понятиям уже более 350 лет. В чем суть классно-урочной системы как специфической формы организации учебной работы? Ответ на этот вопрос содержится в тех особенностях, которые присущи этой системе. Важнейшими из них являются: - учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; - класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определённые часы дня; - основной единицей занятий является урок; - урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; - работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает результаты учёбы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс. - Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены или, точнее, перерывы между уроками, это тоже признаки классно-урочной системы. Классно-урочная система обучения со дня её обоснования и по настоящее время занимает умы учёных-педагогов всего мира. Она подвергнута обстоятельному анализу и описанию со всеми своими достоинствами и недостатками в многочисленных фундаментальных трудах по дидактике и методикам преподавания отдельных учебных предметов, а также в трудах по педагогической психологии. Авторы этих трудов едины в том, что классно-урочная система обучения по сравнению с индивидуальным обучением имеет ряд преимуществ. Её достоинства: чёткая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность всего учебно-воспитательного процесса; простое управление им; возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного обсуждения проблем, коллективного поиска решения задач; постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, их воспитание в процессе обучения; экономичность обучения, поскольку учитель работает одновременно с достаточно большой группой учащихся, создаёт условия для привнесения соревновательного духа в учебную деятельность школьников и в то же время обеспечивает систематичность и последовательность в их движении от незнания к знанию. Отмечая эти достоинства, нельзя не видеть в этой системе и ряд сушественных недостатков, а именно: классно-урочная система ориентирована в основном на среднего ученика, создаёт непосильные трудности для слабого и задерживает развитие способностей у более сильных; создаёт для учителя трудности в учёте индивидуальных особенностей учеников в организационно-индивидуальной работе с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; не обеспечивает организованное общение между старшими и младшими учащимися и др. Работа в названном темпе, - отмечала Е.Паркхерст в своих критических высказываниях в адрес классно-урочной системы, - это неволя, это лишение ученика свободы работать в соответствии со своими способностями. Классно-урочная система, как справедливо отмечает Ч.Куписевич, навязывает учащимся искусcтвенную организацию работы, принуждает к частой смене предметов в течение коротких отрезков времени, в результате чего учащиеся не могут довести начатые дела до конца, продумать их, углубить свои знания. Звонок, этот типичный атрибут классно-урочной системы, не только определяет время, за которое они должны суметь дать отчёт о своих успехах за целый год учёбы. В итоге одни учащиеся переводятся в следующий класс, а другие – пусть слабые только по какому-либо одному предмету – остаются на второй год, хотя при лучшей организации работы они могли бы с успехом устранить имеющиеся пробелы. В немалой степени второгодничество обязано также жестокости расписания еженедельных занятий в школе, навязывающего всем детям одинаковый темп работы независимо от их возможностей. Несомненно, критические высказывания в адрес классно-урочной системы, особенно усилившиеся с конца прошлого века, в своей основе справедливы и послужили основанием многочисленных поисков и теоретиков педагогики, и учителей-практиков, с одной стороны, новых систем обучения, с другой – путей совершенствования, модификации и модернизации классно-урочной системы организации обучения в соответствии с новыми требованиями развивающегося общества и достижениями психолого-педагогической науки.
Урок – форма коллективно-индивидуальной организации обучения учителя во взаимодействии с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, твердому расписанию и единой для всех программой обучения, где представлены все компоненты УВП: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации, управлению и взаимодействию, все дидактические элементы. Дидактические задачи обучения: образовательная, развивающая, воспитательная. Типология и структура уроков классифицируются из дидактических целей (И. Огородников), содержания и способов проведения урока (М. Махмутов), основных этапов уч. процесса (С. Иванов), методов обучения (И. Борисов), способв организации учебной деятльности учащихся (Ф. Кирюшкин). Махмутов – урок изучения нового учебного материала, урок совершенствования ЗУН, урок систематизации и обобщения, комбинированный урок (мотивация к знаниям, повторение и проверка знаний, выявление глубины понимания и степени прочности ранее усвоенного, введение нового материала и организация по его осмыслению и усвоению (возможно самостоятельно), первичное закрепление нового материала и выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике, задавание д/з, подведение итогов и оценка за работу на уроке), урок контроля и коррекции ЗУН (виды: устный – фронтальный, групповой, индивидуальный), письменный – диктанты, изложения, решения задач; зачет; зачетная практическая (лабораторная) работа; экзамены).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |