КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Целеполагание в организации и типы планирования
Текущее планирование в организации Типы эталонных стратегий Стратегическое планирование в деятельности фирмы Целеполагание в организации и типы планирования Каждая из функций менеджмента имеет огромное значение для управления организацией, но основополагающей является планирование. Именно из планирования «проистекают» все остальные функции, в то же время планирование – самая противоречивая, неоднозначная управленческая функция. Она не позволяет внести ясность в неопределенность будущего или приручить внешнюю среду, тем не менее, дает возможность снизить фактор случайности и придает деятельности целенаправленный характер. Одна их главных обязанностей менеджеров – определение будущего развития организации. Насколько целесообразны планы в условиях неопределенности, постоянно изменяющейся внешней среды? На практике можно наблюдать разные подходы к процессу планирования. В некоторых организациях, особенно небольших, планирование носит неформальный характер, в крупных организациях оно представляет собой систематический непрерывный процесс, в который ваключены все работники компании. Планирование - одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей и путей их достижения, заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях. В основе планирования лежит постановка целей, в ходе планирования разрабатываются планы. Цель – результат, желаемое состояние, которого хочет достичь компания, план является маршрутом движения организации к поставленным целям. План – это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения. Планом называется официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития предприятия в будущем: промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед предприятием и отдельными подразделениями, механизмы координации и распределения ресурсов. В плане разрабатываются задания для всех видов деятельности, для каждого звена или на один вид работ. Планирование можно классифицировать по нескольким критериям: – по степени охвата: общее и частичное; – по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности: · стратегическое – поиск новых возможностей и продуктов; · тактическое (условий хозяйственных операций – производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.); · текущее (оперативное) - планирование конкретных действий на краткосрочный период; – с точки зрения объекта планирования и сферы функционирования различают: · материально-техническое планирование (планирование необходимых для выполнения задач станков, оборудования, запасов, рабочих площадей, мощностей, транспорта, коммуникаций и т.п.); · финансовое планирование (планирование будущей прибыльности и рентабельности, заработной платы, оборачиваемости средств и т.д.); · планирование численности персонала; · календарное планирование (построение сетевых графиков, графиков Ганнта и др.); · планирование информационных ресурсов. – по охвату: глобальное, детальное; – по срокам: кратко-, средне-, долгосрочное; – по степени адаптивности: жесткое и гибкое; - по форме планирования: бизнес-план (бизнес-проект); инвестиционный план (инвестиционный проект). Бизнес-план – основа предпринимательской деятельности, это специальный инструмент менеджмента для инновационной деятельности. Он позволяет дать оценку перспектив и потенциала бизнеса во времени, всесторонне проанализировать намерения и возможности, дать гарантии. Инвестиционный план – это план долгосрочных вложения средств в масштабные проекты в целях привлечения дополнительных финансовых средств. На рис. 12 представлены уровни целей и планов в организации. Процесс планирования начинается с формулирования миссии. Миссия – основная общая цель организации, четко выраженная причина и смысл ее существования. Цели организацииформулируются и устанавливаются на основе общей миссии, которая находится на вершине иерархии целей. В отсутствие миссии или в случае ее расплывчатой формулировки цели и планы могут противоречить друг другу. В изложении миссии обычно описываются потенциальные рынки и потребители компании, указываются основные точки приложения усилий. Общественность, познакомившись с миссией, должна почерпнуть информацию о корпоративных ценностях, отношении организации к сотрудникам, политике повышения качества продукции и уровня обслуживания потребителей. Она является основой для стратегического уровня целей и планов, которая, в свою очередь, формирует тактический (уровень подразделений) и операционный (уровень отделов, производственных единиц) уровни. Общие стратегические цели организации относятся не к конкретным подразделениям, а к компании в целом. Топ-менеджеры отвечают за выработку стратегических целей и планов, отражающих основные идеи относительно эффективности и производительности организации. Как правило, стратегическое планирование имеет долгосрочный характер: действия расписываются на срок от 2 до 5 лет. Например, небольшая компания планирует за ближайшие 3 года добиться расширения принадлежавшей ей доли рынка с 15 до 20%. Достижение стратегической цели предполагает реализацию следующего плана действий: 1) выделение ресурсов на разработку новых, конкурентоспособных продуктов с высоким потенциалом роста; 2) модернизацию методов производства, что позволит добиться увеличения объемов выпуска и снижения издержек; 3) проведение исследований, направленных на поиск альтернативных способов использования продуктов и услуг. Тактические цели и планы, которые полностью вытекают из стратегических целей, составляют менеджеры среднего звена: главы основных подразделений или функциональных единиц. Как правило, они имеют более короткий горизонт планирования, обычно - ближайший год. В оперативных (текущих) планах определяются процедуры и процессы для нижних уровней организации, т.е. для отделов и работников. Менеджеры низового звена и мастера разрабатывают оперативные планы решения конкретных задач и осуществляют конкретные производственные процессы, необходимые для достижения тактических и оперативных целей. Оперативное планирование предполагает разработку планов-графиков как для менеджеров отделов, так и для отдельных сотрудников. Оперативное планирование должно быть увязано с возможностями бюджета, так как для выполнения каждого пункта плана предполагается выделение соответствующих ресурсов. Очень часто менеджеры пренебрегают долгосрочным стратегическим планированием или вообще отказываются в своей деятельности от планов, сосредотачиваясь на краткосрочных результатах и оперативной деятельности. Но в таком случае работа организации становится похожа на работу пожарных по спасению ситуации, когда нет возможности обдумывать правильность управленческих решений. Необходимо задавать себе вопрос: На правильном ли пути находится организация? К чему она стремится? Какой она будет в будущем?
Видение Совет директоров
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |