КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 4. Коллектив как объект и субъект воспитания
Коллектив как объект и субъект воспитания. План: 1. Коллектив как объект и субъект воспитания. Признаки, функции коллектива 2. Структура и основные типы учебно-воспитательных коллективов 3. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива 4. Основные условия развития коллектива 1. Коллектив как объект и субъект воспитания. Признаки, функции коллектива Коллектив — это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Объединенные единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации. Из этого видны основные характерные признаки коллектива: ü наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; ü систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; ü соответствующая организация совместной деятельности; ü систематическая практическая связь детского коллектива с обществом. Не менее значимы такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина и др. Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Только высоко развитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности. Выделяют три воспитательные функции коллектива: ü организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; ü воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; ü стимулирования — коллектив способствует формированию нравственноценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. 2. Структура и основные типы учебно-воспитательных коллективов Для практической работы в школе большое значение имеет вопрос о структуре коллектива и его органов. При организации коллективной жизнедеятельности учащихся необходимо стремиться к сочетанию различных форм первичных коллективов, одни из которых могут быть постоянными, а другие временными. По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы: ü организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.); ü организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.); ü организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными. Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач, как правило, формируется актив и избирается староста. Во многих случаях для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым первичный коллектив поручает планирование, распределение поручений, проверку исполнения и другие управляющие функции. 3. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А.С. Макаренко. Необходимым путем в развитии воспитательного коллектива он считал закономерный переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива. На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся.. Показателями, по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются мажорные стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива. На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. На данном этапе складывается система самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогом. Следует отметить, что в реальной жизни этапы развития коллектива и характер его воспитательных функций на разных этапах нередко переплетаются. Современные исследователи углубляют рассмотрение проблем межличностных взаимоотношений школьника и педагога на каждой стадии развития коллектива (А. Н. Лутошкин, Л. И. Уманский), предлагают 3-5 стадий его развития. Так, Л. И. Уманский выделил 5 стадий. Нижним уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, т.е. группа ранее непосредственно незнакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Их взаимоотношения и взаимодействия поверхностны и ситуативны (например, группа ребят, только что приехавших в летний оздоровительный лагерь из разных мест и собранных вместе). Если группа получает свое название, то происходит ее номинализация (номинальная группа). В этом случае ей приписываются определенные извне цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими группами и т.д. При этом номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих целей и условий, если не произойдет даже формального межличностного объединения, но такие случаи редки в школьной практике. Если же начальное объединение произошло, дети приняли статут "первичного коллектива", цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа поднимается на одну ступеньку — она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладываются первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива. Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможность перейти к более высоким уровням организации, а главное, изменяет межличностные отношения и ведет при благоприятных условиях на следующую ступень — к группе-кооперации. Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и ее внутригрупповое общение носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности. Направленность и психологическая совместимость здесь вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия. Это создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень — автономизацию. Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней ("Моя группа"). В ней происходят процессы обособления, эталонизации (монореферентности), внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню. Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если она начнет противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. В этом случае появляется корпоративная направленность как "групповой эгоизм" и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в группу-корпорацию — лжеколлектив. Напротив, если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистическая направленность и она становится группой-коллективом. А. Н. Лутошкин разработал свои стадии развития коллектива: «песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел».
4. Основные условия развития коллектива В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. Педагогическое требование по праву считается важнейшим фактором становления коллектива. Оно помогает быстро навести порядок и дисциплину в школе, вносит дух организованности в деятельность воспитанников; выступает как инструмент руководства и управления учащимися, т.е. как метод педагогической деятельности; возбуждает внутренние противоречия в процессе воспитания и стимулирует развитие учащихся; помогает укреплять взаимоотношения и придает им общественную направленность. Общественное мнение в коллективе — это совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников, т.е. вскрытый А.С.Макаренко закон движения коллектива. Если развитие и укрепление коллектива во многом зависят от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. При этом самоуправление в первичном коллективе и в масштабах всей педагогической системы в своем формировании должно подчиняться следующим алгоритмическим шагам: разделению конкретного дела на законченные части и объемы; формированию микрогрупп соответственно частям и объемам; выбору ответственных за каждый участок деятельности; объединению ответственных в единый орган самоуправления; Еще одним важным условием является накопление и укрепление традиций коллективной жизни. Традиции — это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистических отношений и общественное мнение в данной области.
Лекция 5
Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей. Содержание и формы совместной деятельности.
План: 1. Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей. 2. Массовые формы работы с родителями. 3. Групповые формы работы с родителями. 4. Индивидуальные формы работы с родителями.
1. Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей. Cемья вместе со школой создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса. Сотрудничество школы и классного руководителя с родителями призвано реализовывать следующие задачи: ü выработка единого взгляда на сущность воспитания как процесса организации жизнедеятельности ребенка (подростка) с целью создания в школе и дома оптимальных условий для развития и самоактуализации личности ребенка, выработки единых принципов воспитания. ü выбор наиболее эффективной и рациональной расстановки сил по разностороннему, гармоничному развитию ребенка (подростка) для организации педагогической поддержки ему. ü организация наилучшего изучения ребенка (подростка) с разных позиций, под разным углом зрения: эмоционально-чувственного - со стороны родителей, и общественно-гражданского, трудового, интеллектуально-познавательного, нравственного — со стороны школьных педагогов, чтобы рационально организовать учебно-воспитательный процесс и в школе, и дома. ü выработка общей методики и техники, стиля и тона необходимых воспитательных воздействий на ребенка (подростка) для координации и корректировки этих воздействий в различных жизненных ситуациях. ü установление эмоционально-положительных взаимоотношений классного руководителя, учащихся и родителей (общечеловеческий аспект). Эти задачи вполне решаемы, если организовать единый процесс взаимодействия воспитателей, детей и родителей в школьной жизнедеятельности. В практике воспитания сложилось пять функций работы школы и классного руководителя с родителями учащихся. Они определяют и содержание этой работы. Первая функция - ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой (обусловлена необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы). Вторая функция работы классного руководителя с родителями — их психолого-педагогическое просвещение. Третья функция - вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Четвертая функция работы школы и классного руководителя с родителями - это корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Пятая функция — это организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей. В практике школ используются такие организационные формы работы с родителями, в которых фактически реализуются сразу несколько или практически все функции. Выбор форм работы с родителями определяется, как правило, учителем с учетом особенностей своей личности, опыта, специфики сложившихся отношений в семьях учащихся, знаний и опыта родителей, затруднений в воспитании детей. Атмосферы в педагогическом коллективе школы, сложившихся традиций в работе с родителями. Все формы работы с родителями можно подразделить на массовые (коллективные), групповые, индивидуальные (см. таблицу 1).
Таблица 1
2. Массовые (коллективные) формы работы 1. Педагогическая беседа-лекция Проводится при наличии определенных условий: ü усиления потребности у родителей в пополнении педагогических знаний, использовании их в семейном воспитании; ü целесообразности лекции в решении 3 целей: заинтересовать, разъяснить, убедить. 2. Открытый урок помогает: ü ознакомиться с требованиями учителя; ü ознакомиться с методикой объяснения и закрепления материала; ü увидеть как работает и отвечает ребенок на уроке. День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы. 3. Родительские собрания можно подразделить на организационные, итоговые - четвертные, тематические, по плану всеобуча. На организационных родительских собраниях избирается родительский комитет, определяются общественные поручения, создаются инициативные группы по различным направлениям работы. Цель итоговых – четвертных родительских собраний – обратить внимание родителей на успехи, недостатки, имеющиеся резервы. На таких собраниях необходимо дать информацию об объеме знаний по каждому предмету и путях коррекции воспитательных воздействий на ребенка. Тематические собрания проводятся по наиболее актуальным проблемам воспитания с учетом уровня воспитанности учащихся класса в той или иной области. Такие собрания помогают выработать единую точку зрения у педагога и родителей по тому или иному вопросу воспитания. Родительские собрания по плану всеобуча – форма педагогического просвещения родителей в соответствии с немеченым планом, определенной системой. Обычно план педагогического всеобуча общешкольный, и собрания так же носят общешкольный характер. 3.Групповые формы работы с родителями 1. Работа с родительским комитетом Инициативный, творчески работающий родительский комитет - незаменимый помощник учителя. Вместе с учителем родительский комитет проводит работу: ü организационную ü исполнительную ü контролирующую ü воспитательную ü пропагандирующую Родительский комитет избирается родительским Родительский комитет периодически отчитывается о своей работе перед родителями. 2. Групповое собрание – беседа Данная форма работы используется: ü при наличии одних и тех же недостатков в воспитании в нескольких семьях (беседа проводится в доброжелательном тоне, выслушивается мнение каждого родителя, в заключении даются педагогические рекомендации или памятки по обсуждаемому вопросу); ü в случае оперативного решения какой-либо воспитательной задачи (поход, подготовка к каникулам, КТД с родителями и т.д.)
4.Индивидуальные формы работы с родителями 1. Индивидуальная педагогическая беседа призвана решать широкий диапазон учебно-воспитательных задач: от разрешения возникающих вопросов до коррекции воспитательных воздействий родителей. К беседе необходимо тщательно готовиться и соблюдать психолого-педагогические требования: ü необходимо определить тему и цель беседы; ü нежелательно требовать от родителей решения множества задач в короткие сроки; ü нельзя говорить с родителями только о недостатках, начинать следует с положительного, нового у ребенка. 2. Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Как и другие формы работы, посещение семьи эффективно при соблюдении ряда требований: ü дата и время посещения должны быть заранее согласованы с родителями (исключение – болезнь, отсутствие в школе); ü в соответствии с целью посещения учитель готовится к нему, определяет задачи, форму беседы; ü во время посещения нужно выступать не только в роли советчика, но и выслушивать мнение и предложения родителей. 3. Педагогическая консультация – это индивидуальная беседа в виде вопросов и ответов. Представляет собой вид текущей работы с родителями. 4. Приглашение родителей в школу. Данная форма работы используется, если родители не посещают родительские собрания. 5. Индивидуальные педагогические поручения используются учителем для привлечения родителей к воспитательной работе с детьми (руководство кружками, проведение бесед, конкурсов и т.д.) 6. Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения. Характерная черта гуманистического стиля отношений учителя и родителей является доверие друг к другу и искренность. В работе с родителями педагог всегда и во всем должен соблюдать педагоги
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |