Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Коллектив как объект и субъект воспитания




Коллектив как объект и субъект воспитания.

План:

1. Коллектив как объект и субъект воспитания. Признаки, функции коллектива

2. Структура и основные типы учебно-воспитательных коллективов

3. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива

4. Основные условия развития коллектива

1. Коллектив как объект и субъект воспитания. Признаки, функции коллектива

Коллектив это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Объединенные единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации.

Из этого видны основные характерные признаки коллектива:

ü наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед;

ü систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность;

ü соответствующая организация совместной деятельности;

ü систематическая практическая связь детского коллектива с обществом.

Не менее значимы такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина и др.

Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Только высоко развитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности.

Выделяют три воспитательные функции коллектива:

ü организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;

ü воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

ü стимулирования — коллектив способствует формированию нравственноценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

2. Структура и основные типы учебно-воспитательных коллективов

Для практической работы в школе большое значение имеет вопрос о структуре коллектива и его органов.

При организации коллективной жизнедеятельности учащихся необходимо стремиться к сочетанию различных форм первичных коллективов, одни из которых могут быть постоянными, а другие временными.

По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы:

ü организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.);

ü организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.);

ü организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.

По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными.

Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей.

Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач, как правило, формируется актив и избирается староста. Во многих случаях для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым первичный коллектив поручает планирование, распределение поручений, проверку исполнения и другие управляющие функции.

3. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива

Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.

Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А.С. Макаренко. Необходимым путем в развитии воспитательного коллектива он считал закономерный переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся.. Показателями, по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются мажорные стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива.

На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают.

Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. На данном этапе складывается система самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогом.

Следует отметить, что в реальной жизни этапы развития коллектива и характер его воспитательных функций на разных этапах нередко переплетаются. Современные исследователи углубляют рассмотрение проблем межличностных взаимоотношений школьника и педагога на каждой стадии развития коллектива (А. Н. Лутошкин, Л. И. Уманский), предлагают 3-5 стадий его развития.

Так, Л. И. Уманский выделил 5 стадий.

Нижним уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, т.е. группа ранее непосредственно незнакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Их взаимоотношения и взаимодействия поверхностны и ситуативны (например, группа ребят, только что приехавших в летний оздоровительный лагерь из разных мест и собранных вместе). Если группа получает свое название, то происходит ее номинализация (номинальная группа). В этом случае ей приписываются определенные извне цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими группами и т.д. При этом номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих целей и условий, если не произойдет даже формального межличностного объединения, но такие случаи редки в школьной практике.

Если же начальное объединение произошло, дети приняли статут "первичного коллектива", цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа поднимается на одну ступеньку — она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладываются первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива. Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможность перейти к более высоким уровням организации, а главное, изменяет межличностные отношения и ведет при благоприятных условиях на следующую ступень — к группе-кооперации.

Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и ее внутригрупповое общение носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности. Направленность и психологическая совместимость здесь вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия. Это создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень — автономизацию.

Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней ("Моя группа"). В ней происходят процессы обособления, эталонизации (монореферентности), внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню.

Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если она начнет противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. В этом случае появляется корпоративная направленность как "групповой эгоизм" и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в группу-корпорацию — лжеколлектив.

Напротив, если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистическая направленность и она становится группой-коллективом.

А. Н. Лутошкин разработал свои стадии развития коллектива: «песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел».

 

4. Основные условия развития коллектива

В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив.

Педагогическое требование по праву считается важнейшим фактором становления коллектива. Оно помогает быстро навести порядок и дисциплину в школе, вносит дух организованности в деятельность воспитанников; выступает как инструмент руководства и управления учащимися, т.е. как метод педагогической деятельности; возбуждает внутренние противоречия в процессе воспитания и стимулирует развитие учащихся; помогает укреплять взаимоотношения и придает им общественную направленность.

Общественное мнение в коллективе — это совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни.

Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников, т.е. вскрытый А.С.Макаренко закон движения коллектива. Если развитие и укрепление коллектива во многом зависят от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду.

Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. При этом самоуправление в первичном коллективе и в масштабах всей педагогической системы в своем формировании должно подчиняться следующим алгоритмическим шагам: разделению конкретного дела на законченные части и объемы; формированию микрогрупп соответственно частям и объемам; выбору ответственных за каждый участок деятельности; объединению ответственных в единый орган самоуправления;
выбору главного, ответственного лица.

Еще одним важным условием является накопление и укрепление традиций коллективной жизни. Традиции — это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистических отношений и общественное мнение в данной области.

 

 

Лекция 5

 

Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей. Содержание и формы совместной деятельности.

 

План:

1. Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей.

2. Массовые формы работы с родителями.

3. Групповые формы работы с родителями.

4. Индивидуальные формы работы с родителями.

 

1. Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей.

Cемья вместе со школой создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.

Сотрудничество школы и классного руководителя с родителями призвано реализовывать следующие задачи:

ü выработка единого взгляда на сущность воспитания как процесса организации жизнедеятельности ребенка (подростка) с целью создания в школе и дома оптимальных условий для развития и самоактуализации личности ребенка, выработки единых принципов воспитания.

ü выбор наиболее эффективной и рациональной расстановки сил по разностороннему, гармоничному развитию ребенка (подростка) для организации педагогической поддержки ему.

ü организация наилучшего изучения ребенка (подростка) с разных позиций, под разным углом зрения: эмоционально-чувственного - со стороны родителей, и общественно-гражданского, трудового, интеллектуально-познавательного, нравственного — со стороны школьных педагогов, чтобы рационально организовать учебно-воспитательный процесс и в школе, и дома.

ü выработка общей методики и техники, стиля и тона необходимых воспитательных воздействий на ребенка (подростка) для координации и корректировки этих воздействий в различных жизненных ситуациях.

ü установление эмоционально-положительных взаимоотношений классного руководителя, учащихся и родителей (общечеловеческий аспект).

Эти задачи вполне решаемы, если организовать единый процесс взаимодействия воспитателей, детей и родителей в школьной жизнедеятельности.

В практике воспитания сложилось пять функций работы школы и классного руководителя с родителями учащихся. Они определяют и содержание этой работы.

Первая функция - ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой (обусловлена необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы).

Вторая функция работы классного руководителя с родителями — их психолого-педагогическое просвещение.

Третья функция - вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

Четвертая функция работы школы и классного руководителя с родителями - это корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.

Пятая функция — это организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей.

В практике школ используются такие организационные формы работы с родителями, в которых фактически реализуются сразу несколько или практически все функции.

Выбор форм работы с родителями определяется, как правило, учителем с учетом особенностей своей личности, опыта, специфики сложившихся отношений в семьях учащихся, знаний и опыта родителей, затруднений в воспитании детей. Атмосферы в педагогическом коллективе школы, сложившихся традиций в работе с родителями.

Все формы работы с родителями можно подразделить на массовые (коллективные), групповые, индивидуальные (см. таблицу 1).

 

Таблица 1

Формы работы классного руководителя с семьей
Массовые (коллективные) Групповые Индивидуальные
Беседа-лекция Открытый урок Родительское собрание (итоговое - четвертное, организационное, тематическое, по плану всеобуча) Групповая беседа Групповая консультация Работа с родительским комитетом Индивидуальная беседа Посещение семьи Индивидуальные поручения Приглашение в школу Переписка с родителями и т.д.

 

2. Массовые (коллективные) формы работы

1. Педагогическая беседа-лекция

Проводится при наличии определенных условий:

ü усиления потребности у родителей в пополнении педагогических знаний, использовании их в семейном воспитании;

ü целесообразности лекции в решении 3 целей: заинтересовать, разъяснить, убедить.

2. Открытый урок помогает:

ü ознакомиться с требованиями учителя;

ü ознакомиться с методикой объяснения и закрепления материала;

ü увидеть как работает и отвечает ребенок на уроке.

День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

3. Родительские собрания можно подразделить на организационные, итоговые - четвертные, тематические, по плану всеобуча.

На организационных родительских собраниях избирается родительский комитет, определяются общественные поручения, создаются инициативные группы по различным направлениям работы.

Цель итоговых – четвертных родительских собраний – обратить внимание родителей на успехи, недостатки, имеющиеся резервы. На таких собраниях необходимо дать информацию об объеме знаний по каждому предмету и путях коррекции воспитательных воздействий на ребенка.

Тематические собрания проводятся по наиболее актуальным проблемам воспитания с учетом уровня воспитанности учащихся класса в той или иной области. Такие собрания помогают выработать единую точку зрения у педагога и родителей по тому или иному вопросу воспитания.

Родительские собрания по плану всеобуча – форма педагогического просвещения родителей в соответствии с немеченым планом, определенной системой. Обычно план педагогического всеобуча общешкольный, и собрания так же носят общешкольный характер.

3.Групповые формы работы с родителями

1. Работа с родительским комитетом

Инициативный, творчески работающий родительский комитет - незаменимый помощник учителя. Вместе с учителем родительский комитет проводит работу:

ü организационную

ü исполнительную

ü контролирующую

ü воспитательную

ü пропагандирующую

Родительский комитет избирается родительским
собранием сроком на один учебный год. Количество его членов (обычно 4-8 человек) устанавливается решением родительского собрания родителей. После выбора членов родительского комитета, распределяются общественные поручения, которые зависят от личных качеств, профессии, желания работать, степени подготовленности к той или иной работе.

Родительский комитет периодически отчитывается о своей работе перед родителями.

2. Групповое собрание – беседа

Данная форма работы используется:

ü при наличии одних и тех же недостатков в воспитании в нескольких семьях (беседа проводится в доброжелательном тоне, выслушивается мнение каждого родителя, в заключении даются педагогические рекомендации или памятки по обсуждаемому вопросу);

ü в случае оперативного решения какой-либо воспитательной задачи (поход, подготовка к каникулам, КТД с родителями и т.д.)

 

4.Индивидуальные формы работы с родителями

1. Индивидуальная педагогическая беседа призвана решать широкий диапазон учебно-воспитательных задач: от разрешения возникающих вопросов до коррекции воспитательных воздействий родителей. К беседе необходимо тщательно готовиться и соблюдать психолого-педагогические требования:

ü необходимо определить тему и цель беседы;

ü нежелательно требовать от родителей решения множества задач в короткие сроки;

ü нельзя говорить с родителями только о недостатках, начинать следует с положительного, нового у ребенка.

2. Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит зна­комство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родите­лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ре­бенка, дает советы по организации выполнения домашних зада­ний и т.д.

Как и другие формы работы, посещение семьи эффективно при соблюдении ряда требований:

ü дата и время посещения должны быть заранее согласованы с родителями (исключение – болезнь, отсутствие в школе);

ü в соответствии с целью посещения учитель готовится к нему, определяет задачи, форму беседы;

ü во время посещения нужно выступать не только в роли советчика, но и выслушивать мнение и предложения родителей.

3. Педагогическая консультация – это индивидуальная беседа в виде вопросов и ответов. Представляет собой вид текущей работы с родителями.

4. Приглашение родителей в школу. Данная форма работы используется, если родители не посещают родительские собрания.

5. Индивидуальные педагогические поручения используются учителем для привлечения родителей к воспитательной работе с детьми (руководство кружками, проведение бесед, конкурсов и т.д.)

6. Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Характерная черта гуманистического стиля отношений учителя и родителей является доверие друг к другу и искренность. В работе с родителями педагог всегда и во всем должен соблюдать педагоги

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.