Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическиезадачи




 

1. Связь педагогики с другими науками.

Педагогика рассматривает проблему формирования у развивающейся личности системы отношений к себе и к окружающим людям.

Определите, связь с какой наукой обеспечивает правильность подходов в решении этой проблемы?

 

2. Факторы формирования личности.

Ребенок 5,5 лет занял призовое (II) место в соревнованиях по художественной гимнастике в возрастной группе от 6 до 8 лет.

Какие факторы обусловили высокие результаты ребенка?

 

3. Методы научного исследования.

Учителю необходимо понять взаимоотношения детей в группе. Каким методом исследования он может воспользоваться?

 

4. Г.А. Засобина, СЛ. Кабыльницкая, Н.В Савин «Практикум по педагогике». Задача № 2 стр. 41.

 

Идет урок природоведения. Коля С. отвечает у доски. Все дети внимательно слушают мальчика.' Стоит только отвечающему немножко замешкаться, чуть-чуть оши­биться, как тут же взмывается лес рук. Наиболее не­терпеливые даже трясут обеими: очень хочется, чтобы учительница увидела, что они внимательно слушают своего товарища и готовы поправить его сию же мину­ту. Коля все чаще и чаще допускает шероховатости, теряется, ошибается.

Вначале учительница сопротивляется желанию детей вмешаться в ответ товарища, но наконец не выдерживает и разрешает самым нетерпеливым исправлять и дополнять ответ. Теперь Коля уже занят не столько своим ответом, сколько реакцией класса. Он все боль­ше и больше запутывается, начинает тянуть слова и вскоре, окончательно расстроенный, замолкает.

— Что же ты, голубчик, так хорошо начал отвечать и вдруг замолчал? Ребята тебе так помогали... Опять недоучил!

... Урок биологии. Отвечает Ира К. В классе тихо. Но что это за тишина? Товарищи слушают ответы Иры? Некоторые — да. А остальные? Давайте понаблюдаем за девятиклассниками.

Вот три ученицы, пытаясь предвидеть очередной во­прос педагога, листают учебник. Несколько человек устремили свои взоры в окно — на лицах глубокая за­думчивость и мечтательность. Другие тихонько откры­вают учебник истории и начинают готовиться к следу­ющему занятию. Две девочки «разговаривают глазами» о вещах, весьма далеких от содержания урока. Больше половины класса, присутствуя, отсутствует.

Ира допускает ошибки, но нет желающих ее попра­вить. Может быть, замечания будут после? Нет. Никто в классе не вызвался высказаться по поводу ответа.

1.Оцените эффективность устного опроса у доски в первом и втором случае. Есть ли между этими ситуациями что-нибудь общее? Какие особенности можно отметить в поведении учащихся? Чем они могут быть вызваны?

2. Какие образовательные и воспитательные задачи сознательно ставит перед собой учитель в первом и втором случае, организуя индивидуальный опрос у доски?

3.Какие задачи, не предусмотренные учителем ранее, должен сформулировать учитель? Можно ли их решить на этих уроках?

4.Какими приемами может воспользоваться учитель - биологии для повышения эффективности устного опроса учащихся и преду­преждения подобных ситуаций?

 

5. Г.А. Засобина, СЛ. Кабыльницкая;, Н.В Савин «Практикум по педагогике». Задача № 3 стр. 42.

Урок в III классе. Учебный год кончается, чувству­ется, что дети устали. Но атмосфера на уроке русского языка была деловитой, ребята трудились на совесть. И вдруг за окном сверкнула молния, майский ливень, бур­ный и короткий, на несколько минут завладел внима­нием класса.

— Анна Ильинична, дождик! — ликовали, вскакивая со своих мест, ребята.

Праздник громыхнул и уплыл вместе с тучей, надо было возвращаться к будничному труду. Учительница смогла бы это сделать, но она поступила по-другому. Велела открыть форточки, и со двора ударил запах свежести.

— Я вижу, как вы празднично настроились, — ска­зала она с улыбкой. — Давайте не отпустим эту нечаян­ную радость, пусть она еще немножко побудет с нами. Откройте тетради. Попробуем-ка мы написать малень­кое сочинение «Майский дождик».

— А можно я назову «О чем шумит дождь»?

— Можно...

— Можно, — сказала учительница. — Сейчас все можно. Как думаете, как чувствуете, так и пишите.

 

1. Как вы оцениваете такое отклонение от плана урока? Как, по-вашему, выиграл или проиграл урок от такой модернизации?

2. Как в подобной ситуации поступил бы, по вашему мнению, учитель, у которого вы проходили педагогическую практику? А как бы поступили вы?

 

 

6. Г.А. Засобина, СЛ. Кабыльницкая, Н.В Савин «Практикум по педагогике». Задача № 16 стр. 50.

... Шел урок зоологии у студентки-практикантки. Те­ма— «Класс земноводных. Внешнее строение лягушки». На уроке использовались рисунки, плакаты, однако они почему-то не привлекали внимания учащихся. И рас­сказ студентки о внешнем строении лягушки, казалось, совсем не интересует ребят.

Но вот студентка начала говорить о том, что вели­кий русский ученый И. В. Мичурин, любивший все живое, однажды приручил лягушку и постоянно обере­гал ее. А когда друг Мичурина убил лягушку палкой, знаменитый естествоиспытатель месяц не разговаривал с ним. Класс замер от удивления и теперь уже с неос­лабевающим вниманием и интересом продолжал слу­шать практикантку.

1. Проанализируйте ситуацию. Какой вывод должен сделать для себя начинающий учитель?

2. Можно ли было бы, по вашему мнению, перенести изложе­ние этой дополнительной информации из середины в начало объяс­нения? Что изменилось бы при таком переносе?

 

7. Г.А. Засобина, СЛ. Кабыльницкая, Н.В Савин «Практикум по педагогике». Задача № 10 стр. 46.

 

Познакомьтесь с несколькими приемами работы учи­теля.

Педагог говорит детям, что ему нужно много упраж­нений (задач и примеров) по языку или математике, однако составить их сам он в таком количестве не имеет возможности: «Будьте добры, ребята, подберите мне по два-три упражнения то языку такого образца или бо­лее интересные. А потом я буду вам же задавать их на уроках». Составленные учащимися упражнения после соответствующего подбора и поправок педагог будет использовать на уроках для коллективной и индивиду­альной работы. При этом он называет имя составителя и благодарит его от всего класса за интересное упраж­нение.

Детям предлагают придумать тему, на которую они будут писать сочинение в классе. Предложенные фор­мулировки записывают на доске, и весь класс выбирает из них три-четыре темы, по которым пишут сочинения, рассказы, сказки.

Другой вариант. Педагог сам дает несколько фор­мулировок тем, но тут же разъясняет: «Если кому не нравятся эти темы, пусть сам придумывает для себя другую».

 

На доске записывают несколько вариантов задач для самостоятельного решения. Одновременно педагог со­общает учащимся: «На моем столе в пакетах лежат бо­лее сложные задачи. Кто хочет, пусть берет эти».

Возможен другой вариант этого приема. Учитель обходит класс и на выбор предлагает пакеты, в которых лежат сложные и более легкие задачи для самостоя­тельного решения.

1.Что общего между всеми перечисленными здесь приемами учебной работы? Чем отличаются варианты тех же приемов?

2.Какие образовательные и воспитательные задачи решает учитель, используя эти приемы в своей работе?

 

8. Г.А. Засобина, СЛ. Кабыльницкая, Н.В Савин «Практикум по педагогике». Задача № 25 стр. 56.

 

Учитель математики одной московской школы на дом всегда задает задачи с выбором. Это значит, что задается две-три, иногда четыре задачи, а ты можешь выбрать любую из них. Конечно, проверять так труд­нее, но интересней. Иногда тот же учитель задает на дом математическое сочинение — придумать задачу оп­ределенного типа и с определенным количеством дейст­вий или любую задачу на 10 минут решения. Время от времени устраивается конкурс самостоятельно сочинен­ных задач: у кого самая трудная, самая четкая, самая остроумная?

1.С какой целью разрабатывает учитель такую серию приемов своей работы?

2.Сформулируйте ряд условий, необходимых для успешного перенесения в свой опыт тех же приемов работы.

 

9. Г.А. Засобина., СЛ. Кабыльницкая, Н.В Савин «Практикум по педагогике». Задача № 5 стр.43.

 

На уроке русского языка учительница несколько раз делала строгие замечания: «Не списывай у товарища!», «Пиши сам, не надо подглядывать в чужую тетрадь!», «Нашел у кого списывать! Он и сам толком не знает, как правильно писать!»

А в другом классе на уроке математики учительница лишь однажды как бы мельком, но внушительно сказа­ла: «Дети, не надо закрываться друг от друга, это не­красиво, никто у вас не списывает».

1.Какую позицию педагога вы считаете педагогически более правильной? Почему?

2.Можно ли по характеру замечаний сделать вывод об уста­новках каждого учителя, его педагогическом почерке, характере общения с детьми? В чем принципиальное отличие их позиции?

 

10.Сравните два мнения:

1). «Воспитание может все» Гельвеций

2). «Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично» В.Г. Белинский. Какое мнение Вам ближе? Почему? Какие условия обеспечивают успех воспитания?

 

11. Витя К. доставлял много забот классному руководителю и классу. Однажды классный руководитель обратился к нему с просьбой помочь классу - разведать, где можно собрать лекарственные травы, подумать, как это лучше сделать, скомплектовать бригады. Подросток загорелся - его предложения были дельны, действия уверенны. От имени класса Вите объявили благодарность, а решение актива о занесении благодарности в альбом «История класса» встретили аплодисментами.

На какие принципы в воспитательной работе опирался педагог? Использование каких методов воспитания обеспечивало результативность педагогического воздействия на подростка?

12. В IV классе недавно покрасили стены. Классный руководитель провела беседу с ребятами о необходимости поддерживать чистоту. На следующий день на стене появились пятна. Когда учительница увидела их, она выбежала из класса и через 3 минуты вернулась с ведром воды и щетками. Она подошла к стене и стала ее отмывать. Этого никто не ожидал. Класс ошеломленно молчал. И вдруг все бросились с мест.

- Анна Михайловна, да зачем вы сами-то? Давайте мы... - щетки быстро перешли в ребячьи руки. Работали дружно, сосредоточенно, заглаживая вину.

На сколько педагогически оправдан выбранный учителем прием? При каком условии он будет результативным?

13. Определите уровень развития малой группы по Л.И. Уманскому и А.Н. Лутошкину.

 

В этой группе плохо выполняется основная групповая деятельность. Группа не имеет своего общественно ценного лица. Актив данной группы недостаточно действенен. Члены группы взаимно внушаемы и конформны в поведении. Общий тон - пассивность и созерцательность. При получении новых задач оказывают сопротивление. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Скрепляющим звеном здесь является формальная дисциплина и требование взрослых.

Спроектируйте действия учителя, направленные на сплочение детского коллектива и установление дружеских отношений между детьми.

14. На родительском собрании один из отцов делает учителю замечание: «Вы давите своим авторитетом на учеников».

Вопросы:

1). Разработайте тактику поведения учителя в данной ситуации.

2). Какую роль играют в развитии личности нормы, традиции и ценности семьи?

15. Классный руководитель спешит организовать в новом для нее классе интересные дела:

интересные дела: сентябрьские походы, конкурсы «Самый вежливый в классе», КВН, устный журнал «Расскажи мне обо мне», трудовые десанты и др. Поручения распределяет коллектив, учитывая интересы товарищей, благодаря походам и практическим делам педагог узнает своих воспитанников и вместе с классом ищет каждому индивидуальное занятие. Каждому - дело по душе и по способностям.

1). Проанализируйте pa6oту педагога.

2). Укажите основные принципы работы классного руководителя.

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики. – М., 2006.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика – СПб., 2001.

3. Гребенников И.В. Школа и семья. М.: Педагогика, 1985.

4. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 1989.

5. Ковалев Н.Е. и др. Введение в педагогику. – М.: Просвещение, 1995.

6. Коджаспирова, Г. М. Педагогика. – М.: Гардарики, 2007.

7. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива.- М.: Педагогика, 1988.-128с.

8. М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. Теория и методика воспитания. Издательство: Владос-Пресс, 2004 г.

9. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. М.: Академия, 2000.

10. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996.

11. Педагогика: Учебник. / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1999.

12. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.

13. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1996.

14. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина: В 2-х ч. - М., 2002.

15. Титова Е.В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993.

16. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. — М.: Просвещение, 1980.

17. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990.

18. Хрестоматия по педагогике. / Сост. С. Н. Полянский. - М., 1972.

19. Щуркова Н.Е. Родители // Кн. Классное руководство. М.: Просвещение, 1999.

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.