Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние учения Аристотеля на всю последующую европейскую цивилизацию




Аристотель – сложный для понимания философ. Проф. Зотов – запись проф. Любутина в библиотечном томе Аристотеля: «Дальше не читай! Все равно ничего не поймешь!». Дополняет учение Платона о сущности идеи вещи, разрабатывая теорию ЗНАЧЕНИЯ и понятие ЭНТЕЛЕХИИ (трактат «О душе»). У Аристотеля «вещь» различается на две совершенно разные составляющие: «тело» вещи («сома») и «значение тела для других вещей». Аристотель называл его еще «бытием» вещи, «истиной» вещи, энтелехией (эн-телос-хиа, то есть «несущая цель в себе»), все эти понятия равны между собой и являются синонимами «значения». Связь тела со значением тела – естественна. Пример: топор – это вещь («прагма» – это дело, событие, тело-действие). В вещи топора выделяется тело (сома) – лезвие и топорище, и истина-бытие тела, его значение – оно не в том, чтобы лежать, а в том, чтобы рубить. «Рубить» – это принцип, он предшествует инструментальному воплощению вещи в теле топора. В то же время тело топора все построено на том, чтобы воплотить не просто идею топора (как у Платона), а рубление как физический способ действия. Итак, тело топора имеет «призвание» – своим бытием оно призвано делать то, что не им, телом, было определено. Вот это призвание и есть значение вещи, благодаря этому «призванию-значению» «тело» не остается «телом», а становится «вещью». Значение вещей в своей совокупности задают «онтологическую реальность» (от «онто» – сущее, то, что существует, что значимо).

Таким образом, если у Платона было:

Вещь «прагма» Тело «сома»
Идея «идеа»

То у Аристотеля становится:

Вещь «прагма» Тело «сома»
ЗНАЧЕНИЕ-БЫТИЕ «онтос»

Поэтому, если у Платона смысл жизни – приблизиться к идее тела, то у Аристотеля смысл жизни – в «призвании», которое предначертано не телом, а его значением, истиной его бытия. У Аристотеля даже если тело близко к идее, но не действует в соответствии с призванием, то его смысл теряется, бытие не реализуется. Пример: органы человеческого тела, которые при бездействии атрофируются; талант, если не реализован, доставляет только страдания и беспокойство окружающим.

В «Метафизике» Аристотель говорит о 4-х значениях причины:

1. Сущность, суть бытия вещи – это ФОРМА, или ПЕРВООБРАЗ, а это есть определение сути бытия вещи. Форма и есть предназначение, например, рубка – это первообраз, форма топора. Значит в этом смысле – рубка есть причина создания топора.

2. Материя или субстрат – то содержание, из которого возникает вещь. Например, серебро – причина серебряной чаши.

3. Причина как источник начала движения, которое привело к вещи – первое начало изменения или переход в состояние покоя. Например, отец – причина ребенка. Или вообще: производящее – причина произведенного.

4. С какой целью, или «ради чего», для достижения какого блага возникает вещь или движение явления. Например, прогулка – для хорошего здоровья.

К концу классического этапа – четкое оформление двух философских направлений: ИДЕАЛИЗМА И МАТЕРИАЛИЗМА (сопоставление по Костецкому (4 лекция): взгляды на природу, человека, познание, общество).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.