Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базовые принципы ценовой (тарифной) политики и методы их реализации

Достижение основной цели ценовой (тарифной) политики осуществляется путем установления и последовательной реализации следующих основных принципов:

Принцип централизации:

- скоординированное формирование цен (тарифов), единая централизованная методологическая основа согласования и утверждения цен (тарифов) по всей области регулирования;

- координация хозяйственной деятельности и инвестиционной политики предприятий со стратегическими интересами развития области и прогнозируемыми изменениями социально-экономической ситуации в регионе (промышленный рост, рост инвестиционной активности, жилищного строительства, туризма и т. д.);

- обеспечение согласованности ценовой (тарифной) политики области и основных направлений развития и модернизации экономики Российской Федерации. Согласование интересов федеральных, региональных и территориальных органов власти в области ценовой (тарифной) политики на основе четкого разделения обязанностей, прав и ответственности.

Принцип развития: обеспечение экономической устойчивости предприятий, условий для развития и модернизации производства, обновления основных производственных фондов.

Принцип социальной справедливости: оценка суммарной нагрузки на потребителя по всей области регулирования, адекватное формирование тарифов на услуги, оказываемые населению, их реальной платежеспособности и возможности областного бюджета; эффективная адресная социальная помощь незащищенным категориям граждан.

Принцип обоснованности:

- оптимизация расходов производства продукции (работ, услуг);

- осуществление контроля за правильностью формирования и применения регулируемых цен (тарифов), то есть проведение контроля за соблюдением государственной дисциплины цен;

- осуществление контроля за реализацией инвестиционных программ и проектов в соответствии с утвержденными графиками их проведения.

Принцип предсказуемости:

- обеспечение предсказуемости условий хозяйственной деятельности и экономической политики на территории региона и общего социально-экономического развития;

- создание необходимых условий для привлечения долгосрочных инвестиций в область;

- обеспечение инвестиционной привлекательности региона.

Принцип развития конкуренции:

- создание условий развития конкурентной среды на рынке продукции (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат регулированию;

- создание и развитие новых предприятий и организаций в сфере производства продукции (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат регулированию.

Принцип оптимизации бюджетных расходов: сокращение расходов консолидированного бюджета, связанных с обеспечением потребителей коммунальными услугами, бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также социально неоправданных льгот и выплат, предоставляемых различным категориям граждан.

Принцип полной окупаемости и ликвидации перекрестного субсидирования: поэтапная ликвидация системы перекрестного субсидирования между различными тарифными группами и между различными видами деятельности предприятий; поэтапное доведение уровня платежей граждан за жилье и коммунальные услуги до полной стоимости предоставляемых услуг (в соответствии с графиком проведения жилищно-коммунальной реформы и федеральными стандартами).

Принцип информационной доступности: обеспечение полного информационного сопровождения проведения ценовой (тарифной) политики.

Реализация принципа централизации:

- осуществление координации ценовой (тарифной) политики, закрепление ответственности за результаты ценовой (тарифной) политики, формирование регламента разработки, согласования и утверждения цен (тарифов) во всей области регулирования в рамках предоставленных полномочий;

- анализ стратегических планов развития региона, территорий. Координация ценовой (тарифной) политики с основными направлениями социально-экономического развития области;

- сравнительный анализ соответствия нормативно-правовых баз области, муниципальных образований и Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов). Формирование предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы регулирования цен (тарифов);

- выполнение установленных федеральных стандартов и нормативов, корректировка мероприятий ценовой (тарифной) политики в соответствии со стратегическими принципами развития Российской Федерации;

- координация основных мероприятий ценовой (тарифной) политики области со стратегическими направлениями социально-экономического развития и модернизации экономики Российской Федерации. Разработка предложений по формированию основных мероприятий реализации плана действий Правительства Российской Федерации в области социально-экономического развития и модернизации экономики.

Реализация принципа развития:

- планирование безубыточной (рентабельной) текущей деятельности предприятий на базе прогнозируемых затрат предприятий на период регулирования;

- формирование инвестиционных программ и проектов, направленных на модернизацию и развитие предприятий, в соответствии со стратегическими интересами развития региона и прогнозируемыми изменениями социально-экономической ситуации в регионе (промышленный рост, рост инвестиционной активности, жилищного строительства, туризма и т. д.), разработка и утверждение методики согласования графиков реализации. Определение источников финансирования реализации согласованных инвестиционных программ и проектов;

- формирование инвестиционной составляющей в цене (тарифе) - установление достаточной нормы прибыли для реализации утвержденных графиков инвестиционных программ и проектов.

Реализация принципа социальной справедливости:

- формирование цен (тарифов) на основе комплексной оценки суммарной нагрузки на потребителя с учетом их влияния на уровень цен на продукты питания, социально-значимые товары, потребительскую корзину и бюджет прожиточного минимума;

- разработка методики оценки реальных денежных доходов граждан, структуры их расходов и уровня платежеспособности, определение критериев формирования категорий потребителей, нуждающихся в помощи;

- формирование механизма перераспределения финансовых потоков с целью осуществления адресной социальной помощи. Обеспечение условий предоставления компенсаций непосредственно гражданам - потребителям услуг;

- дифференциация оплаты за услуги в зависимости от качества предоставляемых услуг;

- обеспечение возможности экономии потребителем коммунальных услуг путем оснащения жилых помещений приборами учета и регулирования объемов потребления коммунальных услуг;

- обеспечение доступности жилищно-коммунальных услуг в рамках социальных нормативов независимо от уровня доходов граждан.

Реализация принципа обоснованности:

- проведение комплексных финансовых и технических аудитов предприятий;

- регулярное проведение специализированных проверок предприятий (формирования затрат, инвестиционной деятельности, распределения прибыли, взаимоотношений с потребителями и т. д.). Формирование механизма применения штрафных санкций по итогам контрольных проверок;

- разделение учета доходов и расходов предприятий по регулируемым видам деятельности. Выделение структурных подразделений в соответствии с видами деятельности;

- приоритетное внедрение энергосберегающих программ и проектов, эффективных технологий и совершенствование организации производства на предприятиях, совершенствование системы учета производства и потребления продукции (работ, услуг). Обеспечение условий окупаемости мероприятий по энергосбережению и инновации;

- увеличение степени загрузки производственных мощностей;

- внедрение системы конкурсных торгов на поставки сырья, материалов и оборудования для нужд предприятий;

- внедрение системы конкурсных торгов на подряды реализации инвестиционных проектов, осуществление комплексного капитального ремонта с применением современных методов и технологий производства работ. В случае неиспользования ремонтного фонда, начисленного в период регулирования, его сумма не изымается у предприятия, а накапливается и используется в последующих периодах

Реализация принципа предсказуемости:

- установление определенного (долгосрочного) периода действия цен (тарифов) - за период регулирования при формировании цен (тарифов) принимается календарный год с поэтапным изменением тарифов в течение периода. Уровни цен (тарифов) и сроки ввода в действие устанавливаются соответствующим нормативно-правовым актом единовременно на весь период регулирования;

- внедрение системы прогнозирования социально-экономических показателей на основе долгосрочных прогнозов ценообразования, построенных на базе экономико-математических моделей. Применение экономико-математического моделирования при прогнозировании затрат предприятий на период регулирования.

Реализация принципа развития конкуренции:

- обеспечение развития конкурентной среды в сфере производства продукции (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат регулированию;

- создание условий для привлечения бюджетных средств и средств сторонних инвесторов в создание и развитие новых предприятий и организаций в сфере производства продукции (работ, услуг);

- обеспечение условий для беспрепятственного доступа предприятий на рынок.

Реализация принципа оптимизации бюджетных расходов.

- финансовая прозрачность и жесткий бюджетный контроль;

- постепенное прекращение дотирования убытков деятельности предприятий, реализующих продукцию (работы, услуги), цены (тарифы) на которые подлежат регулированию;

- формирование расходных статей бюджета в соответствии с объемами и ценовыми показателями областного и муниципальных заказов и графиком проведения жилищно-коммунальной реформы;

- целевые компенсации незапланированных затрат дотируемых предприятий в течение года (по соответствующим составляющим затрат).

Реализация принципа полной окупаемости и ликвидации перекрестного субсидирования:

- планирование безубыточной (рентабельной) деятельности предприятий;

- последовательная отмена всех льгот, дотаций, предоставляемых потребителям - льготных тарифных групп;

- поэтапное доведение уровня платежей потребителей, оплачивающих продукцию (работы, услуги) по ценам (тарифам) ниже среднеотпускных цен (тарифов), до уровня платежей по экономически обоснованным ценам (тарифам);

- выполнение установленных федеральных стандартов проведения жилищно-коммунальной реформы.

Реализация принципа информационной доступности:

- активное использование средств массовой информации с целью освещения проводимой Администрацией области ценовой (тарифной) политики. Публикация долгосрочных прогнозов и планов действий Администрации в области ценовой (тарифной) политики. Публикация прогнозного влияния изменения, регулируемых цен (тарифов) на уровень цен на основные продукты питания и товары первой необходимости.

Список литературы.

Основная:

1. Абалонин С.М. Ценообразование – современные подходы. – М.: «ТРАНСПОРТ», 2011.

2. Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике: учебник. М.: Дело и сервис, 2010.

3. Биншток Ф.И. Ценообразование. Учебное пособие. – М. ИНФРА-М, 2009.

4. Бутакова М.М. Практикум по ценообразованию: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008.

5. Герасименко В.В. Ценообразование: учебное пособие. М: ИНФРА-М, 2009.

6. Ценообразование и налогообложение. Учебник. / под ред. И.К. Салимжанова – М.: ООО «ТК Велби», 2010.

7. Чибинев В.М., Очередько В.П., Чибинев А.М. Ценообразование. Учебное пособие. – СПб.: ООО «Лексикон», 2009.

8. Шуляк П.Н. Ценообразование. Учебно-практическое пособие. – 4-е изд. Перераб. И доп. – М.: «Дашков и К», 2010.

Дополнительная:

1. Есипов В.Е. Ценообразование на финансовом рынке. Учебное пособие – СПб: Издательство «Питер», 2010.

2. Желтякова И.А., Маховикова Г.А., Пузыня М.Ю. Цены и ценообразование. Краткий курс. Учебное пособие. – СПб: Издательство «Питер», 2009.

3. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. Учебник. – М.: Издательство БЕК, 2010.

4. Маренков Н.Л. цены и ценообразование в рыночной экономике России. Курс лекций. – М.: Эдиториал УРСС, 2009.

5. Оганесян А.А. цены и ценообразование (конспект лекций). – М.: «ПРИОР», 2010.

6. Трацевский И.П., Грекова И.Н. Ценообразование. Учебное пособие – Мн.: «Новое знание», 2009.

7. Финансы и цены. Учебное пособие. / Под ред. В.А. Слепцова – М., 2009.

8. Цены и ценообразование. Учебник для вузов. 3-е изд. / под ред. В.Е. Есипова, - СПб.: «Питер», 2008.

Интернет источники:

1. http://www.gks.ru/

2. http://www.cbr.ru/

3. http://www.micex.ru/

4. http://www.rts.ru/

5. http://www.economy.gov.ru

6. http://www.expert.ru/


[1] Макконнелл К., Брю С. Экономикс

[2]

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Область регулирования тарифной политике | Роль витаминов в жизнедеятельности человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.