Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Описание организации как объекта управления. Организации и управление

Организации и управление

Когда люди объединяют свои усилия ради получения каких-то результатов, сразу возникает потребность в управлении, и в первую очередь, в организации и координации их совместной деятельнос­ти. Это дает нам повод рассматривать организацию с позиций уп­равления ею, то есть в качестве объекта, которым надо управлять.

Многообразие назначения, целей и задач организаций означает их своеобразие и «непохожесть», поэтому для управления ими тре­буются специальные знания и искусство, методы и приемы, учиты­вающие особенности организации совместной деятельности работ­ников. Отсюда логично вытекает вывод о том, что управление орга­низациями должно строиться с учетом их специфических черт, ко­торые не остаются неизменными во времени, а меняются как под влиянием внешних обстоятельств, так и в результате роста и разви­тия самой организации. В соответствии с этим меняются и важней­шие показатели, по которым оцениваются значимость и достиже­ния компаний, например объем реализации продукции, рыночная стоимость компании, рентабельность, производительность и др.

 

 

Любая организация как объект управления, вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, число и состав которых зависят от целей этого описа­ния. Самое общее представление об организации как объекте уп­равления можно получить, имея информацию о ее назначении, правовой основе, месте нахождения, ресурсах, истории создания и развития, имидже в деловых кругах и у потребителей. Кроме того, представляет интерес структура организации, разделение труда и распределение ролей, господствующая в ней организационная культура. Эти параметры прямо или косвенно отражают черты и организацию управления компанией, используемые ею методы ме­неджмента и систему взаимоотношений как внутри, так и с други­ми организациями деловой среды (табл. 2.3).

Значение параметров для характеристики организации

Назначение организации. Эта характеристика необходима для оп­ределения места и роли организации в общем экономическом про­странстве. Ее значение оценивается по таким признакам, как виды производимой продукции или услуг, приоритетные направления удовлетворения общественных потребностей и т. д. В современной экономике определить назначение организации не так-то легко, так как большинство крупных и средних по размерам компаний являются диверсифицированными. Поэтому чтобы ответить на вопрос о назначении той или иной компании, необходимо опреде­лить сферу ее основной деятельности или ключевой компетенции, то есть ту область потребностей, удовлетворение которой она рас­сматривает как приоритетную. (Например, фирма Boeing считает сферой своей компетенции интегрированные комплексные систе­мы, Sony — миниатюризацию. Philips — видеоинформацию.)

Описание организации как объекта управления

 

Параметр описания Характеристика
Название, местона­хождение Официальное наименование, адресные данные
Назначение Цели и виды продукции и услуг
Отраслевая принад­лежность При многопрофильности выделяется главная отрасль
Правовая форма и вид собственности В соответствии с Гражданским кодексом и законами Российской Федерации
Историческая справка Основные этапы развития, определившие современ­ное состояние организации
Структура Состав ее подсистем (производственных и управляю­щих)
Структура управления Тип, вид, сложность, управляемость
Ресурсы Основные виды, размеры
Культура Ценности, разделяемые членами
Ключевые факторы внешней среды Факторы прямого и косвенного воздействия, особое внимание — организациям-конкурентам
Руководство Разделение власти и ответственности, стиль

Местонахождение организации является важной характеристи­кой, которая отражает географию размещения ее подразделений и филиалов, а также предопределяет характер территориальных свя­зей с другими организациями.

Отраслевая принадлежность. С точки зрения управления орга­низациями большое значение имеет их отнесение к тем или иным секторам и отраслям экономики. В составе экономики выделяют три сектора, в каждый из которых входит несколько отраслей, од­нородных по своему месту в технологическом цикле:

1) отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, включают организации и предприятия сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыбного хозяйства, угольной промышленности и т. д.;

2) отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организа­ции и предприятия обрабатывающей промышленности, например машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т. д.;

3) отрасли третичного цикла, предприятия и организации кото­рого оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедея­тельности отраслей первых двух секторов. Это: банки, страховые компании, образовательные учреждения, туристические агентства,

розничная торговля и др.; в состав этого сектора в последнее время включают также все организации и институты, которые занимают­ся такой прогрессивной и быстро развивающейся сферой челове­ческой деятельности, как информационная технология. Высказы­вается обоснованное мнение, что эта группа организаций должна выделиться в четвертый сектор, который хоть и сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире увеличивается роль управления большими и сложными системами.

Другой подход к делению экономики на сектора предполагает выделение двух составляющих:

• корпоративного сектора, в который входят сверхкрупные и крупные предприятия и организации страны;

• индивидуально-предпринимательского, включающего в свой состав индивидуальных предпринимателей и предпринима­тельские структуры среднего и малого размера.

Правовая основа и форма собственности организации являются важными показателями, характеризующими установленные зако­ном условия ее существования.

Историческая справка позволяет восстановить эволюцию и эта­пы развития организации, уточнить стадию ее жизненного цикла, заглянуть в прошлые успехи и провалы, выявить динамику и, глав­ное, оценить предпринятые ранее шаги для достижения того состояния, в котором организация находится сейчас. История помо­жет восстановить необходимые традиции, заострить внимание на общих ценностях, избежать повторения ошибок

Имидж в деловых кругах и у потребителей. Этой характеристике организации в рыночной экономике уделяется большое внимание. И несмотря на это, в общественном мнении сложился далеко не идеальный образ компаний и ее отношений с обществом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Управленческие процессы | Буддизм в истории Японии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.