Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инструменты налогового регулирования




Принципы налогообложения

 

Принципы налогообложения – это исходные, основные категории, по которым формируется система налогов в конкретных, изменяющихся условиях экономики страны.

Прежде чем разработать систему налогообложения необходимо найти ответы из следующие вопросы:

1) определить объём налоговых поступлений, необходимых для формирования бюджета;

2) выяснить контингент налогоплательщиков, способных обеспечить необходимые налоговые накопления;

3) установить объекты налогообложения. Ими могут быть земля, имущество, доходы, прибыль, добавленная стоимость, дивиденды;

4) определить сферы деятельности и субъекты налогообложения, на которые нужно распространить льготы;

5) выяснить аспекты стимулирования социально-экономической деятельности посредством налогов;

6) разработать ставки налогов по объектам и субъектам налогообложения.

Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Общие принципы налогообложения сформулировал еще Адам Смит в своей широко известной книге «Исследование о природе и причинах богатств народов».

Разработка налогового законодательства Республики Беларусь основывалась на следующих принципах:

1) всеобщность – это охват налогами всех субъектов, получающих, доходы;

2) стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

3) равнонапряженность – взимание налогов по идентичным ставкам для всех налогоплательщиков в зависимости от доли их дохода и прибыли с тем чтобы относительная налоговая нагрузка была примерно равна для субъектов с разными уровнями доходов;

4) обязательность – принудительность уплаты налогов, неизбежность его выплаты;

5) социальная справедливость – установление таких ставок и льгот, чтобы они ставили субъектов примерно в равные условия;

6) налоги не должны подавлять и убивать заинтересованность плательщиков в повышении своих доходов и прибыли;

7) допустимость – налоговая система не должна приводить к снижению реальных доходов граждан ниже предельно допустимого уровня, определяемого величиной прожиточного минимума;

8) налоги должны обладать сбалансированностью в том смысле, что их величина вместе с другими поступлениями в бюджет должны уравновесить государственные расходы, которые в противном случае надо сокращать.

 

 

Инструментами налогового механизма или налоговой системы выступают субъекты налога, объекты и база налогообложения, ставки налогов, источники выплаты налоговых платежей, льготы, санкции, сроки перечисления налоговых платежей и предоставления отчетов в Государственную инспекцию.

1. Субъекты налога (т.е. плательщик налога) – это основополагающий элемент, по отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе. Плательщиками налогов и сборов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь являются: 1. предприятия, организации, объединения, имеющие статус юридического лица, осуществляющие хозяйственную и коммерческую деятельность на территории РБ, независимо от подчиненности и форм собственности; 2. их филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет; 3. участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общих дел или получившие выручку от реализации налогооблагаемой продукции; 4. физические лица; 5. предприниматели, извлекающие доходы от предпринимательской деятельности, работы по найму и из других источников.

2. Объект налогообложения – это то, что подпадает под налогообложение. В качестве объекта налогообложения могут выступать: балансовая прибыль, стоимость основных средств и незавершенного строительства, доход физического лица, площадь земельного участка, недвижимость и др.

3. База налогообложения – это величина объекта налогообложения, от которой будет исчисляться налог. У каждого налога своя база, которая при исчислении налогового платежа принимается за 100%. В качестве облагаемой базы могут выступать: фонд заработной платы; остаточная стоимость основных средств; налогооблагаемая прибыль; прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; торговая наценка; валовой доход; выручка от реализации продукции, работ, услуг; доход физического лица и другие.

4. Налог должен быть связан со своим источником выплаты и перечисляться в бюджет после получения доходов. В качестве источника выплаты могут выступать: выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг), балансовая прибыль, чистая прибыль, издержки производства и обращения, доход физического лица.

5. Величина налоговой ставки может быть задана в процентах (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость), коэффициентах (фиксированный налог на прибыль) и абсолютных величинах (налог на землю, экологический налог).

6. Наиболее действенным инструментом налогового механизма являются налоговые льготы, которые могут распространяться на плательщиков, на объекты налогообложения, базу налогообложения и ставки. Они определяют условия уменьшения, отсрочки или полной отмены платежей и поэтому находятся в сфере активного внимания налогоплательщиков. Благодаря льготам налоговый механизм обретает гибкость, обеспечивая дифференцированный подход к хозяйствующим субъектам. Установление льгот позволяет государству воздействовать на народнохозяйственные пропорции, стимулировать развитие нужных экономике производств, регулировать интенсивность накопления капитала, поощрять научно-технический прогресс, деловую активность предпринимателей и т.д.

7. В состав инструментов налогового регулирования экономики входит установление обоснованных сроков уплаты налогов и предоставления отчетов в Государственную налоговую инспекцию.

8. Налоговая дисциплина поддерживается благодаря финансовым санкциям. Они побуждают налогоплательщиков полностью выполнять Закон и подзаконные акты, издаваемые налоговыми органами. Однако мера наказания должна соответствовать размеру нанесенного бюджету ущерба, что в законодательстве не всегда учитывается. Так, ошибка в учете затрат на производство, повлекшая даже неумышленное сокрытии прибыли, обходится белорусскому налогоплательщику штрафом, превышающим налог на прибыль в 5-6 раз.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.