Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наталья Петровна




Лекция 1. (04.09.2012)

Раздел: Теория менеджмента.

Тема: Менеджмент, как теория и вид деятельности.

1.1.Предмет и объект менеджмента. Основные категории теории управления. Основные признаки теории менеджмента.

Введение: Менеджмент, как практическая (организационно-экономическая) деятельность зародился давно, как только труд перестал быть индивидуальным: одни люди руководили работой другихàнеобходимо было иметь совокупность приёмов координации и мотивации целенаправленных действий. Со временем выделение всё новых видов деятельности, их обособление в результате разделения общественного труда обозначало и очередную хронологическую ступень в развитие менеджмента, как деятельности по управлению организационно-экономическими процессами (системами). Однако самостоятельной областью знаний (теорий) феномен менеджмента был признан только в конце 19 начале 20 века, потому что к началу 20 века сложились необходимые условия:

· технологические достижения и развитое промышленное производство;

· накопился необходимый опыт;

· возникли новые отрасли знания (современная экономика, экономико-математические методы, социология, психология);

· обострилась потребность В НАИЛУЧШЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОГРАНИЧЕННЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ.

Ничего удивительного, что в этих условиях стала оформляться наука управления » теория менеджмента, как область знаний (теория). При этом стали быстро складываться и прикладные области этой науки: производственный менеджмент, административное управление, управление человеческими ресурсами, управление проектами, финансовый менеджмент, стратегический менеджмент. Также складывался менеджмент по отраслям и видам деятельности (менеджмент в инфокоммуникациях).

Всё сказанное далее о значение термина «теория» относится к менеджменту.

Теория (происходит от греческого слова, которое звучит точно также) – это рассмотрение, исследование. Любая теория базируется на определённой системе идей и (или) принципов, аксиом. Любая теория представляет собой совокупность обобщённых положений и образует ту или иную науку. Эта совокупность, постоянно динамично развивающая сущность (явление).

Вывод! Теория менеджмента – это наука о менеджменте, которая характеризуется определённой системой принципов, общих положений (аксиоматика, гипотеза), идей, подходов и методов.

«Знание орудие, а не цель» Л.Н Толстой.

Любая наука важна и сама по себе, но главным образом потому, что позволяет получать новое знание. Эти новые знания (умозаключения) выводятся из других умозаключений (знаний) на основе определённой логики; правил логики; теоретических построений, обусловленных возможностями человеческого мозга и опытом. Теории разрабатываются и проверяются людьми в соответствии с научным опытом. Как правило, научный опыт связывают с экспериментом, научной практикой. Часто проверка теорий в менеджменте невозможна в силу затратности, длительности времени, разрушения объектов, теория чаще всего оценивается по наличию предсказательной силы, т.е. по возможности увидеть то новое в проблеме, что без теории увидеть было бы невозможно. И кроме познавательной силы ценность модели определяется её способностью помочь в решении проблемы.

Любые теории должны обладать рядом общих функций, отражающих их сущность и полезность.

Функции теории:

Ø обеспечение (от слова беспечный). Теория обеспечивает пользователя концептуальными (руководящими) структурами (идеями, взглядами, подходами, методами, моделями – инструментарием);

Ø терминологическая – это понятийный аппарат, который позволяет всем пользователям однозначно понимать выражаемые словами явления (семантику);

Ø познавательная – позволяет понимать, объяснять или (и) прогнозировать различные проявления объекта теории;

Ø фальсифицируемость (Поппер) – это критерий научности эмпирической теории. Теория является фальсифицируемой в том случае, если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен. Иначе говоря, согласно критерию Поппера, — научная теория не может быть принципиально неопровержимой.

Ø Фальсифицируемость - критерий содержательности научного суждения, вообше - научной теории (более того - научной методологии в целом), предполагающий возможность ее опровержения. Если научное утверждение не удовлетворяет критерию Ф., то оно относится к разряду тавтологий. Введен в философский и научный оборот Карлом Поппером примерно в такой формулировке: "Теории, которые не могут быть искажены, не могут считаться научными".

 

Назначение и существо теории менеджмента заключается в том, чтобы связать воедино «косвенные улики» (анализ), вынести вердикт прошлым событиям (синтез) и указать, что может происходить в будущем (прогноз и планирование) при соблюдении определённых условий (предпосылок, ограничений), а также предложить механизм для того, чтобы эти планы реализовать (организация, мотивация, координация, контроль), исходя из намеченных целей и при наилучшем использовании всегда ограниченных ресурсов. При этом теория прикладывается к одной из четырёх видов задач:

ü Задача выполнения программы – когда систему в течении времени дельта тэ перевести из начального состояния S-0 в конечное состояние S (t0+дельта t).

ü Задача стабилизации – в течение дельта тэ постоянно сохраняется состояние эс нулевое.

ü Задача слежения (соответствия) – внутреннее состояние одной системы должно соответствовать внутреннему состоянию другой системы (валенки).

ü Задача оптимизации – все задачи решаются наилучшим способом

 

 

Лекция 2. (11.09.2012)

Объектом изучения Теории менеджмента являются системы, созданные людьми, в которых люди – основной элемент, а также протекающие в них процессы, находящие отражение в разнообразной информации. Предметом изучения теории менеджмента является содержание деятельности людей в рассматриваемых системах (человеко-машинных), осуществляемой в процессе производства продукции, работ, услуг путём преобразования, распределения и перераспределения производственных ресурсов. При этом производство толкуем расширительно, имея ввиду и доведение продукции до потребителя (продажа). При этом обязательно продукция производится с учётом требования рынка (платёжеспособного спроса) и наиболее рациональным способом.

ВЫВОД! Теорию менеджмента, как научную дисциплину, можно охарактеризовать как упорядоченные знания, аккумулированные по определённым логическим правилам, представляющие собой систему принципов, методов и технологий управления функционированием и развитием социально-экономических систем, разработанных на основе информации, полученной как эмпирическим путём (опытом), так и в результате применения методов из других областей науки.

1.2.Содержание понятия менеджмент. Принципы, цели, закономерности и функции менеджмента. Понятие ограничения и рисков деятельности. Проблематика и инфраструктура менеджмента.

Термин «менеджмент» имеет несколько значений, которые тесно связаны между собой и раскрывают различные стороны этого сложного явления. Другими слова, это даёт системный взгляд на менеджмент в его историческом развитии.

Менеджмент – это:

1. Умственная или мыслительная деятельность определённого свойства. Это деятельность, в результате которой принимается решение относительно предполагаемой последовательности действий человека (людей), включающее такие атрибуты, как цель и способы её достижения, а также оценку фактически достигнутого результата деятельности.

2. Орган управления в организации. Это совокупность подразделений аппарата управления организационной системы, объединяющих её менеджеров.

3. Вид трудовой деятельности. Это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности со всеми его функциями, методами и средствами, включая технические и нормативные, имеющий характер процесса, который объединяет различные составляющие работы организации в единое целое.

4. Определённая категория людей. Категория людей, профессионально занимающихся управлением организациями, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.

5. Область науки. Менеджмент изучает общие проблемы, проблемные ситуации, проблемы содержащие системы, возникающие, когда одни люди управляют работой других людей. В этой сфере деятельности производятся научно-исследовательские работы (НИР), выпускаются журналы и книги, формируются концепции, подходы и методы управления для использования в научной и практической деятельности.

6. Искусство. Искусство в определённой мере, так как управленческая наука часто даёт лишь общие ориентиры, а не конкретные инструкции по продлению управления. Поэтому нужны не только методы и модели, но и понимание психологии людей, которыми управляем, обладание определённой культурой и нравственными принципами.

7. Учебная дисциплина. В какой-то мере английский «менеджмент» соответствует русскому «управлению», который является более широким термином, чем американский. «Управление» означает организацию целенаправленных действий в системах различной природы (управление ракетой, управление войсками). Общие вопросы управления и информации –это кибернетика.

 

Лекция 3. (25.09.2012).

Тема: Типология менеджмента.

1.Основы типологии менеджмента. Причины возникновения разных типов менеджмента.

К настоящему времени область знаний об управлении организациями (менеджмента) представляет собой большую, сложную и динамичную систему. Большая система – система, у которой достаточно большое количество элементов. Эти три свойства предопределены:

· размерами экономических объектов (экономической системы)

· накопленным опытом управления

· развитием и использованием смежных областей знания.

При этом, характер менеджмента, характер выбираемого инструментария (принципы и методы управления) зависят от фактов экономической деятельности, от фактов реальной действительности (сравни финансы и производство).

Появилась необходимость в типологии менеджмента, т.е. классификации его по разным признакам.

Типология менеджмента – это упорядоченное во времени, систематизированное и многостороннее представление о менеджменте, как о сложном явлении. Типология управления помогает при решении разнообразных задач управления использовать знания наиболее практично: т.е. она позволяет при всём разнообразии условий, в которых осуществляется управление, осуществлять его по определённым правилам, путём выбора наиболее адекватного (релевантного) варианта управления.

Всю сферу менеджмента можно разбить на отдельные сферы, слои, страты, участки, области, отрасли, подсистемы в соответствии с определёнными признаками.

2.Механизмы управления. Средства и методы управления.

Экономический механизм. Нет общего мнения относительно термина. Принято понимать под экономическим механизмом цепи последовательных, взаимосвязанных экономических явлений. Академик Абалкин предложил следующее определение механизма экономики – это совокупность ресурсов экономического процесса и способов их соединения. Всякий экономический механизм «запускается» субъектами, инициирующими исходные экономические явления. Под влиянием этих исходных явлений начинается процесс следования одного за другим в определённой последовательности цепочки взаимозависимых экономических явлений (возможны и итерации) в конце которой наступает / не наступает завершающее явление, к которому стремилась организация. При этом механизм управления должен быть не менее сложным, чем экономический механизм, должен иметь свои приёмы и методы, чтобы успешно решать три известные нам задачи менеджмента: задачи выполнения программы, задачи стабилизации, задачи слежения (соответствия). Механизм управления – это совокупность ресурсов процесса управления и способов их соединения. Основным механизма управления является простейший управленческий цикл.

Рис. 1.6. Вектор M (M1, M2…)- внешнее воздействие

Управляемая система Вектор m – внутреннее состояние системы
ресурсы


Мешающее воздействие Стимулирующее

воздействие

Управляющая система Ветор n
вектор R

Механизм воздействия


цели механизм контроля

дельта=(Ц-R)

 

принять решение чтобы ликвидировать дельту, изменить цели  

 


 

Лекция 4. (02.10.2012)

3.3.Статика управления: типы управления.

В любом механизме можно выделить несколько составляющих:

1.Процессная составляющая, т.е. управление рассматривается как действие по выявлению и разрешению проблем.

2.Функциональная составляющая. Управление рассматривается как совокупность видов деятельности, направленных на достижение различных результатов.

3.Структурная (элементная, системная) составляющая. Управление – это деятельность, организующая взаимодействие различных структурных подразделений объекта.

Одним из важнейших критериев типологии (выбора) менеджмента является приоритет тех или иных средств управления.

Критерии:

1. «Глубина преобразований». Сюда можно отнести: стратегический менеджмента, операционный менеджмент, риск-менеджмент, управление проектами. Выбор стратегии – основа деятельности любой компании. Стратегические решения – решения судьбоносные. Назначение стратегического менеджмента – поддержание устойчивости развития компании в долгосрочной перспективе. Стратегический менеджмент – область деятельности высшего руководства организации. Стратегический менеджмент – это механизм, с помощью которого устанавливаются долгосрочные цели развития организации и выбираются осуществимые пути их достижения. Основная забота стратегического менеджмента – это изучение внешней среды. Стратегический менеджмент раскладывается на 2 составляющие: стратегическое планирование и стратегическое управление. При этом, конечно, возможно возникновение критических ситуаций. Деятельность без рисков невозможна в таком сложном мире, как наш. Риском можно управлять. Возник риск-менеджмент. Для любого бизнеса важно не избежание риска вообще, а необходимо минимизировать риски путём использования механизмов страхования и разделения рисков.

Управление в условиях стратегических неожиданностей. Условия:

· Проблема возникает внезапно и вопреки ожиданиям.

· Проблема ставит новые задачи, не отвечающие прошлому опыту фирмы.

· Контрмеры (противодействия) должны быть предприняты срочно, хотя обычный порядок принятия решений не позволяет этого делать.

Оперативное управление – это такой процесс, который ориентирован на каждодневную, рутинную работу, связанную с достижением краткосрочных целей. Сравнение стратегического и оперативного менеджмента (См. таблицу 1X).

2. «Угроза существованию». Выделяется антикризисный менеджмент. Антикризисный менеджмент определяется, как деятельность необходимая для преодоления состояния, угрожающего существованию предприятия, при котором основным вопросом становится выживание последнего. Всё поведение (при кризисе) будет отличаться от «нормального» управления. Как правило, перенос всего внимания идёт на сиюминутные, краткосрочные проблемы, которые связаны с проведением жёстких, быстрых и решающих мероприятий. При этом, как правило, дальнейший курс развития меняется.

3. Роль личности в организации. Выделяются административный менеджмент, управление с ограниченным мотивированием, экономическое управление... Административный менеджмент – основа команда, выполнение которой жёстко контролируется, а система ответственности прописана и соответствует потребностям такого управления. Человеческий фактор (психологические штучки) совершенно никому не интересен. Разновидности: программно-целевое управление, управление проектами, управление на основе стандартов и сертификатов. Сегодня ни для кого не секрет, что человеческий фактор – основа успеха любой организации, поэтому нужно иное, чем только административное мотивирование. Поэтому прибегают к управлению с ограниченным мотивированием. В этом случае выявляются наиболее существенные черты личности, достаточно ограниченные, чтобы мотивирование оказалось эффективным. Поскольку это обследование требует значительных ресурсов, которые компания выделяет неохотно и скорее всего не выделит, то добиться максимальной мотивации практически никогда нельзя. Экономическое управление характеризуется приоритетом экономических средств воздействия на работников. Это всё важно, но необходимо учитывать социальные и личностные качества человека. Социально-экономическое управление.

4. Техника и человек. Выделяется производственный менеджмент, который ориентирован на безотказное надёжное функционирование систем и средств связи и процессов, связанных с предоставлением услуг. Цель производственного менеджмента – добиться выполнения основных процессов на соответствие действующим нормам и нормативам.

5. Учёт роли рынка. Выделяются планово-директивное управление, маркетинговый подход к управлению, целевое управление и проблемно-ориентированное управление. Маркетинговый подход к управлению – сейчас нормальная компания должна строить свою деятельность подстроенной под клиента.

 

Лекция 5. (09.10.2012)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.