КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Контроль в области природопользования и охраны окружающей среды
Экологические нормативы, применяемые в Республике Беларусь и их виды
Вопросы нормативно-правового обеспечения экологического нормирования тесно связаны с общей структурой экологического права Беларуси. В целом источниками экологического права в нашей стране признаются нормативно-правовые акты, регулирующие экологические отношения, в том числе посредством норм и правил. К ним относятся законы, указы, постановления, распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств и т. д. Наибольшую юридическую силу имеют законы Республики Беларусь, они составляют основу системы права государства. Указы Президента Республики Беларусь, постановления и распоряжения Правительства Республики Беларусь, нормативные акты министерств и ведомств относятся к подзаконным актам и принимаются на основании и во исполнение законов. Становление и развитие экологического права Республики Беларусь относится к концу 80-х–90-м гг. прошлого столетия, когда был принят широкий спектр законов, регулирующих деятельность в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности населения и рационального использования природных ресурсов. В основном природоохранном законе нашей страны, каким является закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», экологическому нормированию отведена самостоятельная глава (глава 5 «Нормирование, метрологическое обеспечение, стандартизация в области ООС, экологическая сертификация»). В ней выделено и охарактеризовано несколько видов экологических нормативов, норм и требований. Основные из них: - нормативы качества окружающей среды; - нормативы допустимого воздействия на окружающую среду; - нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ; - нормативы образования отходов; - нормативы допустимых физических воздействий; - нормативы допустимого изъятия природных ресурсов; - нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду и др. В качестве примера рассмотрим нормативы качества окружающей среды. К нормативам качества окружающей среды относятся: 1) нормативы ПДК химических и иных веществ; 2) нормативы ПД физических воздействий; 3) нормативы ПДК микроорганизмов; 4) иные нормативы качества окружающей среды. В настоящее время массив нормативов качества окружающей среды включает более 500 нормативов ПДК химических и иных веществ для атмосферного воздуха, более 1600 – для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения, более 100 – для почв. Нормативы ПДК вредных веществ, вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воду, почву, устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Необходимо отметить, что практически во всех законах по экологической безопасности, а также в законах ресурсного блока существует раздел или статья, регламентирующая вопросы экологического нормирования применительно к конкретному объекту права. Вместе с тем в перечне республиканских законов отсутствует собственно закон об экологическом нормировании, что объясняется, в первую очередь, отсутствием концепции этого важнейшего инструмента охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Литература
1. Опекунов, А. Ю. Экологическое нормирование / А. Ю. Опекунов. – СПб.: ВНИИокеанология, 2001. – 216 с. 2. Родькин, О. И. Экологический менеджмент: учеб.-метод. пособие / О. И. Родькин, Ч. А. Романовский, С. С. Позняк; под общ. ред. О. И. Родькина. – Минск: РИВШ, 2008. – 254 с. 3. Лаевская, Е. В. Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» в редакции Закона от 17 июля 2002 года / Е. В. Лаевская, В. Е. Лизгаро, Т. И. Макарова; науч. ред. Е. В. Лаевская, Т. И. Макарова. – Минск: Тонпик, 2005. – 272 с.
7.1. Экологический мониторинг. Сущность и содержание. 7.2. Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь. 7.3. Результаты наблюдений за состоянием природных ресурсов и качеством окружающей среды.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |