КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Национальная система мониторинга окружающей среды
Экологический мониторинг. Сущность и содержание Эффективное управление эколого-экономическими системами и успешная реализация экологической политики возможно только при наличии достоверной, максимально полной и своевременной информации о наличии и состоянии природных ресурсов, о качестве окружающей среды и ее загрязнении, о причинах и последствиях возникающих неблагоприятных экологических ситуаций. Средством для получения, обработки, хранения и передачи такой информации, служащей основой для прогнозов развития экологической ситуации и выработки экологически безопасных и экологически эффективных принимаемых решений является экологический мониторинг. Формированию системы экологического мониторинга отводится важная роль в экологическом управлении и природоохранной деятельности. Само понятие «мониторинг» рассматривается как система наблюдений за состоянием объекта изучения, отражение динамики происходящих в нем изменений и прогноза развития ситуаций. Под экологическим мониторингом понимают комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей среды и экологической безопасности. Экологический мониторинг является составным элементом системы контроля и управления за состоянием окружающей среды (рис. 7.1).
Рис. 7.1 – Схема проведения мониторинга
Экологический мониторинг подразделяется: по масштабам обобщения информации – на глобальный, национальный, региональный, локальный и импактный, или «точечный» мониторинг источников загрязнений; по методам ведения – на биологический, химический, геофизический, дистанционный (космический и др.); по объектам наблюдения – на биосферный, климатический, генетический, источников загрязнений и др. Экологический мониторинг решает задачи: - организации единой системы сбора и обработки данных наблюдений; - информационного обеспечения органов власти и управления комплексной информацией о состоянии окружающей среды и проблем охраны природы; - оценки и прогноза состояния окружающей природной среды. Ключевым элементом экологического мониторинга является оценка воздействия экономической системы на окружающую среду, представляющая собой процедуру учета экологических требований национального законодательства при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества. Организационной формой экологического мониторинга в Беларуси является Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС), непрерывное функционирование которой определено ст. 68 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (2002 г.). Национальная система мониторинга окружающей среды была создана в 1993 году в целях обеспечения взаимодействия систем наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием антропогенных факторов, получения и предоставления полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее. НСМОС представляет собой открытую систему, объединяющую отдельные виды мониторинга окружающей среды, обеспечивающую их взаимодействие в целях получения комплексной информации о состоянии окружающей среды, анализа и прогноза ее изменений. Создание и функционирование НСМОС является одним из приоритетных направлений реализации государственной политики Республики Беларусь в экологической сфере.
НСМОС объединяет 11 организационно самостоятельных, но функционирующих на общих принципах, видов мониторинга и базируется на упорядоченной системе сбора, обработки, анализа и оценки информации, получаемой на научно обоснованной сети, состоящей из более 3500 пунктов наблюдений, включенных в Государственный реестр пунктов наблюдений системы. На рисунке 7.2 приведена структурная схема организации НСМОС. Организацию и координацию ведения НСМОС осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды посредством формирования и ведения Государственного реестра пунктов наблюдения НСМОС, установления режима, порядка и формата информационного обмена; создания и ведения банков обобщенной информации, касающейся состояния окружающей среды и воздействия на нее природных и антропогенных факторов. Как показано на рисунке 7.2 организацию проведения видов мониторинга окружающей среды в составе НСМОС осуществляют: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (Минприроды) (ГУ «РЦРКМ» департамента по гидрометеорологии в части проведения мониторинга атмосферного воздуха, мониторинга поверхностных вод, радиационного мониторинга); Минприроды (Бел НИЦ «Экология» совместно с ГНПО «НПЦ НАНБ по биоресурсам», Минлесхозом, Мисельхозпродом, Полесским ГРЭЗ, Березинским биосферным заповедником и Национальными парками в части мониторинга животного жира); Минприроды (РУП «Бел НИГРИ»; РУП «Белгеология» в части мониторинга подземных вод); Минприроды (РУП Бел НИЦ «Экология» в части локального мониторинга); Национальная академия наук (НАК) Беларуси (ГУ «Центр геофизического мониторинга НАНБ», ГНУ «Институт природопользования НАНБ» в части геофизического мониторинга); НАК (ГНУ «Институт экспериментальной ботаники НАНБ», БГУ в части мониторинга растительного мира); Министерство образования (НПИЦ МО БГУ, ГНУ «Институт физики НАНБ» в части мониторинга озонового слоя); Министерство лесного хозяйства (ЛРУП «Белгослес», ПИП «Белгипролес», ГУ «Беллесозащита» в части мониторинга лесов); Государственный комитет по имуществу (РУП «ИПА» НАНБ, БГУ, ГУ «РЦРКМ» департамента по гидрометеорологии в части мониторинга земель).
Рис 7.2 – Структурная схема организации НСМОС Сбор, хранение, обработка, анализ данных, предоставление информации, получаемой в результате проведения определенного вида мониторинга, осуществляется через соответствующие информационно-аналитические центры, которые находятся в системах вышеуказанных республиканских органов государственного управления и Национальной академии наук Беларуси. Государственные органы, юридические лица и граждане вправе запрашивать и безвозмездно получать у органов государственного управления, осуществляющих проведение мониторинга окружающей среды, информацию НСМОС.
НСМОС взаимодействует с системой социально-гигиенического мониторинга (организация проведения которого осуществляется Министерством здравоохранения) и системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (организация проведения осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям) в части обмена информацией о состоянии окружающей среды и воздействии на нее природных и антропогенных факторов. Важнейшей составляющей мониторинга окружающей среды является наблюдение за объектами, воздействующими на окружающую среду в процессе хозяйственной и иной деятельности. Эту функцию в соответствии с законодательством Республики Беларусь выполняет локальный мониторинг. Целями локального мониторинга являются наблюдение за состоянием окружающей среды в районе расположения источников воздействия на окружающую среду и воздействием этих источников на окружающую среду. Перечень природопользователей, осуществляющих проведение локального мониторинга, определяется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. Порядок ведения локального мониторинга окружающей среды и использования его данных определяется Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров 28 апреля 2004 г., № 482 и Инструкцией о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию источников вредного воздействия на окружающую среду, утвержденной Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды 22 июля 2004 г., № 20.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |