Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль системы бюджетов для прогнозирования и составления обоснованных бизнес-планов

Из экономического анализа:

Основным инструментом разработки бизнес-плана является сметное планирование, которое включает два этапа, т.е. непосредственное планирование и мониторинг (контроль, наблюдение) текущей хозяйственной деятельности. Сметное планирование обеспечивает сбалансированность финансовых показателей благодаря целям составления смет, используемым подходам и методам их составления, содержанию главного бюджета как системы взаимосвязанных бюджетов.

Смета или бюджет - количественный план в стоимостном выражении, показывающий планируемую величину доходов, расходов и капитал, который необходимо привлечь для достижения поставленной цели.

Можно выделить следующие цели составления бюджетов и смет:

1) помощь планированию операций;

2) координирование различных видов деятельности подразделений;

3) стимулирование (мотивация) руководителей всех рангов к достижению целей своих центров ответственности;

4) контроль над производством, увязка текущих и перспективных планов;

5) оценка эффективности работы руководителей, т.е. управление по отклонениям, выявление резервов;

6) средство обучения менеджеров.

При разработке бизнес-плана составляются следующие сметы: продаж, производства, различных затрат, прибылей и убытков, движение денежных средств, прогнозного баланса.

Различают два подхода к расчетам смет:

a) разработка сметы с «нуля» (новое предприятие или меняется профиль работы);

b) планирование от достигнутого уровня (профиль работы не меняется). Сметы могут составляться как по основной деятельности, так и по неосновным видам деятельности предприятия.

При составлении смет используются следующие методы:

1) нормативный (объем затрат и потребности в ресурсах определяются = норма расход х объем затрат или ресурсов)

2) расчетно-аналитический метод (средние затраты или ресурсы * индекс изменения затрат или ресурсов в плановом периоде)

3) балансовый метод (увязка объема затрат с источниками ресурсов)

4) оптимизации (предполагает многовариантность, из альтернативных прогнозов выбирают наилучший)

5) моделирования (сводится к факторному анализу).

В процессе бюджетирования рассчитывается бюджет компании по всей совокупности операционного и финансовых бюджетов (кроме бюджета капиталовложений) и оценивается прогнозное финансовое состояние компании. Если результирующие финансовые показатели, рассчитанные на основе системы бюджетов компании неудовлетворительные (прибыль, рентабельность, ликвидность и т.д.), то разрабатываются альтернативные сценарии, анализируются отклонения, вносятся коррективы.

Расчет каждого бюджета компании производится в определенных форматах на основе прогноза объема продаж. Сметы составляются на год в целом с поквартальной (или помесячной) разбивкой.

Последовательность процесса бюджетирования: операционный и финансовый бюджеты.

Бюджет (смета) – детализированный план деятельности предприятия на ближайший период, который охватывает доход от продаж, производственные и финансовые расходы, движение денежных средств, формирование прибыли предприятия. Отличие бюджета от плана наличие только стоимостных показателей и большая детализация.

С позиции количественных оценок планирование текущей деятельности заключается в построении так называемого генерального бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов. Процесс построения таких бюджетов в средне- и краткосрочной перспективе и называется бюджетированием.

1. Операционный бюджет. Имеет отношение к планированию и выполнению текущей производственной деятельности, важны, прежде всего, для линейных руководителей. Включает в себя плановый отчет о прибылях и убытках, который в свою очередь формируется на основе: бюджета продаж, производственного бюджета, бюджета товарно-материальных запасов и бюджета расходов.

Этапы (порядок) составления оперативного бюджета (Лист).

2. Финансовый бюджет – это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Имеет большую значимость для топ - менеджеров и руководителей финансовой службы.

Разработка прогноза финансового положения или прогнозного бухгалтерского баланса для организации в целом является последним шагом в процессе подготовки общего бюджета.

Управление по отклонениям - это анализ только тех отклонений, которые превышают определенный лимит, устанавливаемый руководством (например, + 4%). При выявлении отклонений управляющий разрабатывает мероприятия с целью минимизации отклонений.

Отклонения могут быть благоприятными, т.е. приводящие к увеличению фактической прибыли по отношению к плановой прибыли, или нет. Все отклонения аналитики подразделяют на три вида: отклонения затрат основных материалов, отклонения прямых трудовых затрат, отклонения общепроизводственных расходов.

При анализе смет используются все традиционные методы экономического анализа: вертикальный, горизонтальный, факторный. При факторном анализе используется детерминированные факторные модели, которые решаются методами цепной подстановки. В основе факторного анализа отклонений лежат схемы (Лист).

Система бюджетов используется менеджерами как средство для управления деятельностью предприятия, контроля за реальными состоянием дел в сравнении с желаемыми результатами в будущем. Это управление с прямой связью предполагает анализ исполнения смет (анализ отклонений), т.е. это процесс вычисления сумм м выявления причин отклонений между фактическими и нормативными (бюджетными) затратами.

Отклонения могут быть благоприятными или нет. Все отклонения аналитики подразделяют на 3 вида:

1. отклонения затрат основных материалов

2. отклонения прямых трудовых затрат

3. отклонение ОПР

Мониторинг любых смет предполагает фактический анализ отклонений фактических данных от бюджетных по двухфакторной мультипликативной модели. При выявлении отклонений управляющий разрабатывает мероприятия с целью их минимизации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы расчета планирования и прогнозирования основных финансовых показателей деятельности предприятия | Сметный объем продаж продукции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.