Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самоуправление как метод менеджмента




Вопросы

Краткие итоги

В лекции рассмотрены социально-психологические методы менеджмента, под ракурсом их разделения на социологические и психологические.

Определены их цели и направления.

Представлено понятие социально-психологического климата, а так же его признаки.

1. Дайте понятие социально-психологическим методам управления.

2. Охарактеризуйте направления социально-психологических методов.

3. Выделите сущность социальных методов.

4. Определите компоненты психологических методов управления.

5. Раскройте понятие социально-психологического климата

 


Цель лекции: раскрыть понятие самоуправление как метода менеджмента, выделить уровни самоуправления, а также основные принципы.

Самоуправление - демократизация управления, обеспечивающая работникам возможность участвовать в процессе принятия решений, влиять на положение дел в организации. Понятие "самоуправление" выражает довольно устойчивый тип социального образования или общественных отношений.

Полностью самоуправляемой считается система, не имеющая над собой ни одного вышестоящего органа управления (например, частная фирма).

Организация самоуправляема частично в том случае, если она представляет собой объект (элемент, звено, подсистему) в более сложной иерархической структуре (ряд предприятий и фирм входят в состав ОАО). Степень такой самоуправляемости определяется мерой централизации (децентрализации) или соотношением между внешним управлением, реализуемым со стороны вышестоящего органа, и внутренним управлением, исходящим от управляющего субъекта системы.

Самоуправление можно схематически представить в виде соединения труда и управления, который чаще называют подходом "снизу" (рисунок 16.1).

 

Рис. 16.1. Подход "снизу" в самоуправлении

Самоуправление развивалось по следующим направлениям:

· развитие с позиции общественных аспектов (А. Маслоу, У. Оучи и др.);

· развитие с позиции участия работников в самоуправлении (Л. Келос, У. Мэри и др.);

· развитие с позиции исторических предпосылок (М. Туган-Барановский, А. Чаянов и др.);

· развитие с позиции участия работников в управлении.

Самоуправление можно представить в следующей последовательности (рисунок 16.2):

 

Рис. 16.2. Уровни самоуправления

Самоуправление является следствием демократизации.

Основные формы демократизации:

1. Соучастие в управлении – право работников на получение информации о функционировании организации, о планах администрации, на выражение своего мнения, на привлечение к управлению фирмой с правом совещательного голоса и на представительство в органах управления на условиях меньшинства.

2. Соуправление – право на участие в принятии решений, наложения вето на отдельные постановления, принимаемые администрацией, самостоятельное решение некоторых вопросов производственного и социального характера, на равное представительство в органах управления.

3. Внутренний (рабочий) контроль – право контроля за действиями администрации.

Самоуправление – право на прямое управление предприятием по главным направлениям на основе принципа "один человек – один голос", так и на косвенное.

Самоуправление с позиции работника представляется следующим образом.

Условие: работник и трудовые коллективы реализую себя в качестве субъектов собственности.

Труд соединяется с управлением через отношения собственности. Так как экономической формой их реализации является хозяйственный расчёт, то более благоприятные условия для самоуправления складываются на нижнем уровне, где хозяйственные отношения проявляются наиболее значимо.

Самоуправление с позиции коллектива.

Проблемы развития самоуправления в коллективе:

1. Общие причины: инерция, старые методы руководства.

2. Причины внутри трудовых коллективов: разная квалификация, конфликтность, профессиональная пригодность.

3. Сложность определения самостоятельности с самоуправлением.

4. Неравный доступ к управленческой деятельности внутри коллектива.

5. Разный уровень доступа к необходимой информации.

Для того чтобы самоуправление получило развитие, необходимо задействовать следующие инструменты:

· разработка программ, где центральным элементом, которых является обучение персонала организации особенностям, принципам и формам самоуправления;

· реструктуризация предприятий с целью формирования на местах автономных самоуправляемых рабочих команд и бригад с передачей им части функций иерархических структур;

· превращение самоуправляемых автономных подразделений в самостоятельные бизнес-единицы;

· построение системы широкой информационной коммуникации, привлечение на этой основе работников к планированию деятельности своих подразделений и организации в целом;

· сохранение и поддержание традиционных ценностных ориентиров;

· формирование особого, партнерского стиля управления, основанного на горизонтальной координации и вертикальной интеграции,

· нацеленного на корпоративное использование знаний, инициативы и самостоятельности работников.

Принципами развития самоуправления выделяют:

1. Пассивно – сдерживающее направление – пассивная поддержка преимуществ и сдерживание желания участия работников в управлении.

2. Компенсационная поддержка самоуправления – поддержка инициативы участия работников в самоуправлении и поощрение достигнутых результатов.

3. Развитие самоуправления в качестве эффективного функционирования организации.

Для развития системы самоуправления необходимо развивать коллективный подход в её формировании. С этой позиции следует определить состав таких систем:

1. Формы участия в управлении.

2. Система оплаты труда и материального стимулирования.

3. Система технического прогресса.

4. Система управления процессами труда.

5. Система управления товарными ресурсами.

6. Обслуживающая система.

7. Система социального развития.

8. Система развития экономического соревнования.

9. Система технологии производства.

10. Система единичного управления структурными подразделениями трудового коллектива.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.