КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление персоналом как объектом менеджментаВопросы Краткие итоги В лекции рассмотрен метод менеджмента как самоуправление, который представляет собой демократизацию управления. Представлен подход самоуправления, получивший название "снизу", который представляет собой сумму труда и управления. Определены уровни самоуправления от конкретного рабочего места до корпоративного. Также представлены основные формы демократизации, такие, как соучастие в управлении, соуправление и внутренний (рабочий) контроль. Самоуправление рассмотрено с позиции коллектива и работника. Рассмотрены основные принципы самоуправления. 1. Раскройте понятие самоуправления. 2. Опишите направления развития самоуправления как метода менеджмента. 3. Представьте характеристику основных уровней управления. 4. Раскройте понятие демократизации в системе самоуправления. 5. Охарактеризуйте принципы самоуправления. Цель лекции: раскрыть основные подходы к управлению персоналом, выделить факторы управления, принципы поиска рабочей силы и системы оплаты труда. Управление персоналом - это комплексное, целенаправленное воздействие на коллективы и отдельных работников в направлении обеспечения оптимальных условий для творческого, инициативного, созидательного труда для достижений целей организации. В связи с тем, что руководитель управляет не только процессами, но и людьми, то в этой связи представляется, что удовлетворение потребностей работающих в организации сотрудников – одна из важнейших целей эффективной работы. Для управления персоналом необходимо создать кадровую службу. Кадровые службы представляют собой самостоятельную группу профессиональных специалистов – менеджеров, главные цели которых – повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала, разработка и реализация программы развития кадров организации. Работами кадровых служб являются: Формирование кадров организации (планирование, отбор и наем, высвобождение, анализ текучести и т.д.). Развитие работников (профессиональная ориентация и переподготовка, аттестация и оценка персонала, организация продвижения по службе); Совершенствование организации труда и его стимулирование, создание безопасных условий труда. Для управления персоналом организации следует использовать следующие факторы (рисунок 17.1):
Рис. 17.1. Факторы управления персоналом Технико – экономические факторы: 1. Изменение структуры и форм занятости: дифференциация персонала и формирование "внутренних рынков труда". 2. Пересмотр организации труда с акцентом на интегрированные трудовые функции и групповую работу. 3. Непрерывное повышение квалификации и переподготовка персонала. 4. Создание комплексных систем управления качеством работы. Личностные факторы: 1. Пересмотр принципов занятости, гибкие, индивидуальные формы работы. 2. Создание системы непрерывного образования кадров. 3. Ориентация системы стимулирования на предпринимательство, новаторство, участие в управленческих решениях. 4. Изменение стиля руководства и повышение роли "корпоративной культуры" в системе управления. 5. Комплексный подход к воспроизводству человеческих ресурсов в организации, закрепление и развитие ключевых кадров. Экономические и социально-политические факторы: 1. Аккумулирование передового международного опыта управления кадрами. 2. Создание новых форм конструктивного сотрудничества работников, профсоюзов и администрации компаний. 3. Усиление взаимодействия кадровых служб с государственными организациями. 4. Политика управления трудом. Развитие теории управления: 1. Формирование целостного "видения" управления персоналом, понимание роли личности в обеспечении эффективной работы организации. 2. Повышение аналитической обоснованности решений по использованию трудовых ресурсов. Таким образом, основными задачами кадровых служб являются следующие: · всесторонняя поддержка бизнеса; · формирование политики прогноза персонала, поддержка творческого отношения к делу; · обеспечение высокого уровня профессионализма и качество экспертизы в кадровых вопросах; · выявление проблем в сфере использования трудовых ресурсов и привлечение к ним внимания руководителей различного уровня для принятия соответствующих решений; · создание условий для высокопродуктивной работы и поддержка творчества и новаторства; · расширение знаний менеджеров организации с целью эффективного использования потенциала сотрудников. Для наиболее эффективного управления персоналом, необходимо проводить продуманную политику кадрового планирования. Кадровое планирование – это система решений, позволяющих обеспечить организацию необходимым персоналом. Это определение того, когда, где, сколько, какой стоимости и какой квалификации потребуются сотрудники в будущем. Схема кадрового планирования представлена на рисунке 17.2.
Рис. 17.2.Схема кадрового планирования Принципы кадрового планирования: 1. Кадровая политика: принципы приема на работу, функции (обязанности, виды трудовой деятельности), профессиональное развитие личности. 2. Планирование потребности в персонале: какая и сколько рабочей силы будет задействовано в определенное время; где в ней нуждаются; какие и сколько имеется рабочих мест. 3. Планирование приема на работу: внешнее планирование, внутреннее планирование, дополнительно принимаемые на работу сотрудники, каких и сколько сотрудников необходимо переместить по службе, повышение квалификации. 4. Планирование сокращения кадров: какая и сколько рабочей силы должно быть оставлено на предприятии, какие мероприятия проводятся. 5. Планирование затрат на подбор и обучение кадров: какие расходы по статьям предусматриваются на формирование и развитие персонала организации. 6. Планирование профессионального обучения персонала: какие и сколько учебных мероприятий необходимо, новый или имеющийся в наличии персонал квалифицируется на предусмотренные рабочие места. 7. Планирование работы и перспективы развития персонала: сколько и какие сотрудники, когда и на какую должность будут назначены. Для определения потребности в персонале можно использовать один из следующих методов: · эконометрический метод; · метод проектирования тенденции; · балансовый метод; · разработка штатного расписания. При эконометрическом методе определяется потребность в рабочей силе исходя из предполагаемого уровня конечного спроса на определенный год в будущем. Строится модель и определяется степень корреляционной зависимости между показателями Метод проектирования тенденций предполагает перенос прошлых тенденций изменений в величине совокупной рабочий силы и ее структуре на прогнозируемый период. Под балансовым методом подразумевается заполнение в установленной ведомости штата предприятия и сопоставление данных с реально существующими сотрудниками. По итогам сопоставления делается вывод о наличии вакантных рабочих местах. Разработка штатного расписания заключается в оценке штатных расписаний организации, анализе стоящих задач (анализ затрат времени). Для определения общей потребности в кадрах используется формула:
где Q i – количество рабочих операций i в плановом периоде; t i – затраты времени на единицу продукции i, мин.; НРВ – нормативное (тарифное) рабочее время планового периода, часов; ПВ – потери времени с учетом перерывов, болезни. Среди качественных методов подбора персонала можно выделить: 1. Содержание информации о фирме – все, что позволяет выделить данную фирму на фоне прочих (стиль управления, местоположение, число сотрудников, величина организации и т.п.). 2. Характеристика вакансий, функций и развитости персонала – причины вакансий, круг задач, компетентность претендента, возможность развития. 3. Оценочные критерии личности претендента – профессиональная подготовка, требования к поступающему. 4. Преимущества и льготы фирмы – размер заработной платы, вопросы проживания, система найма, пособия. 5. Информация и условия приема – сроки приема, документы для поступления, адрес фирмы. Рынками поиска рабочей силы являются: 1. Рынок рабочей силы внутри предприятия: o на отдельном предприятии; o в других отделениях предприятия; o в объединении фирм или концерне. 2. Рынок рабочей силы за пределами предприятия o вся страна (региональный и надрегиональный рынки); o зарубежные специалисты. При подборе сотрудников важно руководствоваться некоторым комплексом критерием. Можно выделить некоторые из них: 1. Образование и опыт: уровень образования, автономность, ответственность за издержки производства, совместная работа, управление персоналом. 2. Поведение: внешний вид, уверенность в собственных силах, адаптивность и контактность, уравновешенность, честность, кооперированность. 3. Целеустремленность: желание к повышению по службе, инициатива, готовность к выполнению заданий, усердие, способность к дальнейшему образованию. 4. Интеллектуальные способности: сообразительность, мыслительные способности, реакция на действия, уровень суждений, умение вести разговоры. 5. Манера разговора: находчивость, многословность и ясность изложения мысли. 6. Особенности – они индивидуальны для каждого человека. 7. Профессиональная пригодность: специальная и личная. Управление трудовыми процессами. Управленческий труд – это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом. Это планомерная деятельность работников административно – управленческого персонала, направленная на организацию, регулирование, мотивацию и контроль за работой сотрудников организации. Управленческий труд характеризуется: 1. Носит информационный характер предмета и продукта его труда. 2. Участвует в создании материальных благ не прямо, а через ответственных лиц. 3. В качестве предмета труда выступает управленческий процесс и люди. 4. Его результатом является управленческое решение. 5. Средствами труда служит техника. 6. Это умственный труд. Рациональная организация труда предполагает создание таких условий, при которых конечная цель управления достигается с наименьшими затратами труда. Она направлена на использование в процессе труда достижения науки и техники менеджмента, а также передового управленческого опыта. Принципами рациональной организации труда являются: 1. Комплексность – всестороннее рассмотрение проблемы. 2. Системность – взаимное согласование, увязка и устранение противоречий в объекте деятельности. 3. Регламентация – установление и строгое соблюдение правил, положений, указаний, инструкций. 4. Специализация – закрепление за каждым подразделением определенных функций, работ и операций. 5. Стабильность – работа в условиях стабильности состава персонала, функций и задач. 6. Целенаправленное творчество.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |