КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Курт Гольдштейн
Психоневролог. Это был человек, который идею целостности стал переносить на понимание целостности мозга. В то время была распространена проблема локализации функций (френология). Мозг — это единая система, который как единая система отвечает за каждую функцию, поэтому возможна реабилитация. Затем идею перенёс на понимание целостности организма. Книга Гольдштейна «Организм», где он настаивал на принципе организмизма (холизма). Гольдштейн первым ввёл в психологию понятие «самоактуализация». Курт Левин (1890-1947) Немецко-американский психолог. Был офицером. В какой-то момент оказался в Берлине. Он сменил предметную сферу, стал заниматься проблемами человеческого поведения. Поэтому есть несколько мнений: он был классиком гештальт-психологии / он никогда не был гештальт-психологом. Немецкий период творчества. Теория поля. Левин остановился в Москве, где встретил Лурию, который познакомил его с Выготским. Они предложили ему остаться в Советском союзе. Но он уехал в штаты, удалось перевезти туда его семью. Ставил в центр проблему личности, говорил о системе организм-среда. В штатах начался второй (американский) период творчества Курта Левина. Он заинтересовался психологией малых групп. Он открыл и описал явления групповой динамики. Левин в штатах с трудом завоёвывал авторитет, т.к. плохо знал английский. Когда его работы были переведены на английский, он получил признание. Немецкий период. Ученица Левина Б.В. Зейгарник, в 20 с небольшим она стала классиком психологии. Она создала экспериментальную патопсихологию. Левин был достаточно скромен и порядочен, чтобы не требовать, чтобы открытия учеников под его руководством называли его именем. Хоппе, Дембер — ученики Левина, он был решающей силой. Он взял из гештальт-психологии: 1. Феноменологическую позицию. Поле, как феноменальная ситуация, в которой находится человек. 2. Образ мира возникает без всякого синтеза здесь и сейчас. Поэтому теория Левина — теория, ориентированная на настоящее. 3. Принцип изоморфизма — [взаимно однозначное соответствие между двумя множествами] есть аналогии (закономерности) между физическими, физиологическими и психическими законами. Физическая теория поля. Гештальт-психологи, для которых эта проблема решалась в духе параллелизма: есть физические события, которые проецируются на мозг, которые, в свою очередь, проецируются на психическое. Левин берёт эту идею, но он говорит, что это позволяет ему применять такие понятия, как притяжение-отталкивание, валентность. Базовые идеи Левина: 1. Чтобы понять человека, мы должны исходить из ситуации, в которой находится человек. Представим себе круг, внутри которого находится человек. Человек обладает намерениями, квазипотребностями и т.д. Окружность — границы между человеком и ситуацией. См. Рис.1 2. Перемещение человека под действием валентностей (психологическое воздействие). В основной массе эта теория, ориентированная на потребности человека. Пищевая потребность. Но почему купили именно пирожок? Левин говорит о том, что есть истинная потребность, а есть квазипотребность (социальная потребность, создаётся или самим человеком, или под влиянием общества, например, «Хочу новые туфли»). Это некоторые напряжённые системы, которые возникают в ситуации, и они сохраняют своё напряжение, пока квазипотребность не удовлетворена. Или намерение. Можно ли доказать, что квазипотребности существуют? [Зейгарник. Испытуемому давался сборник заданий. Экспериментатор не давал доделать примерно половину заданий. Затем как бы невзначай он спрашивал, какие были условия задачи? Испытуемый припоминал в два раза больше тех задач, которые он не дорешал.] Замещающие пути удовлетворения квазипотребности: 1. Завершить другую работу, связанную с первой. Замещающая деятельность. 2. Начать действие. 3. Перепоручение действия. 4. Фантастическое замещение. Девочку сажают на стул в комнате. Сейчас подует ветер и принесёт ко мне цветок. (Сновидения по Фрейду.) Эффект Зейгарник. Незавершённые отношения с кем-то. Расставание/смерть родственника, а человек что-то ему не сказал. Организовать другой способ завершить квазипотребность. Эксперимент Овсянкина. Динамика уровеня притязаний. Коммуникация между квазипотребностями отсутствует при умственной отсталости. Левин открывает явление полевого поведения — поведение, подчинённое силам поля. Испытуемый приглашается для эксперимента, но он не знает, какого. Звонит телефон, Левин снимает трубку, я обязательно вернусь, уходит. Большинство испытуемых, немного посидев, (не выходят из комнаты) берут книжку, берут колокольчик, дёргают занавеску, смотрят в зеркало. Макс Вертгеймер достал бумагу и стал писать статью (один из немногих). Т.е. в отсутствие своей цели мы начинаем себя вести так, как будто его определяют предметы. Два типа полевого поведения: 1. Подчинённое цели. 2. Поведение, подчинённое только случайным моментам ситуации. Например, если едем в метро, можем изучать схему метрополитена, читаем рекламу и т.д. Типичен при умственной отсталости. Волевое поведение — поведение, преодолевающее силы поля. Полевая ситуация может преодолеваться валентностью цели. Эксперимент А. Карстен. Феномен пресыщения. Испытуемый рисует палочки, затем спрашивает, долго ли ещё. Потом либо сохраняет возможность деятельности, меняя цель, либо продолжает рисовать такие же палочки. Никто не говорит, что нельзя прекратить. Кто-то говорит: «А, я понял, вы проверяете мою силу воли». Исследования уровня притязаний Фердинанда Хоппе. Перед испытуемым выкладывается 10 карточек. На каждой карточке написан номер, на другой стороне — задача. Номер обозначает уровень трудности задачи. Левин приходит к выводу, что в испытуемом борются два мотива: избегание неудачи и стремление к успеху. При этом удача или неудача испытуемым оценивается по отношению к цели, которую поставил для себя испытуемый. Цель всегда устремлена в будущее. Левин придумал такую науку, которую называл топологией поля. Топология — раздел математики, описывающий пространственное соотношение объектов. Левин полагал, что может зарисовать действия человека. «Ханна садится на камень». Есть ребёнок, есть камень, обладающий положительной валентностью, но она не может сесть на камень, т.к. не может повернуться к ему спиной, т.к. камень её очень нравится. Поэтому камень недоступен. Ребёнок: сделай уроки или выпорю. Родители закрывают ребёнка в комнате. Когда ребёнок зажат между отрицательными валентностями, у него есть выход в уход в фантазию. Лучше предоставить ребёнку возможность выбора. «Что ты хочешь сначала сделать: пойти погулять или сделать уроки.» Любую ситуацию можно описать через взаимодействие валентных объектов. Но эта теория не предсказательна. Левин ввёл понятие «валентность цели». Вводит понятие «временная перспектива». То из прошлого или из будущего, что важно здесь и сейчас, будет здесь и сейчас представлено.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |