Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие банка и его организационно-правовая форма




Организационно-правовые основы создания банка и его структурных подразделений

Правовые и экономические аспекты деятельности банка.

2х уровневая банк система:

1) ЦБ (монопольно осущ-ет эмиссию)

ФРС: сов-ть учреждения – 12шт.

Функции ЦБ:

1)ден эмиссия

2) учетная политика – ставка рефиносировния(8,25%)

Ставка по депозитам опреедляется нуждами банка.

ставка по кредитам определяется рисками, операц расходами, норма прибыли.

3)политика минимальных резервов (КБ перечисляют деньги в фонд ЦБ) – норма резервирования.

4) надзор за кред учреждениями.

2) КБ (частные и гос)

Цель: получение прибыли.

1)специальные (хоум кредит, ОТП, Тенькоф(кред карты), ВТБ(юр лица), ВТБ-24(физ лица))

2)универсальныные

Нельзя сказать какой 1) и 2) более рискованный

Виды:

-КБ

-инвестиционные (размещение облигационного займа – Внешэкономбанк,Дойтче)

-ипотечные (Евр трастовый банк)

-страхов и пенс фонды

НКО выполняют менее 3х функций:размещение, привлечение,введение счетов.

· Ассоциация рос банков – объединение КБ – 80% всех КБ РФ.

Задачи:

- участие в развитии банк сферы

- защита интересов

· Ассоциация банков Росии

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,

- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности,

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

75 статья Конституции - статус ЦБ РФ.

- эмиссия денег

- защита и обеспечение устойчивости рубля

Ключевой элемент – принцип независимости ЦБ не является органом гос власти, но имеет полномочия функций органа гос власти.

Функции ЦБ исполняет независимо от гос-ва.

Кредитная организация (КО) образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Хозяйственное общество – коммерческая организация с разделенным на доли уставным капиталом (УК), учредителями которого могут быть юридические и физические лица.

 

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО
Акционерное общество Общество с ограниченной ответственностью Общество с дополнительной ответственностью
открытое закрытое (до 50 человек)  
(более 50 чел) (до 50 человек)  
       

2. Порядок регистрации банков

Порядок регистрации банков определен в Инструкции №109 (109-И).

БР устанавливает определенные требования к учредителям банка: для юр.лиц и страховых компаний в 218-П, для физ.лиц – 268-П.

1. Юридическое лицо должно действовать более трех лет и иметь устойчивое финансовое положение последние три года, выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней, иметь достаточно чистых активов для оплаты акций (долей).

Оценка удовлетворительности финансового положения юр.лица производится на основе анализа абсолютных и относительных показателей: финансовой устойчивости, платежеспособности (ликвидности), деловой активности и эффективности деятельности.

2. Кредитная организация - учредитель должна иметь устойчивое финансовое положение в течение последних 6-ти месяцев.

3. Физические лица как и юридические должны иметь в достаточном количестве требуемых собственных средств для оплаты уставного капитала банка.

4. Учредители первые 3 года деятельности банка не могут выйти из состава участников банка.

Учредители проводят собрание и подписывают учредительный договор, и не позднее чем через 1 месяц после подписания договора, предоставляют для регистрации следующие документы:

1. Заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, которое должно включать:

· бизнес план кредитной организации

· документы, подтверждающие право собственности одного из учредителей на здание (помещение), в котором будет располагаться КО или договор об аренде

· уведомление об учредителях, которые будут иметь более 1% УК. По учредителям, имеющим долю более 20% необходимо получить предварительное разрешение от БР. Для его получения по данным учредителям прилагается:

-нотариально удостоверенные копии документов о государственной регистрации

-опубликованную отчетность за последние 3 года

-годовую отчетность и на последнюю отчетную дату

-расчет показателя чистых активов и коэффициента текущей ликвидности

-заключение антимонопольного комитета

-декларация о доходах- физические лица

К ходатайству прилагается расчетный баланс и план доходов, расходов и прибыли КБ на первые три года деятельности (отдельно на каждый год)

2. Учредительный договор в случае создания КБ в форме ООО должен содержать:

· обязанность учредителей создать кредитную организацию;

· порядок совместной деятельности по ее созданию;

· состав учредителей (участников);

· условия передачи учредителями (участниками) кредитной организации своего имущества и участия в ее деятельности;

· условия и порядок распределения между учредителями (участниками) прибыли и покрытия убытков;

· порядок выхода учредителей (участников) из ее состава;

· размер уставного капитала;

· размер доли каждого учредителя (участника) в уставном капитале;

· размер и состав вкладов;

· порядок и сроки внесения вкладов в уставный капитал кредитной организации при ее учреждении;

· ответственность учредителей (участников) за нарушение обязанностей по внесению вкладов в уставный капитал кредитной организации;

· сведения о составе и компетенции органов управления кредитной организации и порядке принятия ими решений (с указанием вопросов, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов).

Учредительный договор подписывается всеми учредителями. При этом указываются местонахождение, почтовый адрес и банковские реквизиты (для учредителя - КО - БИК и номер корреспондентского счета).

Подпись представителя учредителя - юридического лица должна быть заверена печатью указанного юридического лица; Физические лица указывают паспортные данные.

3. Устав кредитной организации, утвержденный общим собранием учредителей, должен содержать:

· фирменное (полное официальное) и сокращенное наименование КБ

· местонахождение (почтовый адрес) органов управления КО и обособленных подразделений;

· перечень банковских операций и сделок, а также операций с ценными бумагами;

· сведения о размере уставного капитала;

· сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях;

· указание на организационно-правовую форму;

· иные сведения, предусмотренные ФЗ;

· номинальная стоимость акции (доли), дающей право одного голоса на собрании участников кредитной организации;

Устав утверждается собранием учредителей и подписывается председателем Совета банка

4. Протокол общего собрания учредителей должен содержать

решение о создании банка, а также

- об утверждении ее наименования;

- об утверждении устава;

- об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;

- об утверждении бизнес - плана кредитной организации;

- об утверждении расчетного баланса и плана доходов, расходов и прибыли на первые три года деятельности;

- об утверждении денежной оценки вкладов учредителей в уставный капитал кредитной организации в виде материальных активов;

- о назначении лица, уполномоченного подписывать документы, представляемые в Банк России для государственной регистрации кредитной организации;

5. Свидетельство об оплате гос пошлины за регистрацию банка в размере 2 тыс. руб. и за предоставление лицензии (0,1% от УК, но не более 40 тыс. руб.).

6. Надлежащим образом заверенные копии свидетельств о гос регистрации учредителей юр.лиц, аудиторские заключения о достоверности отчетности с приложением опубликованной отчетности за последние 3 года, годовую отчетность и на последнюю отчетную дату, а также подтверждения налоговых органов о выполнении обязательств перед бюджетными фондами.

7. Список учредителей банка

8. Анкеты кандидатов на должности руководящих исполнительных органов, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера.

Требования к кандидатам: юридическое или экономическое образование и стаж работы на руководящей должности в банке не менее 1 года, если иное высшее образование – стаж работы не менее 2-х лет на руководящей должности; отсутствие судимости.

Банк России вправе отказать в регистрации на следующих основаниях:

* несоответствие руководителей банка квалификационным требованиям

* неудовлетворенное финансовое положение учредителей

* несоответствие документов федеральным законам

Документы рассматривают 4 месяца в территориальном учреждении (ТУ) БР, а затем 2 месяца в самом БР. После момента регистрации банк получает статус юр.лица, но совершать операции он может только после получения лицензии.

В особом порядке идет регистрация банков с участием иностранных инвестиций (437-П). При выдачи разрешения на создание таких банков БР учитывает:

· уровень использования квоты участия иностранного капитала в банковской системе РФ

· финансовое положение учредителей-нерезидентов

· очередность подачи заявления

Для получения разрешения учредители банка подают заявление в БР, где указывают сведения об учредителях-нерезидентах, их правовой статус, размер участия каждого в УК (абсолютный и процентный). Если доля участия более 10%, то должна быть информация о местонахождении и направлениях деятельности учредителя.

К заявлению прилагаются следующие документы:

- учредительные документы

- решение уполномоченного органа юр.лица о его участии в УК КО РФ

- разрешение контролирующего органа (Минфин, ЦБ)

- копии документов, которые подтверждают регистрацию юр.лица

- балансы за последние 3 года

- для физических лиц – подтверждение платежеспособности первоклассным зарубежным банком

Разрешением на участие является информационное письмо БР, после получения которого учредители готовят документы по 109-И.

 

3. Порядок лицензирования банковской деятельности

Подтверждение 100% оплаты УК в течение 30 дней является основанием для получения лицензий. Вновь созданные банки могут получить 3 вида лицензий:

1. На совершение операций в рублях (без права привлечения со вклады денежных средств физ лиц).

2. На совершение банковских операций в рублях и в ин валюте (без права привлечения со вклады ден. средств физ.лиц): она дает банку право устанавливать неограниченное количество корреспондентских отношений с зарубежными банками. Лицензия не требует особого размера капитала.

3. На совершение операций с драгоценными металлами.

Действующие коммерческие банки могут расширить круг банковских операций путем получения дополнительных лицензий. Если банк имеет только 1. лицензию, то он может расширить круг банковских операций получив 2. и 3. лицензии. А через 2 года деятельности банк может получить лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях; в рублях и иностранной валюте, при условии вхождения банка в систему страхования вкладов. Право привлечения вкладов ФЛ может быть предоставлено вновь созданным КБ или с даты государственной регистрации которых прошло менее двух лет, если: размер УК составляет не менее 3 млрд. 600 млн. руб. (ст. 36 ФЗ «О БиБД»).

Чтобы получить дополнительную лицензию, банк должен соответствовать следующим требованиям:

Ø Финансовая устойчивость в течение последних шести месяцев;

Ø Выполнение обязательных резервных требований;

Ø Отсутствие задолженности перед федеральным и другим бюджетами и государственными внебюджетными фондами;

Ø Наличие организационной структуры, включающей службу внутреннего контроля;

Ø Наличие соответствующих технических условий и квалифицированного персонала.

Для расширения банковских операций путем получения лицензии КБ должен предоставить в ТУ БР:

· ходатайство на получение лицензии, в том числе бизнес-план

· опубликованную годовую отчетность, заверенную аудиторами

· баланс и расчет экономических нормативов на последнюю отчетную дату

Кроме того, банк может получить генеральную лицензию (если он имеет все вышеназванные лицензии, кроме 3.) Генеральная лицензия не расширяет круга банковских операций, а дает право открыть филиал за рубежом, или участвовать в УК банков-нерезидентов. Капитал такого банка должен быть не менее 5 млн. Евро. При решение вопроса о выдаче генеральной лицензии БР проводит в КБ комплексную инспекционную проверку.

В особом порядке идет лицензирование банков участников профессиональной деятельности на РЦБ. Банки могут получить лицензии на совершение:

- брокерской деятельности, за исключением операции с физ. лицами

- брокерской деятельности, включая операции с физ. лицами

- дилерских операций

- деятельности по доверительному управлению

- депозитарной деятельности

- клиринговой деятельности

4. Порядок открытия структурных подразделений банка

Порядок открытия структурных подразделений банка на территории России определен 109-И Подразделения банка бывают обособленные – представительства и филиалы и внутренние – операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты, дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы, передвижные пункты кассовых операций, операционные офисы.

Операционная касса вне кассового узла вправе осуществлять кассовые операции с ЮЛ и ФЛ, осуществлять прием наличной валюты РФ и инвалюты для осуществления перевода по поручению ФЛ без открытия банковского счета, а также отдельные виды банковских операций и иных сделок с наличной валютой, чеками, в т.ч. дорожными чеками, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

Кредитно-кассовый офис вправе осуществлять: 1) операции по предоставлению денежных средств субъектам малого предпринимательства и физическим лицам, а также по их возврату, осуществлять прием наличной валюты РФ и инвалюты для осуществления перевода по поручению ФЛ без открытия банковского счета, 2) осуществлять кассовое обслуживание юр.лиц и физ.лиц.

Кредитно-кассовый офис может располагаться вне пределов территории, подведомственной ТУ БР, осуществляющему надзор за деятельностью в соответствующей КО (филиала).

Согласно 1548-У КБ (филиал) вправе открывать передвижные пункты кассовых операций (ППКО) банков (филиалов). КБ вправе организовать работу ППКО в населенных пунктах численностью до 10000 человек в местах выполнения работ вахтовым методом или в полевых условиях, а также на таможенных постах, функционирующих на базе автотранспортного средства. ТУ БР ведет учет ППКО в Книге гос.регистрации КБ. ППКО вправе осуществлять следующие кассовые операции с участием физ. лиц резидентов (нерезидентов), не осуществляющих предпринимательскую деятельность: прием (выдача) валюты РФ под договору банковского вклада клиента; прием валюты РФ для осуществления переводов денежных средств по поручению клиента без открытия банковского счета, в т.ч. – в уплату штрафов, налогов, сборов, пошлин, коммунальных и иных платежей; выплата денежных средств по договорам о пенсионном обеспечении, по выплате гос.пособий и компенсаций населению; прием валюты РФ от клиентов при продаже инвестиционных и памятных монет; прием валюты РФ от физ.лиц – резидентов, неосуществляющих предпринимательскую деятельность, в счет погашения задолженности перед КБ по кредиту; операции с наличной валютой и чеками.

Операционный офис может располагаться как на территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), открывающей операционный офис, так и вне пределов такой территории в рамках федерального округа, на территории которого находится головной офис кредитной организации (филиал), открывающей операционный офис.

Операционный офис вправе осуществлять все или часть банковских операций, предусмотренных выданной кредитной организации лицензией на осуществление банковских операций (положением о филиале), за исключением случая, установленного абзацами вторым - десятым настоящего подпункта.

Операционный офис, находящийся вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), в рамках федерального округа, на территории которого находится головной офис кредитной организации (филиал), открывающей операционный офис, не вправе:

осуществлять операции (включая операции за счет клиентов) по купле и (или) продаже иностранной валюты как в наличной, так и в безналичной форме на межбанковском и биржевом валютных рынках;

осуществлять операции (включая операции за счет клиентов) по купле и (или) продаже ценных бумаг и иных финансовых активов, связанные с принятием кредитной организацией финансовых рисков (в том числе кредитного и рыночного), за исключением сделок, связанных с принятием кредитного риска на одного заемщика в размере менее 5 процентов собственных средств (капитала) кредитной организации. При этом на обслуживание в операционный офис могут быть переданы сделки, связанные с принятием кредитного риска на одного заемщика в размере, равном либо превышающем 5 процентов собственных средств (капитала) кредитной организации, заключенные кредитной организацией (филиалом);

предоставлять займы (кредиты) кредитным организациям, а также размещать депозиты и иные средства в кредитных организациях;

получать займы (кредиты), привлекать депозиты и иные средства от кредитных организаций;

открывать и вести корреспондентские счета кредитных организаций (филиалов);

открывать корреспондентские счета в кредитных организациях (филиалах) для осуществления операций;

выдавать банковские гарантии;

осуществлять акцептование и (или) авалирование векселей.

Обменные пункты, находящиеся вне кассового узла банка открываются по 109-И и 113-И. Для открытия обменного пункта необходимо получить положительное заключение от ТУ БР. КБ может неоднократно приостанавливать деятельность обменного пункта на срок не более 180 календарных дней (в совокупности) в течение каждого года, отсчет которого начинается с даты первого приостановления. Решение о приостановлении деятельности обменного пункта оформляется письменно и направляется на следующий рабочий день в ТУ БР. Деятельность обменного пункта возобновляется в срок, который указан в письме. ТУ БР по месту нахождения обменного пункта вносит в Книгу госрегистрации КО сведения о приостановлении, возобновлении деятельности обменного пункта. Перечень операций, совершаемых в обменных пунктах и порядок организации работы, определен БР в 113-И.

Внутренние подразделения открываются уведомлением БР по 109-И.

Представительства банка не являются юр.лицом и не вправе совершать банковские операции, Они только представляют интересы банка на этой территории. Представительству открывается текущий счет. Банк разрабатывает положение о представительстве и уведомляет БР об открытии представительства. БР делает запись в книге гос регистрации.

Филиалы не являются юр.лицом, но они могут совершать все или часть операций, на которые имеет лицензию головной банк. Филиалы открываются также уведомлением. Вместе с уведомлением в ТУ БР коммерческий банк предоставляет:

· положение о филиале

· анкеты кандидатов на руководящие должности

· их автобиографии

· копию платежного документа о оплате сбора за регистрацию (100 МРОТ)

БР устанавливает требования к банкам, которые открывают филиалы. Они должны быть последние 6 месяцев финансово устойчивыми, иметь помещение и соответствующие кадры.

Помещение подразделений КБ (внутренних и обособленных) для совершения операций с ценностями должны соответствовать требованиям, установленных БР, либо должен быть заключен договор имущественного страхования денежной наличности на сумму не менее минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе.

Директор филиала действует на основании доверенности, выданной ему головным банком, в которой определен круг операций.

БР вносит сведения о филиале в книгу гос регистрации и присваивает ему порядковый номер.

Банки, которые имеют генеральную лицензию, могут открыть филиал за рубежом, а также дочерние кредитные организации или приобрести статус основного общества в отношении действующей организации - нерезидента. Открытие филиала идет по 76-И, а дочерние КО открываются по 290-П. Требования к таким банкам:

· иметь Генеральную лицензию

· устойчивое финансовое положение

· выполнение норм обязательного резервирования

· не иметь задолженности перед бюджетными и внебюджетными фондами

· не иметь просроченных денежных обязательств перед БР

Для получения Разрешения от БР КБ должен предоставить в ТУ БР следующие документы, в которых указывается цель, экономическое обоснование открытия данных структурных подразделений и др. документы.

5. Органы управления банком

Общие подходы к структуре управления банком определяются законодательством. Конкретные вопросы формирования организационной структуры управления банк решает самостоятельно.

Высший орган: Собрание акционеров (участников).

Совет директоров (Наблюдательный совет)

Исполнительные органы: Председатель правления и Правление банка

Общее собрание (проводится не реже 1 раза в год). Решение принимается 3/4 присутствующих голосов. Оно вносит изменения в устав, а также:

· определяет порядок приема новых акционеров (участников)

· изменение величины УК (об уменьшение – только общее собрание, а увеличение может и Совет директоров)

· избирает Совет директоров (Наблюдательный совет)

· определяет порядок создания филиалов и представительств

· решает вопрос о прекращении деятельности банка

· утверждает отчетность

· утверждает положение о службе внутреннего контроля

· утверждает заключение крупных сделок (более 50% от активов банка)

· утверждает сделки в которых заинтересованы члены Совета директоров, лица в исполнительных органах, акционеры, имеющие более 20% в УК и др.

Совет контролирует деятельность правления банка, но он не может вмешиваться в оперативную деятельность банка. Кроме того, совет директоров решает вопросы:

- созыва общего собрания

- увеличения УК, выпуск долговых ценных бумаг

- заключение сделок, которые составляют от 20 до 50% от активов банка

- рассматривает проекты планов развития банка

- утверждает планы доходов, расходов и прибыли банка и др.

Непосредственно деятельностью банка руководит Правление банка (коллегиальный орган). В состав Правления входят руководители ведущих подразделений КБ. Оно несет ответственность перед Советом, а также:

· определяет структуру и штатное расписание банка

· устанавливает проценты по активам и обязательствам

· определяет порядок делопроизводства, в т.ч. утверждает внутрибанковские нормативные документы

· решает вопрос о привлечении к имущественной ответственности работников банка

· разрабатывает бизнес-планы, планы санации и др.

Председатель (единоличный орган управления) представляет КБ во всех инстанциях, действует от имени банка (без доверенности), избирается Советом. Он несет персональную ответственность за достоверность, своевременность и полноту отчетности, предоставляемой КБ.

Правление банка по согласованию с Советом директоров назначает руководителя службы внутреннего контроля (242–П). Служба внутреннего контроля осуществляет:

· контроль за рисками банковской деятельности

· контроль за соблюдением сотрудниками банка установленных процедур и полномочий по принимаемым решениям

· информирование руководства о нарушениях

· контролирование работы банка по изучению нормативных актов БР

В банке общим собранием избирается Ревизионная комиссия, которая подотчетна Совету банка. Без ее заключения не утверждается баланс. Ревизионная комиссия от имени общего собрания контролирует исполнительные органы, защищает интересы собственников банка.

Структура функциональных подразделений банка определяется экономическим содержанием и объемом выполняемых операций. Каждый банк самостоятельно определяет свою функциональную структуру, распределение функции и ответственность между подразделениями. С расширением банковских операций и услуг усложняется структура управления и возникает проблемы ее рациональной организации.

 

2. Правовое регулирование санации и ликвидации банка

1. Основания и меры по предупреждению банкротства

Банки занимают особое место в экономике и их банкротство имеет тяжелые социально-экономические последствия. БР отвечает за стабильность банковской системы и он контролирует финансовое положение КБ, и обязывает их принимать соответствующие меры по предупреждению банкротства.

Согласно 126-И (в которой БР прописывает реализацию закона «О банкротстве КО») основанием для принятия мер по финансовому оздоровлению является наличие у КБ хотя бы одного из следующих признаков:

* в течение последних 6-ти месяцев КБ неоднократно не исполняет обязательства в срок до 3-х дней из-за отсутствия или недостаточности средств на корсчете банка

* КБ не исполняет обязательства в срок более 3-х дней

* у КБ допускается абсолютное уменьшение капитала по сравнению с его максимальной величиной, которая была достигнута за последние 12 месяцев, более чем на 20%, при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов: норматив Н1 ил норматив Н3:

* нарушение Н1 – норматив достаточности С к-ла банка = размер собств ср-в к-ла / сумма активов, (предельное значение: 10%) – показывает способность банка в долгоср перспективе отвечать по своим обяза-вам

УК=500 млн...

активы= 5млрд

норматив 10 % = 500/5000

* нарушение Н3 более чем на 10% - норматив тек ликвидности банка – регулирует риск потери ликвидности в течении ближайших 30 календ дней = сумма ликвидных активов банка \ сумма пассивов банка по счетам до востребования – не могут превышать 50% - показывает способность банка расплатиться со своими кредиторами

* допускает уменьшение величины капитала по итогам отчетного года ниже размера уставного капитала (кроме первых двух лет работы)

УК – те средства которые инвесторы вложили в бизнес

СК мб меньше чем УК – когда убытки

Со дня возникновения оснований и до их устранения КБ обязан уведомить БР:

1. о проведении общих собраний участников КБ, а также заседаний совета директоров;

2. о совершении сделок заинтересованными или аффелированными (связаны родств отношениями либо фин обязательствами) лицами, либо с лицами которые могут оказать влияние на принятия решений, принимаемых органами управления КБ.

 

БР в праве направить наблюдателя для участия в общем собрании и заседании совета директоров (без права голоса).

Принять меры по финансовому оздоровлению КБ может на основе:

· собственного решения

· по требованию БР

Если самостоятельно, то Председатель правления КБ с момента возникновения оснований направляет в Совет банка ходатайство об осуществлении мер и в течение 5 дней извещает ТУ БР о направлении соответствующего ходатайства (+ 10 дней на принятие решений Советом; + 3 дня на передачу извещения в ТУ БР в произвольной форме, д включать след пункты: что будут делать и в какие сроки/ если о реорганизации – что за реорганизация (слияние или присоединение), полное наименование и адрес орг-ции кот будет заниматься реорганизацией; + 30 дней на разработку плана по финансовому оздоровлению).

1 – 5 дней (руководитель должен уведомить о проблемах) – 2 – 5 дней – 3 – 3дня – 4 – 5

30 дней (с 3 по 5)

Если банк допустил снижение собственных средств ниже величины уставного капитала, то он должен привести их в соответствие.

Если учредители и участники банка отказались принять решение по осуществлению мер, либо в течение 10 дней не приняли решение, то руководитель банка обязан обратиться в ТУ БР с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению, а БР вправе направить требования об осуществлении мер.

КБ в течение 30 дней после получения требования обязан разработать план финансового оздоровления (срок может быть продлен еще на 30 дней). План мер по финансовому оздоровлению в обязательном порядке должен включать:

► оценку финансового состояния (анализ тек ситуации);

► меры по сокращению расходов на содержание банка – должно уменьшить убытки,;

► меры по получению дополнительных доходов;

► меры по возврату просроченной дебиторской задолженности – явл-ся неликвидным активом;

► меры по изменению организационной структуры банка – пресмотр структуры управления или рекомендация к замене нескольких людей;

► срок восстановления уровня достаточности капитала и текущей ликвидности банка.

БР оценивает реальность плана, а затем контролирует его выполнение.

В целях финансового оздоровления банк может осуществить следующие меры: (БР)

- оказание финансовой помощи банку ее учредителями (участниками) и иными лицами;

- изменение структуры активов и структуры пассивов банка;

- изменение организационной структуры банка;

- приведением в соответствие размера уставного капитала и величины ее собственных средств;

- иные меры, осуществляемые в соответствии с ФЗ.

БР вправе потребовать от КБ реорганизации в форме слияния или присоединения (230-П) или ввести Временную администрацию (279-П), если КБ имеет хотя бы один из следующих признаков:

* неисполнение обязательств в сроки более 7 дней из-за отсутствия или недостаточности средств на корсчете банка;

* у КБ допускается абсолютное уменьшение капитала по сравнению с его максимальной величиной, которая была достигнута за последние 12 месяцев, более чем на 30%, при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов;

* нарушение Н3 (норматив тек ликвидности = 50%) более чем на 20% в течение отчетного месяца (если снизится более 39%)

 

Временная администрация назначается в банк на срок 6 месяцев по 279-П. Представитель временной администрации назнаается во все филиалы банка, является служащим БР. Решение о назначении врем администрации принимается ТУ БР. Временная администрация ограничивает полномочия исполнительных органов банка или полностью отстраняет их от исполнения обязанностей по управлению банком. При невозможности финансового оздоровление КБ временная администрация может ходатайствовать перед БР об отзыве лицензии.

 

БР принимает решение об отзыве лицензии:

1. если достаточность к-ла становится ниже 2%

2. если размер собств к-ла ниже УК,зарегистрированного в БР

3. если КО не способна удовлетворить требования кредиторов в течении 14 дней, 1000 МРОТ – размер платежа

в теч 7 дней БР отправляет требование об оздоровлении

 

К системообразующим банкам после кризиса августа 1998 года применялся ФЗ «О реструктуризации КО» (закон утратил силу с июня 2004г.).

Системообразующий банк – это банк, который в течение 6 последних месяцев имел:

· долю активов не менее 1% от совокупных активов КБ РФ в виде предоставленных кредитов (за минусом МБК)

· долю вкладов граждан не менее 1% от совокупной доли вклада КО.

На уровне субъектов то же самое, но вместо 1%–20%

 

Системообразующие банки передавались под управление АРКО по инициативе БР если они:

· допустили снижение Н1 до уровня не более 2%

· не выполняли обязательства более 7 дней из-за отсутствия денег на корсчете

Вслед за предложением БР о передаче, в КБ назначалась временная администрация на период обследования для того, чтобы можно было оценить финансовое положение данного банка и, соответственно, его возможности по санации.

АРКО принимало положительное или отрицательное решение. Если решение отрицательное (т.е. АРКО не в состоянии санировать данный банк), то тогда в банк вводилась временная администрация ЦБ РФ (по 76-П), до создания ликвидационной комиссии. Если положительное решение, то АРКО приобретало в данном банке доли (права на акции), которые давали ему возможность определять решения в данном банке. После этого банк считался переданным под управление АРКО.

Срок реструктуризации (под управлением АРКО) 3 года, но может быть продлен еще на 12 месяцев. АРКО вправе принять решение о ликвидации банка, если невозможно его дальнейшее оздоровление.

Кризис 2008 года вновь потребовал участие государства в укреплении стабильности банковской системы. Согласно ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31.12.2011 года»

Их реализуют БР и Агентство по страхованию вкладов населения (Агентство).

1. Меры по предупреждению банкротства банков могут осуществляться Агентством путем:

1) оказания финансовой помощи лицам, приобретающим в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акции (доли в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников) (далее - инвесторы);

2) оказания финансовой помощи банкам, приобретающим в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка имущество и обязательства банка или их часть (далее - приобретатели);

3) приобретения в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников);

4) оказания финансовой помощи банку при условии приобретения Агентством и (или) инвесторами в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников);

5) организации торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России;

6) исполнения в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка функций временной администрации на основании решения Банка России.

 

Обоснованием целесообразности направления БР в Агентство предложения об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка (далее - предложение) могут являться доказательства того, что имеются признаки неустойчивого финансового положения банка, реальная угроза интересам его вкладчиков и кредиторов, в том числе способности банка удовлетворять обязательства перед ними по причине состояния ликвидности и (или) собственных средств (капитала) банка, а также сведения о том, что возможны угрозы стабильности банковской системы, выражающиеся в:

угрозе существенного изъятия вкладов и депозитов из других кредитных организаций и (или)

угрозе функционированию финансового рынка или его отдельных сегментов либо угрозе отраслям экономики или предприятиям и организациям, формирующим занятость или доходную часть бюджета регионов и (или)

необходимости произвести существенные для текущего состояния фонда обязательного страхования вкладов выплаты и (или)

прекращении исполнения обязательств бюджетов перед населением и (или) широким кругом предприятий и организаций.

При обосновании целесообразности направления предложения в Агентство в первую очередь рассматриваются банки, имеющие существенное значение для Российской Федерации и (или) экономического и социального развития региона, ориентированные на преимущественное финансирование реального сектора экономики или имеющие значительный объем вкладов физических лиц по сравнению с объемом вкладов физических лиц в других банках региона и их филиалах, а также имеющие подтверждение возможностей участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства иных, кроме Агентства, инвесторов.

Агентство не позднее 10 дней со дня получения предложения уведомляет Банк России о принятии решения об участии в предупреждении банкротства банка либо об отказе от такого участия. При необходимости уведомление Агентства может содержать ходатайство о возложении на Агентство функций временной администрации.

Санация крупных банков может быть проведена с помощью других банков при финансовой поддержке БР. Так, согласно 38-П, банки, санирующие другие банки, банкротства которых угрожало стабильности банковской системы, могли получить кредиты от БР. Под банками, банкротство которых может угрожать стабильности банковской системы, понимаются банки, обладающие хотя бы одним из следующих признаков:

· размер обязательств не менее 3,5 млрд. руб.

· размер обязательств по вкладам населения не менее 300 млн. руб.

2. Основания для отзыва лицензии банка

Ликвидации банка предшествует отзыв лицензии. Решение об отзыве лицензии принимается комитетом по Банковскому надзору, оно оформляется приказом, который публикуется в Вестнике БР

Банк России может отозвать лицензию на осуществление банковских операций в соответствие со ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности»

1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;

3) установления фактов недостоверности отчетных данных, задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);

4) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией БР;

5) неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом "О ЦБ РФ (БР)";

6) неспособности кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их исполнения, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее 1 000 МРОТ, установленных ФЗ;

7) неоднократного в течение года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счете (во вкладе) указанных лиц.

8) если норматив достаточность капитала банка становится ниже 2%;

9) если размер капитала банка ниже минимального значения уставного капитала, установленного БР на дату регистрации банка;

10) наличие ходатайства Временной администрации;

11) если банк не исполняет в срок, установленный БР в приведение в соответствие величины УК и капитала.

12) если банк, размер собственных средств (капитала) которого на 1 января 2007 года равен сумме 180 миллионов руб. или выше этой суммы, в течение трех месяцев подряд допускает снижение размера собственных средств (капитала) ниже суммы 180 миллионов руб., за исключением снижения вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), и не подает в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

13) если банк, размер собственных средств (капитала) которого на 1 января 2007 года ниже суммы 180 миллионов руб., в течение трех месяцев подряд допускает снижение размера собственных средств (капитала) ниже уровня, достигнутого им на 1 января 2007 года, за исключением снижения вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), и не подает в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

14) если банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере, равном сумме 180 миллионов руб. и выше, и допустивший снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера, установленного статьей 11.2 настоящего Федерального закона, вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), в течение 12 месяцев не достиг указанного минимального размера собственных средств (капитала) и не подал в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

15) если банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере ниже суммы 180 миллионов руб. и допустивший снижение размера собственных средств (капитала) по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2007 года, вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), в течение 12 месяцев не достиг размера собственных средств (капитала), имевшихся у него на 1 января 2007 года, и не подал ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации.

 

3. Порядок ликвидации банка

Деятельность КО может быть прекращена на добровольной основе, но БР принимает решение об отзыве лицензии.

После отзыва лицензии БР до создания ликвидационной комиссии вводит в банк Временную администрацию.

В период после отзыва лицензии и до создания ликвидационной комиссии банк может выполнять операции:

а) взыскание и получение в безналичной и наличной денежной форме дебиторской задолженности, включая возврат заемщиками ранее выданных кредитов, а также неустоек, пеней и штрафов, возврат авансовых платежей кредитной организации, кроме того, получение средств от погашения ценных бумаг и доходов по ценным бумагам, принадлежащим кредитной организации на праве собственности;

б) получение в безналичной и наличной денежной форме доходов от ранее проведенных банковских операций и сделок, включая проценты по кредитам, а также операций, связанных с профессиональной деятельностью данной кредитной организации на рынке ценных бумаг;

в) возврат денежных средств, ошибочно зачисленных на корреспондентский счет (субсчет) кредитной организации (филиала), по согласованию с ТУ БР, осуществляющим надзор за кредитной организацией (филиалом), либо уполномоченным представителем Банка России в случае его назначения;

г) платежи кредитной организации по исполнительным документам, выданным на основании решений судебных органов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента отзыва у КО лицензии на осуществление банковских операций;

д) возврат платежных документов из картотеки

е) возврат ценных бумаг или иного имущества, принятого кредитной организацией от ее клиентов на хранение и / или учет, а также по договорам доверительного управления или иным договорам, связанным с осуществлением кредитной организацией профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, с отражением на соответствующих счетах доверительного управления или счетах депо.

После отзыва лицензии должно быть принято решение о ликвидации. В течение 1 месяца от отзыва лицензии должна быть создана ликвидационная комиссия.

В ликвидируемый банк кандидатуру на должность ликвидатора предлагает БР.

Если банк объявлен банкротом, то его ликвидация осуществляется в порядке конкурсного производства. Арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. Особенности конкурсного производства КБ определены в главе 6 ФЗ "О банкротстве КО".

Банки, имеющие лицензию на привлечение денежных средств физических лиц во вклады (депозиты), ликвидируются Агентством по страхованию вкладов населения.

Порядок осуществления операций по счетам ликвидируемого банка определен 1853-У.

БР может проводит проверки соответствия деятельности ликвидаторов (конкурсных управляющих) требованиям нормативных, правовых актов. Основания и порядок проверок определен в 306-П.

Ликвидационная комиссия работает на корсчете банка. На этот счет БР перечисляются все денежные средств, включая нормы обязательного резервирования, не позднее 10 дней после открытия счета.

При добровольной ликвидации обязательные резервы перечисляются только после предоставления промежуточного баланса.

 

Ликвидационная комиссия осуществляет следующие мероприятия:

· помещает в печати объявление о ликвидации КО, в котором указываются адрес ликвидационной комиссии, реквизиты корреспондентского счета, порядок и срок (не менее 2-х месяцев) предъявления кредиторами своих требований к ликвидируемой кредитной организации;

· выявляет всех кредиторов ликвидируемой КО и уведомляет их о ликвидации;

· принимает меры к сохранению наличного имущества, в том числе путем востребования имущества, находящегося в обороте;

· осуществляет работу по выявлению и взысканию дебиторской задолженности;

· принимает меры к реализации заложенного имущества по просроченным кредитам и исполнению иных форм обязательств третьих лиц (гарантия, поручительство, страховка) по указанным кредитам;

· оценивает имущество, имеющееся в наличии, составляет список активов и пассивов;

· рассматривает требования, заявленные кредиторами;

· составляет промежуточный баланс;

· при недостаточности у ликвидируемой кредитной организации денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществляет продажу с публичных торгов на аукционной основе имущества для удовлетворения признанных требований кредиторов;

· выплачивает кредиторам денежные суммы по признанным требованиям на основании утвержденного учредителями (участниками) промежуточного ликвидационного баланса, согласованного с ТУ БР;

· передает имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, учредителям (участникам), имеющим обязательственные права в отношении имущества этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами;

· составляет отчет, ликвидационный баланс и представляет указанные документы на утверждение учредителям (участникам) ликвидируемой кредитной организации, а затем на согласование в ТУ БР.

После утверждения собранием участников акционеров ликвидационного баланса и согласования его в ТУ БР, либо вынесением арбитражным судом определения о перекрещении конкурсного производства ТУ БР по заявлению ликвидационной комиссии закрывает корсчет. Ликвидация считается с момента регистрации в книге регистрации и опубликования в Вестнике БР.

КБ может вновь получить лицензии (по 275-П), если производство по делу о банкротстве прекращено по причине погашения обязательств не позднее 6 месяцев со дня отзыва лицензии и арбитражным судом подтверждено погашение всех обязательств. Для получения лицензии требуется иметь УК не менее 5 млн. евро и соответствовать всем другим требованиям по 109-И.

 

 

27.02.2012

3. Собственные средства (капитал) банка. Оценка достаточности капитала.

1. Функции капитала

капитал - главный

СК - имущество банка, свободное от обязательств, 10-15% от ресурсов

Сбербанк: УК=89 млрд, пассивы=10 054 трлн (обязательства), СК=983 млрд

ВТБ-24: Пассивы=1 трлн, УК= 51 млрд, Собств средства = 117 млрд

Северный народный банк: УК=41 млрд, пассивы= 4 002 млрд, СС=504 млрд

В управлении и обеспечении устойчивости коммерческого банка капитал выполняет следующие функции:

· защитная (гарантийная, страховая): капитал это сума ресурсов, в пределах которой собственники несут ответственность перед кредиторами банка и капитал призван поглощать убытки, которые возникают в деятельности банка. Чем больше капитал, тем больше возможность амортизировать свои средства. Защищает вкладчиков и в какой то мере клиентов

· оперативная: капитал банка является источником вложений в материальные активы, которые необходимы для деятельности банка, приобретения техники (в т.ч. вычислительной), транспортных средств, обучения персонала и т.д. Организационный рост – рост каждый день путём развития. Банк заинтересован в долгосрочном сотрудничестве с клиентами и привлечение новых. Позволяет развиваться банку

· регулирующая: размер капитала определяет масштабы деятельности банка, в силу того, что все практические нормативы рассчитываются по отношению к капиталу банка и размер капитала определяет входные барьеры выхода на рынок банковских услуг

· обеспечивает возможность создания нового капитала путем размещения дополнительных акций (долей).

· обеспечение оптимального соотношения между ликвидностью и доходностью банка, т.к. банки с крупным капиталом могут привлекать ресурсы по приемлемым для себя ценам (более низким), потому что к ним больше доверия, и размещать эти ресурсы в более рисковые активы (более доходные).

Однако, размер капитала нельзя напрямую связывать с устойчивостью банка

 

-должны быть полностью оплачены

-должны обеспечивать устойчивость банка

Капитал включает в себя следующие структурные элементы:

1.основной капитала –сформирован собственниками

-УК КО= в его состав входит эмиссионный доход если это АО;

-доходы КО;

-резервный фонд и др специальные фонды – по итогам завершённого года после аудиторского заключения,

-прибыль прошлых лет,

-субординированный кредит НЕ МЕНЕЕ 30 ЛЕТ с доп условием – досрочное погашение но не ранее чем через 10 лет, БР имеет право приостановить выплаты по этому кредиту,е сли он наносит вред заёмщику, 15% от величины Осн капитала-это кредит кот предост-ся банк учрежд на 5 лет, запрещено досрочное погашение, все действия согласуются с БР

2.дополнительный капитал

- прирост ст-ти им-ва от переоценки

-часть резерва на возможные потери по ссудам

-фонды сформированные в тек году

- суб кредиты, если срок менее 30 лет

-прибыль прошлого года до аудиторск заключения

?? О=С/20 *Д, С-кол-во кварталов до погашения кредитов, Д-срок пгашения кредита, 20 – 4 квартала в течении 5 лет

Положение БР 215П «О методике определения...»: Источники: средства, имеющие наиболее постоянный характер, доп хар-р = менее постоянный капитал. Отичие: доп – не постоянная величина, меняется во времени

l уставный капитал;

l фонды банка;

l нераспределенная прибыль;

l переоценка имущества;

l эмиссионный доход;

l безвозмездно полученное имущество.

2. Порядок формирования и изменения величины уставного капитала (УК).

мин УК для нового банка = 300 млн руб

УК КБ должен быть оплачен его учредителями в течение 30 дней с момента регистрации.

УК КБ может быть оплачен следующими активами:

- денежными средствами в валюте Российской Федерации;

- денежными средствами в иностранной валюте;

- принадлежащего учредителю кредитной организации на праве собственности здания (помещения), завершенного строительством (в том числе включающего встроенные или пристроенные объекты), в котором может располагаться кредитная организация;

- принадлежащего учредителю кредитной организации на праве собственности имущества в виде банкоматов и терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения.

- материальные активы (банковские здания, помещения, исключая незавершенное строительство, банкоматы, терминалы) – их доля не может превышать 20% от УК.

УК может быть изменен (увеличен или уменьшен). Решение об изменении уставного капитала принимает общее собрание акционеров. Решение об увеличении УК может принять и Совет директоров (если это определено в уставе). Изменение УК должно быть зарегистрировано в БР.

Капитал может быть увеличен путем:

· увеличения номинальной стоимости ранее размещенных акций (долей) за счет капитализации собственных средств

· размещением дополнительных акций для КБ в форме АО, которые могут быть простыми и привилегированными (не более 25% УК); для КБ в форме ООО – размещение дополнительных долей

Размещение дополнительных акций (долей) может происходить путем:

· продажи за рубли и ин.валюту

· приема от инвесторов банковских зданий и помещений, банкоматов и терминалов

· капитализации части собственных средств банка на основании решения общего собрания АО.

На капитализацию может быть направлена сумма равная: чистые активы - (резервный фонд+уставный капитал).

БР проверяет правомерность оплаты всех инвесторов, которые приобретают более 5%, до 5 % - проверяет банк или ЦБ РФ. Не проверяется размещение акций (долей) путем капитализации, и доли до 0,5% от УК.

При увеличении уставного капитала требуется также уведомление БР о инвесторах, приобретающих более 1% от уставного капитала и получение предварительного разрешения на доли, более 20%

Дополнительные акции банка размещаются на условиях их полной оплаты.

Уменьшение УК происходит путем:

* выкупа акций (долей) КБ

* уменьшение номинальной стоимости акций (долей)

3. Порядок формирования фондов банка

Резервный фонд формируется в обязательном порядке. Порядок формирования и использования фонда определен действующим законодательством. Отчисления производятся из чистой прибыли после утверждения годового отчета. Размер отчислений не менее 5% от чистой прибыли до достижения 5% от уставного капитала. Срок достижения 5% величины не установлен.

Положение 9П – резервный фонд формируется из прибыли – 15 % от УК

Резервный фонд можно использовать на следующие цели:

1) покрытие убытков отчетного года

2) для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств.

Резервный фонд не может быть использован для иных целей.

Наряду с резервным фонда банк может создавать фонды специального назначения и накопления. Порядок их создания (использования) регламентируется учредительными документами банка. Фонды используются на производственное и социальное развитие банка, на накопление.

Уставом общества может быть предусмотрено формирование из чистой прибыли специального фонда акционирования работников общества. Его средства расходуются исключительно на приобретение акций общества, продаваемых акционерами этого общества для последующего размещения его работникам.

При возмездной реализации работникам общества акций, приобретенных за счет средств фонда акционирования работников общества, вырученные средства направляются на формирование указанного фонда.

 

Фонд накопления – формируются из прибыли???

4. Требования к достаточности капитала, установленные Банком России (БР).

Достаточность капитала для КБ на минимальном уровне в абсолютном и относительном значениях определяется Банком России.

Достаточнось капитала определяет надёжность банка

В абсолютном значении для вновь созданных банков определяется минимальный размер уставного капитала 180 млн руб., для действующих минимальная величина собственных средств устанавливается только для банков получающих генеральную лицензию- не менее 900 млн. руб. КБ, имеющий на 1.01.2007 г. капитал в размере ниже 180 млн. руб. с 1.01.2010 г. должны иметь капитал не менее 90 млн, а с 1.01.2012 - не менее 180 млн.

Для банков, получающих лицензию на привлечение во вклады денежных средств ФЛ, которые не проработали на рынке банковских услуг 2 года, величина капитала должна составлять 3 млрд. 600 млн. руб.

 

Относительная величина определена в 110-И "Об обязательных нормативах банков" Норматив Н1 – насколько банк надёжен, на сколько эффективно использует свои ресурсы, определяет требования по мин?? Норматив достаточности капитала = 10% - предельное значение

 

Н1= К  
АКТИВ, обязательства банка ∑Крi(Ai-Pki) + код 8807 + код 8957 + ПК+КРВ + КРС – код 8992 +10 * ОР + РР  

*100%

К – капитал банка (рассчитывается по 215-П), наши собственные средства (те которые были и те которые мы заработали)

Крi – кредитный риск по активам за вычетом созданных резервов на возможные потери и возможные потреи по ссудам

ПК – операции с повышенными рисками (потери денег)

ОР – операционный риск

код 8807 – по ипотечным кредитам

код 8957 – сумма требований

КРВ – кредитные риски по условным обязательствам банка

КРС – кредитные риски по срочным сделкам

РР – рыночные риски

Р - резервы банка по срочным сделкам.

 

Достаточность определяется не по отношению к обязательствам банка, а по отношению к активным операциям (активам), причем не к абсолютному размеру активов, а к риску возможных потерь при их проведении, включая внебалансовые операции.

От определения достаточности капитала по отношению к обязательствам БР отказался с баланса на 01.01.1996 г. Раньше было определено сколько банки могут привлечь на 1 рубль своего капитала заемных ресурсов. Отказ связан с тем, что основные риски деятельности банка связаны не с пассивными операциями, а с активными.

Суть Н1 в том, что КБ должен риски возможных потерь в определенном процентном соотношении обеспечить своим капиталом, а именно: КБ до 5 млн. евро – на 11%

 

КБ более 5 млн. евро – на 10%.

Порядок расчета числителя и знаменателя Н1 определен БР. Методика расчета капитала определена БР в 215-П (по этой методике считают капитал для всех экономических нормативов).

Данная методика приближена к международным стандартам оценки достаточности капитала, которые предполагают:

1) деление капитала на два уровня: основной и дополнительный;

2) включение в расчет капитала не только собственных, но и привлеченных ресурсов, которые отвечают определенным требованиям.

Критерием деления капитала на основной и дополнительный является устойчивость элементов капитала, их возможность служить (выступать) в качестве страхового резерва.

К основному капиталу относят элементы самого высокого уровня, которые постоянно находятся у КБ, а дополнительный капитал включает элементы, которые имеют менее постоянный характер. Они могут уменьшаться по величине, могут быть в банке, могут и не быть.

Основной капитал включает:

· УК акционерных КБ, который сформирован простыми акциями и привилегированными по которым КБ может не выплачивать дивиденды и невыплата не влечет возникновение долга у КБ;

· УК ООО;

· увеличение УК за счет капитализации;

· эмиссионный доход (АО и ООО);

· часть фондов, прибыли, по которым есть аудиторское заключение.

 

Сумма основного капитала снижается на:

- сумму нематериальных активов за вычетом начисленной амортизации;

- собственные выкупленные акции (доли);

- непокрытые убытки предшествующих лет и убытки текущего года.

- на сумму капитала, для формирования которого были использованы ненадлежащие активы.

- на сумму вложений банка в акции (доли) за вычетом резерва на возможные потери.

Дополнительный капитал включает:

· прирост стоимости имущества за счет переоценки;

· часть фондов, прибыли, по которым нет аудиторского заключения;

· часть привилегированных акций;

· субординированный кредит

Субординированный кредит (заем, депозит, облигационный заем). Главные требования к нему:

* срок не менее 5 лет без права досрочного изъятия (досрочное погашение возможно только по истечению 5 лет после получения согласия БР);

* процентная ставка по субординированным кредитам на должна быть выше рыночной. Если в договоре предусмотрено изменение процента, то на тех же условиях;

* погашение основного долга единовременно, в конце срока;

* содержит положение о том, что при банкротстве КБ требование по этому кредиту удовлетворяются после требований всех кредиторов.

В расчет дополнительного капитала данная сумма (суммы) включается не более 50% от основного капитала. Все что больше 50% – в привлеченные ресурсы. Если кредит имеет срок более 5 лет (например, 7), то первые 2 года в расчет капитала он будет включаться в полной сумме, а последние 5 лет по остаточной стоимости.

 

Оw = С ´ D     Оw =   ´ 1000 = 800   D – сумма долгового обязательства С – количество полных кварталов, которых осталось до погашения  
       
     

 

20 = 5 лет ´ 4 квартала в год

Например: кредит = 1000 руб. До его погашения осталось – 4 года. В расчет капитала включают – 800 руб.

Если КБ предоставлено несколько таких кредитов, то в состав дополнительного капитала каждый их предоставленных включается на тех же условиях.

В расчет капитала дополнительный капитал включается в сумме которая не превышает основной капитал. Если основной капитал = 0, то дополнительный соответственно тоже = 0.

Сумма основного капитала и дополнительного капитала должна быть уменьшена на величины:

* недосозданных обязательных резервов

* вложения банка в акции дочерних и зависимых обществ и в капитал КО - резидентов

* субординированных кредитов, предоставленных кредитным организациям -резидентам

* превышения значений нормативов Н 9.1, Н 10.1,(за вычетом созданных резервов по кредитам 2-5 групп риска)

* превышения затрат на приобретение материальных активов над собственными источниками

* просроченной дебиторской задолженности более 30 дней по некоторым операциям (брокерские операции, по расчетам с Минфином и др.)

 

Порядок расчета знаменателя Н1: Коэффициенты риска по активам установлены БР по 110-И, где все активы разбиты на 5 групп риска:

-

Ар = А ´ коэф-т риска Например: актив = 1000; II группа риска Ар = 1000 ´ 0,1 = 100
0-вой риск

- 10% риск

- 20% риск

- 50% риск

- 100% риск

КВО и КСС считается по 110-И (Приложение № 2 и № 3).

Порядок расчета РР определен в 313-П

Резервы, которые банки создают в обязательном порядке, уменьшают расчетную величину совокупного риска банка. Если у КБ есть резервы на возможные потери, то для страхования данных операций не нужен капитал, поэтому сумма страховых резервов исключается их совокупной величины риска возможных потерь.

Н1 определяет границы риска для банка по активным операциям. Регулирующая роль Н1 в том, что если банк стремится увеличить риск, то он должен увеличить капитал.

 

4. Привлеченные ресурсы

 

 

Ресурсы – то что есть у банка, что он может использовать в своих операциях.

Привлечен средства – ср-ва клиентов, полученные на определенный срок или до востребования

 

Класс-ция банков.

 

По режиму расчетов:

-депозиты

- до востреб-я

По стр-ре:

- вклады физ лиц

- вклады корпорат клиентов

- межбанк кредиты

Собственные ср-ва- 10-15%

Заем ср-ва - ср-ва полученные от др кред орг-ций – 80—90%

1. Состав ресурсов банка

Формируя ресурсы банк руководствуется ценой привлечения, их устойчивостью. Ресурсы должны также обеспечить соответствие характеру активных операций. Достичь оптимальной структуры ресурсов для банка достаточно сложно, т.к. не все факторы, определяющие качество ресурсов, находятся под воздействием КБ.

Состав ресурсов банка определяется видами банковских лицензий. В целом состав ресурсов складывается:

· из депозитов – денежные средства, размещенные в КБ клиентами под % на определенный срок.

Депозитные и сберег сертификаты, процентные векселя

· средства на счетах клиентов – они попадают в банк, минуя денежный рынок, так как все предприятия, организации обязаны для осуществления расчетов открыть счет в банке (остатки по расч счетам юр лиц,счета до востребования физ лиц, счета по пластик картам).

· Заем ср-ва

· Ср-ва привлекаемые на фондовых рынках (облигации)

2. Депозиты и их правовой режим

Под депозитами понимаются все банковские вклады клиентов и других банков, которые привлекаются на принципах платности и возвратности.

Правовой режим депозитов определяет: ГК РФ; ФЗ "О банках и банковской деятельности"; нормативные акты БР.

ГК закрепляет право банков на привлечение денежных средств во вклады (депозиты). В ФЗ "О банках и банковской деятельности", особое внимание уделяется правовому регулированию вкладов граждан, где в главе 6. «Сберегательное дело», определено право банков на привлечение вкладов граждан только после 2-х лет работы.

По истечении 21 месяца после вступления силы ФЗ "О страховании вкладов физ. лиц в банках РФ", (он вступил в силу 27.12.2003 г.) банки которые отказались от участия в системе страхования вкладов или не соответствовали требованиям, установленные БР к участию в данной системе, лишаются лицензии на привлечение вкладов физ. лиц.

895 банков – входят в реестр страхования вкладов.

1/10м от остатка ср-в подлежащих резерв-ю – взнос в агентство.

Общая сума на 4 квартал 2011 г -11 млрд руб.

Общая сумма фонда - 13.02.12- 165 млрд

Одной из особенностей правового режима банковского вклада физ.лиц является публичность договора банковского вклада. То есть банк не может отказать в заключении договора банковского вклада, если у него нет на то оснований. Банки не могут оказать предпочтение одному лицу перед другим, не могут устанавливать индивидуальные проценты по вкладам физических лиц.

Статья 836 ГК определяет письменную форму договора банковского вклада. Она считается соблюденной, если вклад оформлен сертификатом, сберкнижкой или другим документом.

Статья 837 определяет право физ.лиц в любой момент расторгнуть договор банковского вклада и банк обязан вернуть вклад по первому требованию. Юр.лица такого права не имеют, если оно не определено договором.

Сейчас БР выступает с предложением внести изменения в ст. 837 ГК по физ.лицам, чтобы банк имел право включить в договор уведомление сроком до 30 дней.

Юр.лица не вправе перечислять денежные средства, которые находятся в депозите другим лицам (ст 834), а физ.лица имеют такое право.

Договором банковского депозита могут быть оформлены средства в рублях, иностранной валюте и в драг металлах, следовательно, в банке открываются рублевые, валютные счета и обезличенные металлические счета.

Драгоценные металлы на обезличенном металлическом счете имеют количественную характеристику (монеты – шт.) и стоимость (50-П).

Депозиты могут быть структурированы по различным признакам, наиболее значимым для банка являются:

· срок (до востребования или срочные), что важно с точки зрения устойчивости ресурсной базы и ее цены;

· по субъектам что также важно с т. зрения устойчивости ресурсной базы (наиболее устойчивы ресрусы юр.лиц, менее – средства БР и других банков. Это связано с тем, что БР и другие банки наиболее информированы по финансовому положению банка. Физ. лица менее информированы, но если они получают неблагоприятную информацию о банке, то происходит массовое изъятие денежных средств, что также делает неустойчивыми ресурсы, привлекаемые от физ. лиц. Кроме этого физ.лица, как было отмечено выше, имеют право на досрочное изъятие вклада.)

· оформление депозита: сберегательной книжкой, ценными бумагами или обычным договором.

Оформление депозитного договора сберегательной книжкой характерно для физ.лиц. Ст. 843 ГК. В сберкнижке указывается:

- наименование и местонахождение КБ или его филиала

- номер счета по вкладу

- все суммы денежных средств, зачисленных на счет

- все суммы денежных средств, списанных со счета

- остаток денежных средств на счете

Предъявление сберегательной книжки является основанием для совершения операций по счету клиента.

Депозит может быть оформлен сертификатом. Правила выпуска и обращения определен ГК ст. 844 и письмом БР № 14-3-20.

БР устанавливает единые для всех КО правила по выпуску и оформлению сертификатов. Они могут выпускаться в разовом порядке и сериями, могут быть именными и на предъявителя. Сертификаты не являются платежным или расчетным средством за проданные товары и услуги.

Через выпуск сертификатов КБ может привлекать только рублевые средства как от резидентов так и нерезидентов.

Сертификаты должны быть срочными. Срок обращения сертификата определяется банком. Проценты по ним должны начисляться не реже 1 раза в месяц, а выплата производится одновременно с погашением сертификата. Внесистемно проценты начисляются ежедневно в разрезе каждого сертификата.

Бланки сертификатов изготавливаются полиграфическими предприятиями, которые имеют лицензию МФ.

Сертификаты должны иметь корешки, в которых указывается номер сертификата, сумма, срок, кому выдан, подпись вкладчика. При оформлении корешки отрываются и хранятся в банке.

Сертификаты бывают для физ.лиц - сберегательные и депозитные – для юр.лиц.

Сберегательные сертификаты могут выпускать банки, имеющие:

· срок деятельности не менее 2-х лети лицензию на осуществление операций с физ.лицами;

· опубликованную годовую отчетность;

· соблюдение экономических нормативов, в т.ч. норм обязательного резервирования;

· наличие 5% резервного фонда

Банк-эмитент сам определяет условия выпуска и обращения сертификатов, которые утверждаются и в двухнедельный срок отсылаются в ТУ БР, где они рассматриваются не более 2-х недель.

Наряду с условиями банки должны предоставить макеты сертификатов, нотариально заверенные лицензии, свидетельство о гос регистрации, баланс и расчет экономических нормативов на последнюю отчетную дату.

ТУ БР может запретить выпуск сертификатов:

если условия выпуска противоречат действующему законодательству:

· банк нарушает сроки предоставления документов;

· произошло ухудшение финансового положения банка;

· применение к КБ запрета на привлечение денежных средств во вклады или его ограничения

· реклама сертификатов до срока регистрации.

Если нарушений нет, ТУ БР регистрирует условия выпуска, после чего выдается письмо и банк может начать выпускать сертификаты.

ТУ БР аннулирует условия выпуска по решению КО после изъятия из обращения сертификатов и их погашения, а также при ликвидации КБ на основании приказа БР.

Сертификат должен содержать обязательные реквизиты

1. Наименование сертификата.

2. Номер и серия.

3. Дата внесения вклада.

4. Размер вклада прописью и цифрами.

5. Безусловное обязательство КБ вернуть указанную сумму и проценты.

6. Дата востребования.

7. Проценты (размер, сумма).

8. Процент при досрочном изъятии.

9. Наименование, местонахождение, корсчет КБ в БР.

10. Для именного сертификата наименование и местонахождение ЮЛ, для ФЛ – ФИО и паспортные данные.

11. Подписи 2-х лиц, ответственных за выпуск сертификатов и печать.

Владелец сертификата может уступить право требования другому лицу в течение срока обращения сертификата. По сертификатам КО на предъявителя уступка осуществляется простым вручением, а по именному оформляется цессия.

Расчеты по купле-продаже для юр.лиц осуществляются только безналичным способом, а для физ.лиц наличным и безналичным.

Сертификаты имеют вторичный рынок и он должен делать ресурсную базу банков более устойчивой, но в РФ этот рынок не развит.

Для привлечения ресурсов банками выпускаются ­ финансовые векселя, которые имеют депозитную природу.

Банки могут выпускать простые и переводные векселя, а также процентные и дисконтные.

Банки разрабатывают положение о выпуске векселей, которое утверждает Председатель правления банка.

Векселя позволяют привлечь ресурсы в рублях и ин.валюте. Покупка-продажа векселя оформляется договором. В КБ ведется журнал регистрационного учета выпущенных векселей.

Оплата векселя производится по заявлению векселедержателя по предъявлению векселя к оплате. Оплата осуществляется только! безналичным путем для ЮЛ, а для ФЛ — наличным и безналичным.

Вексель может являться расчетным средством, использоваться в залоговых, внешнеторговых операциях, векселем может быть выдан кредит, что делает вексель привлекательным, как для банка, так и для его клиентов.

Через выпуск векселей банки привлекают достаточно дешевые ресурсы, но, в основном, краткосрочные.

Банки могут заниматься эквайринговыми операциями, то есть осуществлять расчеты с предприятиями торговля и выдавать наличные деньги держателям карт, которые не являются клиентами данного банка.

3. Средства на счетах клиентов

Средства на счетах клиентов юридических и физических лиц попадают в банк через открытие и ведение счета (в рублях и в инвалюте) резидентам и нерезидентам. Движение средств по счетам связано с совершением расчетов или целевым использованием.

Счета используются для проведения операций (юр лица)

Виды счетов:

- расчетные - открывается только юр лицам и ИП

- текущие - для физ лиц

- бюджетные - открывается пред-ям, кот получают бюдж ср-ва (гос ассигнование) – открывается в казначействе.

- корсчета банков – счета отк-ся КО, подразделениями БР

Открываются взаимные корсчета между банками, чтобы улучшить движение ср-в своих клиентов.

Типы кор счетов:

1)система расчетов БР

2) расчетная сеть Сбербанка

3) м б взаимные кор счета между банками

Проблема – поиск оптим выбора открытия кор счета

Лоро – пассив; банку респонденту

Ностра – актив

Остатки по ним на конец дня должны быть равны.

- счета пластиковых карт – они удобны для клиентов. Наращивается эмиссия карт чтобы получит доп доход и остатк по картам – значительная часть пассивов.(20-30% от ежемесячного дохода)

Порядок эмиссии и осуществление расчетов с использованием карт определен в 266-П

Банковские карты выпускаются для юр.лиц и для физ.лиц (если банк работает более 2-х лет и имеет соответствующую лицензию).

Физ лицам (как резидентам, так и нерезидентам) КБ может выдавать:

· Расчетную(дебетную) банковскую карту – расходование средств в пределах суммы, которая имеется на счете, или кредита предоставляемого КБ – эмитентом клиенту (овердрафт).

· кредитную – позволяющая владельцу карты осуществлять операции сверх суммы, которая находится на счете в пределах установленного лимита.

· предоплаченная карта которая предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются КБ – эмитентом от своего имени.(сертификат кот передается физ лицу)

 

Для юр. лиц:

· расчетную банковскую карту – расходование средств в пределах суммы, которая имеется на счете или кредита предоставляемого КБ – эмитентом клиенту (овердрафт)..

· кредитную – клиент может осуществлять операции сверх суммы, которая находится его на счете в пределах установленного лимита.

 

КБ, который собирается эмитировать банковские карты, должен в 30-дневный срок уведомить ТУ БР и в нем должна быть информация о платежной системе и типе банковских карт.

 

По ГК банк вправе использовать денежные средства, находящиеся на счете (например, на расчетном счете), гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами. За использование денежных средств, которые находятся на расчетном счете клиента, банк может не уплачивать проценты, если это определено договором, либо начислять проценты лишь при наличии на счете определенного минимального остатка, что делает данные ресурсы для банка выгодными по цене привлечения.

Если процент начисляют, то сроки начисления определяется договором или поквартально. Размер процента может быть определен договором, если нет, то размер процента как по вкладу до востребования.

Клиент вправе в любое время расторгнуть договор в одностороннем порядке, что снижает устойчивость данного вида ресурсов для банка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.896 сек.