КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные области практического использования методов психологической диагностики
Вопрос ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОДИАГНОСТИКУ Лекция 1.2 Требования к пользователям К пользователям, являющимся профессиональными психологами, предъявляются такие требования: а) психолог должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, должен б) отвечает за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики; в) пользуется преимущественным правом на проведение психодиагностики в заданной области, на использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими г) в подборе методик в комплексную программу обследования не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требования максимальной эффективности диагностики; д) параллельно с использованием методик ведет научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области: е) обеспечивает тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями; ж) обеспечивает конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе "личного доверия". Серия «ПСИХОДИАГНОСТИКА»
(Материалы для самостоятельного изучения темы №1) Учебные вопросы:
7. Основные области практического использования методов психологической диагностики 8. Критерии эффективности практической работы психодиагноста Психологическая диагностика — прикладная отрасль психологии, поэтому диагност, применяя свои методы, способствует решению тех практических задач, которые возникают в разных сферах жизнедеятельности человека. Во введении уже было охарактеризовано поверхностное и легкомысленное мнение о работе психодиагноста, которая представляется как процесс тестирования и последующей обработки полученных результатов с помощью разработанной системы правил. На основе такого ложного понимания работы возникает заблуждение, состоящее в следующем: неспециалист может с успехом использовать методы психологической диагностики, так как в процедуре диагностирования и обработки результатов нет ничего сложного. Данное заблуждение чрезвычайно опасно, недаром проблема квалификации психодиагноста отражена в этических нормах и стандартах практического психолога, обязательных для всех цивилизованных стран. На самом деле процедура диагностирования — лишь один из этапов в работе психолога. Рассмотрим, из чего складывается его деятельность, каковы основные этапы его работы. Чаще всего специалист организует свою работу на основе практического запроса, состоящего в требовании решить практическую проблему. Поскольку требование, обращенное к диагносту, сформулировано обыденным, житейским, а не научно-психологическим языком, 1. на первом этапе своей работы он должен превратить это требование в психологическую проблему. Только после такого преобразования практический запрос может быть разрешен с научных позиций, профессионально, а не на основе интуиции, здравого смысла, по-житейски.
2. На втором этапе следует собрать предварительную, необходимую для решения проблемы информацию в отношении того лица или группы лиц, по поводу которых поступил практический запрос. Например, это могут быть: анамнез, медицинские заключения, сведения о семье и ближайшем окружении, информация об успешности выполняемой деятельности (учебной или трудовой).
3. Собранная информация нужна для выдвижения гипотез в отношении того, как решать поставленную проблему, какие диагностические инструменты использовать. Формулирование гипотез и выбор диагностических методов их проверки — третий этап в работе психодиагноста.
4. На четвертом этапе проводится диагностическое обследование, обрабатываются и анализируются его результаты.
5. Пятый этап — это формулирование основных выводов, заключений, вытекающих из полученных диагностических результатов, а также прогноза на основе сделанных выводов.
6. На шестом этапе психодиагност часто должен определить те виды помощи, психологический воздействий, которые желательны в отношении продиагностированного индивида или группы. Формы психологической помощи многообразны. Это: *психотерапия, целью которой является психическое здоровье человека, *индивидуальное консультирование, *коррекция, *развитие, *групповая работа, используемые для оказания помощи индивидам при различных психологических затруднениях.
Таким образом, деятельность психодиагноста сложна и разнообразна. Наиболее трудными ее аспектами являются: *выбор нужных, подходящих для решения конкретной проблемы методик *интерпретация полученных результатов их применения.
Специальной подготовки требуют: * написание психологического заключения (характеристики), а также *оценка прогностического значения диагностических результатов.
Психодиагностические методы и методики используются в разных сферах практической деятельности человека. Рассмотрим специфику их применения в некоторых из них.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |