Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С какими целями в клинике используются методы психодиагнос­тического обследования?




Использование психодиагностики в медицинских учреждениях

Психодиагностика активно используется в области медицины, в част­ности в психиатрических и неврологических клиниках. Диагностические методы исследования психологических особенностей пациентов этих клиник рассматриваются как вспомогательные, подчиненные за­дачам и интересам клиники. Эти методы разрабатываются и разви­ваются в рамках особых отраслей психологии— патопсихологии и нейро­психологии.

 

1. Во-первых, в тех случаях, когда у врачей возникают трудности с постановкой диагноза. Известно, что в ряде случаев психодиагнос­тические методы позволяют уточнить медицинский диагноз.

2. Во-вторых, психодиагностика часто применяется для оценки эф­фективности терапии.

3. И, наконец, психодиагностика необходима при исследовании паци­ентов с целью трудовой, воинской и судебной экспертизы.

Главной чертой психодиагностического обследования пациентов кли­ники является значительная роль, которую играют малоформализованные методы диагностики — наблюдение и беседа. Необходимо, чтобы данными методами психолог-клиницист владел в совершенстве, обладал большим искусством беседы с больными, точного наблюде­ния за ними и тонкого описания их психических состояний. В беседе устанавливается контакт с больными, выявляются различные оттен­ки их психического и физического состояния, симптомы заболевания, фиксируются жалобы, проявления болезни, ее влияние на взаимоот­ношения с другими людьми и пр. Манера рассказа, особенности речи могут дать представление об особенностях личности больного, его ха­рактере, что может оказаться весьма полезным для эффективного вза­имодействия врача и пациента.

Наблюдение, как и беседа, занимает первостепенное место при пси­ходиагностическом обследовании больных, сопровождает другие ме­тоды исследования. Особую роль оно играет в выявлении симуляции и диссимуляции больного.

Однако психолог-клиницист не может ограничиться использовани­ем только методов беседы и наблюдения, они обязательно дополняются экспериментальным исследованием, дающим более точную инфор­мацию о пациенте.

При экспериментальном исследовании больному предлагают вы­полнить ряд заданий, направленных на диагностику отдельных пси­хических функций. Анализ выполнения является системным, учиты­вающим тот факт, что при аномалиях психической сферы нарушение одного какого-либо психического процесса ведет к системному эффек­ту, т. е. к нарушению других процессов. Фиксируются и самые общие элементы структуры деятельности, такие как:

♦ активная ориентировка в материале;

♦ целенаправленность;

♦ критичность.

Проводится качественный анализ процесса выполнения заданий, оценивается поведение испытуемого в момент диагностирования, вы­являются типы ошибок.

При постановке диагноза принимается во внимание, что симптомы расстройств психики имеют свой собственный, иногда очень сложный механизм развития; причина каждого симптома может быть очень раз­личной, она не задана, не предопределена самим поражением мозга.

Для достижения этой цели в клиническом консультировании экс­периментальное исследование проводится с соблюдением особых прин­ципов, среди которых можно выделить следующие:

♦ большая «отработанная» простота инструкции;

♦ тщательность протоколирования опыта;

♦ видоизмененная мотивировка заданий;

♦ направленность на качественный анализ выполнения и др.

Больные должны обследоваться всесторонне, с помощью ряда ме­тодик, выбор которых определяется клинической задачей и состояни­ем пациента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.