Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Принципы обучения

Принцип – это инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции.

Принципы обучения. История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые педагоги могли бы достигнуть высоких и прочных результатов. Дидактические принципы – это основополагающие объективные законы, используемые в обучении в качестве обобщённого метода. Вся система принципов и законов той или иной области дидактики называется закономерностью. Анализ многочисленных попыток исследователей разработать систему дидактических принципов позволяет выделить в качестве основополагающих следующие: принципы сознательности и активности; наглядности; систематичности и последовательности; прочности; научности; доступности; связи теории с практикой; развивающего и воспитывающего обучения.

1. Принцип осознанной активности (сознательности и активности) является основопо-лагающим объективным законом эффективного обучения, выражающим успешность последнего в зависимости от осознанной активности ученика в процессе этого обучения.

Практическая реализация принципа сознательности и активности осуществляется путём следующих правил обучения.

1. Ясное понимание целей и задач предстоящей работы – необходимое условие сознательного обучения. 2. Обучайте так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать. 3. Обеспечивайте понимание учащимися смысла каждого понятия, раскрывайте их, опираясь на знания и опыт учащихся, используйте сравнения. 4. Используйте силу взаимообучения учащихся. Обеспечьте надлежащие условия для развития групповых форм поиска правильного ответа. 5. То, что учащимся неизвестно, логически увязывайте с известным: где нет логической связи между усвоенными знаниями, там нет и сознательного обучения. 6. Обучение станет наиболее успешным, если оно сопровождается оптимальным количеством примеров. 7. Ничему не следует учить, опираясь на свой авторитет, но всему учить при помощи доказательств, основанных на чувстве и разуме. 8. Необходимо чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить учащихся мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей – непременное условие развивающегося обучения. 9. Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет. 10. Постоянно изучайте и используйте индивидуальные интересы учащихся, развивайте их таким образом, чтобы они согласовались с личными и общественными потребностями. 11. Приучайте учащихся думать и действовать самостоятельно. Не допускайте пересказывания и копирования. 12. Творческое мышление развивается всесторонним анализом проблем, познавательные задачи решайте несколькими логически различающимися способами, чаще практикуйте творческие задания. 13. Мастерство задавать вопросы и выслушивать ответы – одно из условий стимулирования и поддержки активности. 14. Доверяйте возможностям ученика.

2. Принцип наглядности – опора на реальные представления учащихся.

Правила обучения: а) сопровождайте обучение ощущениями и восприятиями всех органов чувств, какие могут оказать помощь в усвоении материала; б) используйте все средства наглядности, в том числе и современные технические средства обучения; в) с возрастом ученика предметная наглядность должна уступать место символической образной наглядности (образности речи); г) применяя наглядные средства, рассматривайте их с учащимися сначала в целом, потом – главное и второстепенное, затем – снова в целом; д) обоснованно применяйте современные средства наглядности: наглядность не цель, а средство обучения.

3. Принцип системности и последовательности обучения является отражением необходимости единства и взаимосвязи элементов и частей содержания обучения и их последовательное усвоение. Знание лишь тогда имеет устойчивый и понятный смысл, когда оно организовано в систему. Правила обучения: а) разделяйте учебный материал на последовательные, логически обоснованные части; б) каждая тема должна иметь своё место в системе предметного знания, а сам предмет – в структуре учебного плана; в) обеспечьте преемственность между однородными предметами; указывайте на связи объясняемого материала с другими, ранее изученными знаниями; г) используйте схемы, планы, составляйте опорные конспекты, структурно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний; д.) следите за способом и формой выражения мыслей учащихся; не забывайте, что понимание системы требует логики; е) приучайте учащихся к систематическому анализу собственных ошибок; ж) сформировавшаяся система знаний – важнейшее средство предотвращения их забывания.

4. Принцип прочности обучения – основательное изучение материала, при котором учащиеся всегда могут воспроизвести его в памяти или воспользоваться им как в учебных, так и практических целях. Правила обучения: а) не рекомендуйте запоминать то, что ещё не осмыслено. Все, что необходимо запомнить, следует осознать; б) не приступайте к изучению нового, не закрепив знания старого; в) в современном обучении мышление должно главенствовать над памятью; г) чтобы освободить учащегося от заучивания материала, имеющего вспомогательный характер, приучайте его пользоваться различными справочниками-словарями; д) не приступайте к изучению нового материала, предварительно не сформировав двух важных качеств – интереса и положительного отношения к новому; е) не давайте лёгких и однообразных видов работы: они мало развивают и быстро утомляют; ж) используйте стимулирующий контроль за прочностью усвоения знаний.

5. Принцип доступности обучения основан на законах познания: познание всегда идёт от известного к неизвестному, от простого к сложному. Доступное познание – это соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащегося. Правила обучения: а) учебный процесс следует вести в оптимальном темпе (не задерживать сильных и развивать быстроту действия у средних и слабых); б) обучение требует известной напряжённости (отсутствие напряжённости способствует отвыканию учащихся работать в полную силу); в) широко используйте аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: они дают толчок мысли, делают самые сложные мысли доступными для понимания; г) избегайте монотонности речи, обучайте образно, используйте яркие факты, примеры из жизни, литературы; д) не увеличивайте длительность монологов, тонко чувствуйте, что необходимо объяснить, а что учащиеся поймут самостоятельно.

6. Принцип научности обучения связан с осознанием значимости науки в методологии приобретения знаний и в жизнедеятельности людей. Правила обучения: а) используйте только методы, методики обучения, основанные на научных знаниях; б) подчёркивайте значимость научных знаний в практике жизнедеятельности людей; в) знайте о новейших исследованиях в области преподаваемого вами предмета; г) знакомьте учащихся с учёными, их вкладом в развитие науки; д) применяйте научную терминологию; е) не обходите спорные научные проблемы, в доступной форме раскрывайте их содержание и перспективные пути решения; если позволяют условия, организуйте дискуссию; ж) поощряйте исследовательскую работу учащихся.

7. Принцип практичности обучения (связи теории и практики) – это фундаменталь-ный закон деятельной обусловленности последнего. Практика – основа и цель познания. Она выступает критерием оценки нашего знания. На практике обнаруживаются все достоинства и недостатки самого обучения, его связи с жизнью. Правила обучения: а) в обучении идите от жизни к знаниям; дорога от знаний к жизни станет тогда более доступной; б) ссылки в процессе обучения на новую технику и технологии, указания принципиальной связи изучаемых знаний с ними должны быть обычными; в) включайте ученика в изготовление сложных технических средств обучения; в) внедряйте в учебный процесс производственную практику; г) воспитывайте у учащихся стремление к постоянному улучшению результатов своей работы, развивайте соревновательность; д) развивайте, закрепляйте, переносите успехи учащегося в одном виде деятельности на другие.

8. Принцип интенсивности отражает закономерность результатов обучения от достаточно высоких, но доступных учебных нагрузок, от принятия мер, обеспечивающих максимально возможные результаты при минимально возможных затратах времени, сил и средств. Он реализуется применением правил: а) оптимального темпа обучения; б) подбора методов, наилучшим образом отвечающих решаемой задаче обучения; в) применения интенсивных обучающих технологий; г) максимально доступных нагрузок в самостоятельной работе.

9. Принцип развивающего и воспитывающего обучения гласит, что знания выступают не целью, а материалом строительства личности, условием её становления. Именно поэтому в обучении всегда должны выдвигаться не только образовательные, но развивающие и воспитывающие цели и задачи, разрешаемые с учётом особенностей и возможностей личностного развития, социальных установок и ценностей. Гармонизировать личностное и социальное – главная и наиболее сложная задача обучения. В общем плане трудно сказать, что первично – личное или социальное. Но в педагогическом плане всё более определённо: педагог работает с конкретным человеком, он обучает и развивает его, но, обучая, приобщает его к общественным условиям, социальным ценностям. Он адаптирует его для общества, не подчиняя его последнему. И именно в качестве развитой, творческой, свободной личности человек оказывается наиболее полезным демократически построенному, организованному на гуманистических началах или, во всяком случае, движущемуся в этом направлении обществу. Механизмом развития выступает развивающая деятельность обучаемого в «зоне ближайшего развития».

10. Принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения характери-зуется следующим положением: каждая из этих форм обладает своим потенциалом развития, но каждая имеет и серьёзные ограничения. Полная индивидуализация обучения нерациональна со многих точек зрения, но прежде всего она лишает ученика (студента) разнообразия общения, возможности научиться вести совместную работу и жить в коллективе. Очевидна и несостоятельность только коллективных форм, в которых нередко господствует усреднённый подход и теряется личность. Идут непрерывные поиски возможностей гармонического сочетания этих двух полярных форм и подходов.

Современная трактовка обучения углубляет данный принцип, она связана с личностно-индивидуальной ориентацией, с опорой на индивидуальность каждого ученика, вплоть до определения индивидуальных траекторий обучения с правом выбора учеником уровня и методов овладения программами, с более широким использованием адаптированных к особенностям обучаемых компьютерных программ, но с включением каждого в коллективные формы работы.

Итак, дидактические принципы – это основные положения, нормативные основы обучения, представленные в системе и определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими их целями. Указанные принципы носят всеобщий характер. Каждый из принципов несёт в себе собственное, не перекрываемое другими принципами содержание как отражение той или иной тенденции учебного процесса. Ряд принципов представлен попарно и это педагогически обоснованная интеграция. Принципы представляют систему, которая имеет свою иерархическую взаимосвязь: одни принципы являются первостепенными, другие являются производными от ведущих. Однако важно выделить, что вершиной иерархической системы принципов является принцип воспитывающего и развивающего обучения. Принципы не просто связаны, не просто дополняют друг друга, их взаимодействие выступает как действие каждого из принципов через все другие. Относительно системы принципов справедлив девиз: «Всё или ничего», именно единство всех принципов позволяет обучению быть целесообразным, целостным, эффективным, развивающим и качественным.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос. Предмет дидактики, её сущность | Формы организации обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.