КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы организации обучения
Понятие методов обучения, их классификация Метод обучения – это способ учебного взаимодействия субъектов обучения с целью осуществления учебного процесса. Метод обучения относится к взаимной деятельности преподавателя и ученика. Способы осуществления преподавательской деятельности называются методами преподавания, а способы работы ученика – методами научения. В методе следует выделить приём как часть метода, его отдельный шаг, и методическую операцию – целостное действие метода. В методе выделяют совокупность приёмов по изучению того или иного предмета, называемых методикой. Классификация методов. Классификация столь многоаспектного явления, как метод, предоставляет нам неограниченные возможности. Современные отечественные и зарубежные источники предлагают многочисленные классификации, выбор среди которых, наиболее убедительных и практичных, является проблематичным. Одно несомненно: каждая классификация имеет ценность для той или иной стороны учебного процесса. Классификация по цели обучения: методы познания, методы формирования навыков и умений, методы научно-исследовательской работы и др. Классификация по типам познания: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, метод проблемного познания, эвристический. Функциональные методы: обучающие, развивающие, побуждающие, воспитывающие и контрольные. Классификация по видам обучающей деятельности: метод рассказа, беседы, лекции, дискуссии, работа с книгой, демонстрации, иллюстрации, видеометод, упражнение, лабораторный, практический, метод познавательной игры, метод программного обучения, обучающего контроля, ситуационный метод. Остановимся на основном методе (форме) обучения в высшей школе – лекции. Лекция – это монологический способ изложения учебного материала и обеспечивающего взаимодействие педагога и учащегося, чёткое и ясное для слушателей структурирование занятия (выделение введения, основных вопросов и ключевых моментов, заключения и выводов). «Лекция – это очень эффективная форма систематического, живого, непосредственного контакта сознания, чувства, воли, интуиции, убеждённости, всего богатства, личности педагога с внутренним миром слушателя» – считает В.И. Загвязинский. Знающий, интеллигентный, вооружённый опытом и научным методом, неординарно мыслящий, интересный для молодёжи человек ведёт её в мир знания, приобщает к «тайнам» научного мышления, вводит в лабораторию поиска, заражает верой и энтузиазмом познания и преобразования. Размышляя вслух, лектор может и должен заражать аудиторию пафосом утверждения нового, поэзией проникновения в глубины неизвестного, силой и красотой сочетания логики и интуитивного «схватывания». Педагог, читающий лекцию, несёт живое знание, обладающее ценностями, смыслами, а не просто информацию, он выступает и как учёный, добывающий это знание, и как оратор, его пропагандирующий, и как воспитатель, чувствующий аудиторию и стимулирующий развитие личности. Лекция выполняет ряд функций: информационную, мотивационную (развитие интереса к науке, познавательных потребностей), организационно-ориентационную (советы по научной организации познавательной работы, ориентация в первоисточниках), профессионально-воспитательную (воспитание профессионального призвания, профессиональной этики, развитие специальных способностей), методологическую (образцы научных методов объяснения, анализа, интерпретации, прогноза), оценочную и развивающую (формирование мыслительных умений, чувств, отношений, оценок). Реализация указанных функций позволяет осуществлять на лекции разностороннее воспитание студентов, поэтому воспитательную функцию можно считать не рядоположенной остальным, а интегрирующей. Технология лекционного метода предполагает сообщение учащимся плана, структурирование занятия (выделение введения, основных вопросов, заключения), указание на особенности конспектирования, интонационное выделение и повторение главных выводов и обобщений, риторические вопросы, показ иллюстрационного материала, эпизодические обсуждения, резюме и краткий анализ литературы. Лектор должен позаботиться о рациональном дозировании материала в каждом из разделов темы. Лекция призвана дать целостное, систематизированное и отчётливое, самое современное представление об относительно самостоятельном, сложном вопросе жизни или профессиональной деятельности. В лекции обычно даётся сжатое изложение основных научных фактов, служащих базой для последующего анализа, рассуждений, оценок. Чтобы лекция послужила стартовой площадкой познания и поиска, очень важно придать ей познавательную направленность, доказать объективную значимость изучаемого, раскрыть его субъективный смысл, озадачить слушателей. В этом проявляется мотивационная функция лекции. Проводя обзор источников, сравнивая и анализируя научные направления, методы, идеи, выводы, обнажая проблемы и перспективы поисков, лектор выделяет основное, направляет внимание слушателей на определяющие положения и важнейшие вопросы, разъясняет порядок работы над материалом, даёт советы об организации учебной деятельности, вызывает интерес к изучению первоисточников, поиску, эксперименти-рованию. Анализируя научные теории, рассматривая научные проблемы, лектор выявляет, раскрывает методы исследования, сравнивает и сопоставляет их, разъясняет принципы научного поиска, его общие предпосылки и подходы, то есть осуществляет методологическую функцию лекционного преподавания. Наконец, организуемая на основе содержания деятельность студентов (вернее содеятельность с лектором) – методика работы над содержанием, прежде всего постановка познавательных задач, решаемых при живом участии аудитории, осознание смысла изучаемых факторов и положений, возбуждение эмоционального отношения к предмету изучения, овладение логикой – способствует формированию гибкого, анали-тического мышления, смыслообразующих мотивов, собственных подходов и оценок, развитию личности студента, его способностей, содействует определению гражданских позиций, становлению мировоззрения, ведёт к разностороннему развитию личности студента. Так осуществляется оценочная, развивающая и воспитывающая функции лекции. Лекция – это сплав, произведение научной мысли и эстетики слова преподавателя. Развивающий эффект лекции состоит в вовлечении студентов в поток логического мышления. В воспитательном смысле лекция формирует устойчивое произвольное внимание, навыки конспектирования устной речи, умение ставить вопросы и др. Лекционно-методическая система используется в работе с молодыми людьми, готовыми в физиологическом психическом и интеллектуальном отношениях к сравнительно длительному напряжению. В высшей школе использует такие виды лекций: лекция-сообщение (тематические лекции), лекция-беседа, обзорная лекция, проблемная лекция, заключительная лекция (по теме, разделу, курсу), лекция-консультация. Лекция обзорная и лекция заключительная нацелены на высокий уровень систематизации, обобщения, углубления изучаемого. В лекциях-консультациях лектор даёт более или менее систематическое освещение ряда важных проблем, отвечая, прежде всего, на предварительно поступившие вопросы слушателей. Особого внимания заслуживает вопрос о лекции проблемного типа. Такая лекция должна служить своего рода пусковой установкой студенческого поиска, стимулировать изучение литературы и размышления. В проблемной лекции может рассматриваться ещё не решённая до конца научная проблема, может быть создана проблемная ситуация, когда лектор не даёт готовые истины, а сталкивает слушателей с познавательными противоречиями и тем самым возбуждает активное мышление студентов, направленное на поиск истины, стимулирует их познавательные процессы, духовные стремления и запросы. Полноценная проблемная лекция обычно соединяет в себе эти стороны, в ней ставятся важные проблемы курса, и эти проблемы рассматриваются так, что вскрываются внутренние противоречия объектов, возникают и преодолеваются познавательные затруднения, проводятся сопоставление, оценка и выбор вариантов. Проблемная лекция включает несколько звеньев: создание проблемной ситуации (запустить мотивационный механизм поисковой деятельности студентов), анализ поставленной проблемы (показ разных концепций к одной и той же проблеме) и проверка (опосредованная) полученного решения (отбрасывание неверных предположений, обоснований, аргументаций и развитие достоверных положений). Все виды лекций, как правило, оформляются в опорный конспект. Опорный конспект – это метод обучения, обеспечивающий на основе предельного обобщения, кодирования, «свёртывания» знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего «развёртывания», полноценного воспроизведения в сознании учащихся. Развивающий эффект этого метода обеспечивается за счёт интенсивной интеллектуальной деятельности студентов (учащихся), необходимости постоянного обобщения и возможности (при необходимости) конкретизировать. В целом можно отметить, что в современных условиях роль вузовской лекции в системе высшего образования возрастает, изменяются и требования к ней. Лекция должна быть более гибкой, дифференцированной, многофункциональной, полнее выполнять ориентирующую, стимулирующую, методологическую, развивающую и воспитывающую функции обучения. Итак, в педагогике известны разные методы обучения, которые нельзя оценивать по принципу «лучше» или «хуже». Их выбор зависит от многих показателей, начиная от дидактической концепции и кончая профессиональными возможностями, склонностями и предпочтениями преподавателя. Компетентность и профессионализм педагога и заключаются в умении адекватно образовательной цели подбирать метод обучения и эффективно его использовать при работе с учениками (студентами, слушателями). Формы организации обучения (формы обучения) – это способы организации взаимосогласованных действий преподавателя и ученика, осуществляемых в определённом порядке и режиме. Выделяют групповые и индивидуальные, школьные и внешкольные, урочные и внеурочные и т.п. занятия. Школьные занятия делятся на урочные и внеурочные. Урочные занятия – вводный урок, уроки ознакомления с новым материалом, уроки закрепления знаний, контрольные уроки, комбинированные уроки. Внеурочные занятия (вспомогательные формы обучения) – практикумы, семинары, конференции, кружки, консультации, экскурсии, домашнее задание и др. История педагогики знает немало форм организации обучения. Остановимся на формах обучения, применяемых в высшей школе. Самыми распространёнными формами обучения в высшей школе являются: лекция (см. выше), семинар и самостоятельная работа студентов (изучение литературы и первоисточников, написание рефератов, курсовых и дипломных работ, проектов). Важным видом работы студентов являются также производственные и учебные практики. Большие возможности для активизации самостоятельной работы студентов открывают семинарские занятия (от лат. seminarium – рассадник). Семинар – это форма группового обсуждения обучающегося под руководством преподавателя определённого учебного вопроса (теоретического, прикладного, проблемного). Семинар выполняет ряд образовательных функций: развивающую (развитие критического, творческого мышления, умение убеждать, обосновывать и отстаивать свою точку зрения), организационно-ориентационную (работа с методическими пособиями, поиск первоисточников, выбор методов обработки данных и др.), мотивационную (развитие познавательных потребностей). Как правило, семинар следует за лекцией и рассчитан на углубление знаний студентов и обсуждение путей их реализации на практике. Семинарское занятие даёт возможность студенту проверить, уточнить, систематизировать знания, овладеть терминологией и свободно ею оперировать, научиться точно и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки, анализировать факты, вести диалог, оппонировать. Важным элементом семинара является дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Основная задача преподавателя – «раздувать жар» дискуссии, тактично направлять её ход, не допускать отклонений от предмета научного поиска. Эффективным способом стимулирования дискуссии является метод созидательной конфронтации (слишком «доброжелательные» взаимоотношения участников семинара приводят к унынию и скуке): поощрять независимые, неожиданные, неординарные суждения, развитие прямо противоположных точек зрения. Для повышения эффективности дискуссии преподаватель (референт) может использовать: подготовку провокационных вопросов; определять круг проблем, дающих импульс к размышлению; разрабатывать яркие, образные примеры и сравнения по теме; выделять и структурировать ожидаемые узловые вопросы (главные пункты) дискуссии и др. Дискуссия всегда должна завершаться обзором высказываний и подведением итогов. Дискуссионная форма стимулирует развитие у студентов творческого воображения, критического и креативного мышления, умение осуществлять поиск истины и др. Близка к дискуссии другая форма публичного обсуждения проблем – диспут (от лат. disputare – рассуждать, спорить) – специально подготовленный и организованный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две или более стороны, отстаивающие свои позиции. Целью семинаров-диспутов является формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций. Для успешного проведения диспута необходима значительная подготовка, ориентированная на ознакомление с проблемой, и создание адекватной атмосферы в самой аудитории. Участников лучше разделить на подгруппы, каждой из которых предстоит дискутировать с другой по заранее разработанным вопросам, подготовить сообщение и аргументы. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции. Преподаватель тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемый ход, возможные варианты и, главное, выводы, к которым участники должны прийти в результате обсуждения. Ведущий предлагает слово оппонентам, следит за соблюдением регламента, регулирует очередность выступлений. Завершается диспут подведением итогов: насколько глубоко и методологически верно были поставлены спорящими сторонами вопросы, сколь истинными оказались ответы и каково в целом качество усвоения проблемы обеими сторонами; выделяются отдельные интересно поставленные вопросы и ответы; даётся оценка активности и качества подготовки отдельных подгрупп и занятия в целом. На семинаре, как правило, используется индивидуальная практика интеллектуальной работы студентов. Однако возможны, как описаны выше, и групповые формы (оптимальная величина группы 3 – 4 человека). Периодическое использование групповых интеллектуальных заданий на семинаре позволяет преподавателю активизировать всех обучающихся, прививать навыки сотрудничества между студентами, экономить время за счет разделения труда и сотрудничества, осуществлять идентификацию с групповыми достижениями и др. Важным условием результативности семинара является атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, доверительная обстановка, когда студенты не боятся ошибаться, высказывать спорные идеи. Наиболее распространённым и эффективным методом самостоятельной работы студентов является семинар в виде развернутой беседы по плану, заранее им известному, а также небольшого сообщения или доклада с последующим их обсуждением. Конференция – это форма научного сообщения знаний по конкретно обозначенной проблеме. Конференция отличается творческим, дискуссионным, самостоятельным характером выступлений, которые заранее программируются (подаются заявки на участие) и одобряются. Обсуждение проблем получается более основательным, научным, разносторонним и глубоким, чем на семинаре. Коллоквиум – собеседование (беседа) преподавателя со студентами с целью выяснения их знаний, как правило, по разделам, тематическим блокам. Основой вузовского обучения является самостоятельная работа студента. Именно она формирует готовность к самообразованию, создаёт базу непрерывного образования (образования через всю жизнь), возможность самостоятельно повышать свою квалификацию, а если нужно переучиваться, быть сознательным гражданином и созидателем. «Самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного учения», – писал К.Д. Ушинский. Самостоятельная работа – это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им. Различают два вида самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя: 1) самостоятельная работа на лекциях и в процессе проведения практических занятий; 2) самостоятельная работа вне учебных занятий. Изучение вузовских курсов непосредственно в аудиториях обусловливает такие содержательные элементы самостоятельной работы, как умение слушать и записывать лекции; критически оценивать выступления докладчиков на семинаре, групповых занятиях, конференциях; продуманно и творчески строить свое выступление, доклад, рецензию; продуктивно готовиться к зачётам и экзаменам. Самостоятельная работа студентов в аудитории может заключаться в более глубоком и подробном изучении отдельных теоретических положений, методов и способов решения проблем, которое требует присутствия и участия преподавателя. К самостоятельной работе вне аудитории относится конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источникам информации; выполнение рефератов; подготовка к семинарам, конференциям, «круглым столам»; участие в проведении различных исследований и обработке данных; анализ проблемных ситуаций по учебной и исследовательской теме; подготовка к деловым играм; выполнение курсовых и дипломных работ, подготовка к зачётам и экзаменам и др. Самостоятельная работа студента прежде всего касается овладения новой информацией или осмысления пройденной. И в том и другом случае это имеет непосредственный выход на литературу. Работа с книгой имеет свою последовательность: вначале знакомство с общим её построением, оглавлением, содержанием предисловия или введения; затем чтение от начала до конца, чтобы получить целостное представление о проблеме; повторное чтение для углублённого осмысления материала, выделения основных идей, критического и позитивного видения вопроса, выстраивания системы аргументов. Непременным правилом чтения должна быть работа с понятиями (терминами), это позволит понимать и активно использовать научный аппарат книги, запоминать авторов идей, выделение основных позиций той или иной концепции. Желательно ведение записи прочитанного материала. Это позволит студенту привести в систему знания, зафиксировать и закрепить их в памяти. В конспекте (от лат. conspectus – обзор) должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внёс его автор, основные методологические работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Формы ведения конспекта могут быть разными, но начинаться конспект всегда должен с указания фамилии автора, полного наименования работы, места и года её издания. Конспект не должен быть «слепым», безликим, состоящим из сплошного текста. Особо важные места, яркие примеры выделяются разными символами, чтобы можно было как можно быстрее найти нужное положение. В конспект можно записывать собственные суждения, мысли, появившиеся в процессе или после составления конспекта, вопросы, которые необходимо выяснить. Расширению и углублению знаний студента способствует подготовка реферата (от лат. referre – докладывать, сообщать). Студенческие рефераты, как правило, дополняют и развивают основные вопросы, изучаемые на лекциях и семинарских занятиях. Ведущее место занимают темы, которые представляют профессиональный интерес, несут в себе элементы новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, книги, статьи. В процессе подготовки реферата студент учится перерабатывать, обобщать, систематизировать знания, классифицировать конкретные явления, приобретая, таким образом, первоначальные навыки научно-исследовательской деятельности. Реферат должен включать обзор нескольких источников и может служить основой доклада на определённую тему для выступления на семинаре. Итак, высшая школа имеет свои специальные формы организации процесса обучения, которые позволяют реализовать научно-познавательные цели. В целом можно отметить, что педагог сегодня свободен в выборе формы (метода) обучения, главное, чтобы она обеспечивала высокую результативность обучения и применения данных знаний на практике.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |