Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Три сектора жилищно-коммунального хозяйства города

Предприятия коммунального хозяйства обслуживают жилой фонд и промышленные предприятия. Некоторые промышленные предприятия могут иметь собственные сооружения коммунального значения (собственные электростанции, очистные сооружения, дороги и пр.).

Наиболее распространенная организационно-правовая форма хозяйствующих субъектов в ЖКХ – муниципальные унитарные предприятия. Преобладающая хозяйственная структура в жилищно-коммунальном обслуживании – многоотраслевые предприятия. Порядка 30 % объектов коммунального хозяйства находится в муниципальной собственности, а остальные в коллективной, в форме акционерных обществ.

По конкурентному потенциалу все сферы ЖКХ делятся на три сектора:

– локально монопольные;

– потенциально конкурентные;

– рыночные.

Локальные монополии – это отрасли, предприятия, где невозможна конкуренция по экономическим, технологическим, экологическим, естественно территориально причинам. К ним относятся не только предприятия ресурсоснабжения городов (тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, водоотведения), но нередко и организации, обслуживающие жилищное хозяйство, в первую очередь – организации лифтового хозяйства.

Потенциально конкурентные сферы становятся конкурентными по мере изменения системы управления, приватизации, внедрения договорных отношений между собственниками жилья, управляющими компаниями, подрядными жилищными организациями.

В коммунальном хозяйстве потенциально конкуренты:

– управление и обслуживание объектов коммунального хозяйства;

– привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой объекты (котельные, системы газоснабжения от емкостного и баллонного газа);

– выполнение отдельных работ по обслуживанию объектов коммунального хозяйства (ремонт и прочистка сетей, уборка мусора и т.д.);

– проектно-изыскательские и строительные работы по развитию объектов коммунального назначения.

Вполне рыночными, конкурентными стали жилищное хозяйство, прежде всего внутридомовое обслуживание, а также жилищное строительство.

Конкурентная среда формируется по мере разграничения функций собственников жилья, управляющей организации и предприятий – производителей услуг. Управляющая организация получает заказ от сособственника жилья на управление жилищным фондом, а подрядчики – заказ от управляющей компании на обслуживание жилья.

На протяжении последних 20 лет происходит реформирование ЖКХ с целью его демонополизации, развития конкуренции и формирования ответственных собственников жилья.

8. Реформа ЖКХ: необходимость, достижения, перспективы

Как и вся экономика страны, жилищно-коммунальная сфера значительно деградировала в последние годы. Для ее поддержания в рабочем состоянии сегодня требуется все больше средств. При этом, проблемы, возникающие в ЖКХ являются одними из самых чувствительных для населения страны.

Как уже упоминалось выше реформе ЖКХ уже 20 лет, в отрасли, безусловно, происходят кардинальные сдвиги, однако многие проблемы в данной отрасли так и не решены.

Так устранен конфликт интересов, который возник на рубеже нулевых годов, когда жилые помещения были приватизированы в многоквартирных домах, а сами дома находились на балансе у муниципалитетов. С принятием Жилищного кодекса эта проблема была решена, были введены различные формы управления жилищным фондом, улучшилось качество предоставляемых услуг.

Однако рост платежей за данные услуги не всегда бывает адекватным по отношению к качеству и своевременности оказываемых услуг. Остался нерешенным вопрос о текущем и капитальном ремонте жилых зданий (формально это стало обязанностью жильцов, реально – таких денег нет)

На рисунке 13 представлены показатели роста платежей за ЖКУ за последние 10 лет.

Рисунок 13 – показатели роста платежей за ЖКУ за 11 л[15].

По рисунку видно, что темпа роста платежей за услуги ЖКХ в несколько раз превышает темп роста доходов населения и ИПЦ. Доля расходов по оплате ЖКУ в потребительских расходах находится на уровне 10 %, что выше в среднем такой же доли по странам ЕС (~ 8%). При этом уровень оплаты населением ЖКУ составляет порядка 90 %, при плановых 100 %, т.е. произошел рост расходов на данную сферу по сравнению с 2000 г. в 1,7 раза. В структуре платежей за ЖКУ большую долю (81 %) составляет оплата услуг ресурсоснабжающим организациям.

Кризис ЖКХ как отрасли сферы услуг обусловлен совокупностью причин: слабой технической базой отрасли, недостатком мощностей, отсутствием необходимых средств на развитие и текущее содержание, доминирование естественных монополий и т. д.

В настоящее время, проанализировав неудачи и успехи, Правительство предлагает новый подход к реформированию и модернизации отрасли. Разработана «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 годы» (Программа). Целями федеральной целевой программы (ФЦП) являются обеспечение к 2020 году собственников помещений многоквартирных домов всеми коммунальными услугами нормативного качества и доступная стоимость коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры.

Впервые федеральная программа в ЖКХ нацелена на стимулирование развития отрасли уже на этапе предпроектных работ. Такой механизм обеспечивает не только адресность поддержки, но и позволяет добиться высокой эффективности использования привлекаемых средств.

На первом этапе (2010-2011 годы) предусматривалась разработка нормативной базы для реализации ФЦП и запуск нескольких пилотных проектов, в частности, по разработке программ комплексного развития, по разработке единых муниципальных баз информационных ресурсов, по переходу к установлению долгосрочных тарифов и заключению концессионных соглашений.

На втором этапе (2012-2015 годы) предусматривается широкомасштабное применение механизмов Программы, в том числе отработка механизмов кредитования, прежде всего проектов в средних городах, применение новых методов тарифного регулирования.

На третьем этапе (2016-2020 годы) предусматривается переход к системе финансирования реконструкции жилищного фонда за счет собственников жилья при значительном сокращении субсидий со стороны бюджетов всех уровней на проведение реконструкции многоквартирных домов, а также осуществление крупномасштабных инвестиций в коммунальную инфраструктуру и масштабное привлечение инвесторов.

Финансирование проектов предполагается в объеме 4,099 трлн руб. в период до 2020 года. Причем частные инвестиции составят 2,555 трлн руб., а федеральные вложения 422 млрд руб. при софинансировании субъектов Федерации в 407 млрд руб.

Привлечение в коммунальное хозяйство недорогих долгосрочных заемных ресурсов предполагается производить с привлечением широкого круга кредитных организаций, а также с использованием механизма выпуска специальных долгосрочных инфраструктурных облигаций субъектов Федерации, хозяйствующих субъектов – инициаторов инвестиционных проектов. При этом институты развития могут быть использованы для предоставления кредитным организациям долгосрочных источников финансирования.

Реализация проектов, которые не могут быть осуществлены исключительно за счет кредитных ресурсов, предполагается осуществлять за счет средств хозяйствующих субъектов и муниципальных бюджетов с возможностью субсидирования из регионального и федерального бюджетов. Это, в первую очередь, касается проектов в малых городах и сельских населенных пунктах.

Разработчики программы считают, что ускорение модернизации коммунальной инфраструктуры в рамках программ комплексного развития позволит преодолеть критическое отставание российских технологий в отрасли от зарубежных конкурентов.

Еще одним важным направлением работы станет тарифное регулирование, полный переход к экономически обоснованным тарифам при одновременной социальной поддержке малоимущих граждан.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Управление жилищным фондом | Оплата жилья
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.